Один из сотрудников нашего издательства имеет обыкновение утаскивать к себе в машину попавшие на тестирование интересные головные устройства и ездить с ними по несколько дней, от одного до трёх-пяти, в зависимости от того, насколько понравился аппарат. Некоторые, поставленные перед отъездом со службы домой, возвращались на склад утром следующего рабочего дня без комментариев, что само по себе — результат экспертизы.
Мы вредной привычке коллеги особенно не препятствуем, хотя обусловлена она любопытством, а не служебными обязанностями, он по жизни и по должности — эксперт по домашней технике. Однако этот аппарат нам пришлось выбивать из уважаемого эксперта почти с боем и спустя неделю после начала его добровольного дорожного теста, с тем, чтобы приступить к собственному обязательному. Это было ещё летом, накануне подведения итогов конкурса EISA, где выяснилось, что мнение и наше, и товарища с вредными привычками, и зарубежных коллег по поводу DXZ958RMC совпали если не дословно, то по существу.
Первое, что вызывает несомненный интерес к аппарату, — уникальная функция Music Catcher. Нам с вами не раз уже попадались «головы» с возможностью считывания памяти, оформленной в стандарте Memory Stick (MS), существуют и устройства, рассчитанные на SD Card. Особенность подхода Clarion в том, что Music Catcher установлен в головное устройство «навсегда», а значит, не надо думать о том, чтобы не забыть его в кармане, когда меняете поло на пиджак или наоборот. Сидит себе где надо, собирая и выдавая информацию по требованию. Модель DMZ958RMC — не первая, оснащённая «Ловителем музыки»: идея была опробована в аппарате с индексом 848, который проходил в нашем тесте почти полтора года назад (№5/2004). Особенность DMZ958RMC в том, что здесь Music Catcher (MC) — не столько предмет гордости, сколько атрибут, ибо идёт в дополнение к огромному перечню функций. Сейчас этими функциями мы и займемся, но надо заранее смириться с тем, что некоторые из них останутся за кадром, иначе материал грозит перерасти все мыслимые объём.
На задней панели аппарата четыре пары гнёзд RCA. Одна пара — это входы AUX, назначение трёх пар выходов меняется в зависимости от выбранной конфигурации системы. В обычном режиме (Normal; выходы Front/Rear/Sub), как известно, выходы Rear используются не всегда, в «головах», выполненных по такой конфигурации (то есть почти во всех), эти выходы нередко используют для поканального подключения фронтов. На этот случай здесь предусмотрен режим «3Way»: вместо фронта и тыла вы получаете выходы High и Mid. В «2Way» назначение этих двух пар выходов сохраняется, но сабвуферные выходы становятся тыловыми (Rear).
Наконец, и это уже совсем интересно, предусмотрен декодер Dolby Pro Logic II (DPL II). Напомню, что DPL — это декодер, работающий с аналоговым сигналом, только если прежняя система была полностью аналоговой, то DPL II ведёт обработку оцифрованного сигнала с последующим преобразованием его в аналог. В DPL тыловой канал моно и ограничен по полосе фильтром НЧ (8 — 10 кГц с крутизной 6 дБ/окт.), а в DPL II все каналы широкополосные, a Surround — стерео. Применительно к данному случаю кодированный сигнал можно получить с входа AUX (от DVD-проигрывателя, скажем), но попадаются и CD, кодированные в DPL (обычно это музыка из фильмов).
Теперь смотрим на переднюю панель. На ней минимум кнопок, а господствующее положение занимает дисплей. Ну, конечно: дисплей тактильный, и большую часть командных функций он берёт на себя. Кстати, его «кнопки» работают очень чётко, не «тормозят», а управленческий процесс не требует привыкания (мне есть с чем сравнивать). Кнопки панели, по крайней мере четыре из шести, не столь эргономичны, но лишь две из них относятся к числу часто используемых: выбор источника и выгрузка диска, и первая из них продублирована на пульте ДУ.
Пульт RCB-172 управляет основными операциями, кроме настройки, но включая RDS-функции, и пользоваться им нетрудно, хотя прежний клэрионовский «камушек» был эргономичнее (репутацию ретрограда я себе заработал — надо её поддерживать).
В общем, осталась только кнопка Eject, которую для выгрузки диска надо нажать дважды. Это, конечно, минус, но по первому нажатию отъезжает панель, которую в этом положении можно снять. Панель снимается весьма непривычным образом, однако, если вы однажды поняли, как это делается, проблем у вас возникать не должно.
Диммер работает, как обычно, по включению габаритов либо по датчику освещённости. Яркость дисплея устанавливается в 12 ступеней, и интенсивность диммера тоже имеет 5 ступеней регулировки, так что проблема организации оптимального свечения дисплея решена окончательно. Жаль только, что цветной OLED-дисплей не очень хорошо виден под утлом. Разумеется, можно выбрать разные фоновые изображения и разные цвета дисплея, причём отдельно и независимо в дневном и ночном режимах.
Функционально аппарат упакован уникально. Можно отключить встроенные усилители. Усилители, если не отключены, работают, как всегда, на Rear и Front, или же на High и Mid Front. По каждому из шести выходов устанавливается время задержки с шагом 2,3 см и в диапазоне от 0 до 501,4 см (что соответствует 15 мс). Когда задействован DPL, задержка каналов Surround (двух сразу) регулируется от 0 до 15 мс с шагом 1 мс. Относительный уровень сигнала по каждому каналу можно понижать (максимально до -20 дБ) с шагом 1 дБ. Во всех режимах, кроме DPL II, реверсируется фаза любой из полос. В Normal с фильтрами всё просто: частота среза ФНЧ сабвуфера 50/70/120, каналы фронта и тыла работают (почему-то) только в широкой полосе. Зато в этом режиме действует система VSE, для которой предусмотрено шесть предустановок эквалайзера и ещё ряд параметров, определяющих пространственные характеристики салона — его длину, ширину и диффузность. (Смысл понятия диффузности проще всего проиллюстрировать двумя примерами: самой высокой она будет в салоне автомобиля, подготовленного для соревнований по SPL, в котором нет ничего, кроме металла и твёрдого пластика, а самая низкая — в машине, тюнингованной в стиле «Мадам Помпадур» — с бархатом, занавесочками и подушечками.) В режиме DPL фильтр сабвуферного канала перестраивается, как и в Normal, но его можно отключить. Плюс специфические настройки декодера DPL II: ширина центра и Dimension (это реверберационная имитация кинозала).
В «3Way» и «2Way» все фильтры перестраиваются с шагом 1/3 октавы, а крутизна спада выбирается от 6 до 18 дБ/окт. В каналах Sub или Rear предусмотрены отключаемые фильтры ВЧ с частотой среза от 16 до 250 Гц и НЧ — с частотой от 25 Гц до 10 кГц. В каналах Mid фильтры тоже отключаемые: у ФВЧ пределы от 25 Гц до 10 кГц, у ФНЧ — от 630 Гц до 10 кГц. Наконец, неотключаемый ФВЧ каналов High можно перестраивать в пределах от 630 Гц до 20 кГц. Существенно, на мой взгляд, то, что частоты среза фильтров не накладывают друг на друга взаимных ограничений, их можно устанавливать и «впритык», и «с перехлёстом», и «с дыркой», а в практике, как мы знаем случается надобность и в одном, и в другом, и в третьем. Свобода выбора в частотном разделе полос, как видим, огромная, и лишь по вредности попытаемся сейчас найти в ней ограничения.
Конфигурация системы, во главе которой стоит DXZ958RMC, может быть такой (исключая банальный вариант «фронт — тыл — сабвуфер»): сабвуферный выход — на сабвуфер, выходы Mid и High — на раздельные каналы двухполосного фронта. Это предусмотрено конструкторами. Возможны, однако, ещё два варианта, конструкторами не упомянутые. Первый — система с поканальным трёхполосным фронтом, но без сабвуфера (а почему, собственно, нет, прецеденты имеются). Тогда выходы на сабвуфер (их ведь два) пойдут на НЧ-головки фронтальной акустики, выходы Mid — по назначению, на среднечастотники, High — на пищалки. В такой конфигурации никаких ограничений на частоты раздела не возникает. Другой непредусмотренный вариант — 2,5-полосный фронт с сабвуфером. Вот его можно реализовать (если полагаться только на собственные фильтровые ресурсы головного устройства) лишь в случае применения купольного среднечастотника, и всё из-за того, что по соображениям безопасности ФВЧ каналов High нельзя настроить ниже 630 Гц. Ограничение это, на наш взгляд, не очень нужное: спалить пищалку можно и сигналом на 700 Гц, а опустив порог настройки, скажем, до 200 Гц, конструкторы получили бы систему с неограниченными в принципе конфигурационными возможностями. Но это так, каприз, вызванный свалившимся на голову богатством, эффект известный.
У параметрического эквалайзера шесть предустановок, любая из них изменяема. Центральная частота каждой из трёх полос перестраивается в пределах от 20 Гц до 20 кГц, максимальный спад/подъём 12 дБ, значений добротности предусмотрено четыре, от 1 до 20(!). И всё это — независимо для каналов фронта и тыла или High и Mid. Чуть не забыл: вместо параметрика никто не помешает включить «классические» регуляторы тембра ВЧ и НЧ. Наконец, три варианта настройки кроссовера, параметрика, усиления по каналам и временных задержек можно сохранить в памяти. И все настройки сохраняются после полного отключения питания.
Тюнер — как у всех, с одним банком, отведённым под оба АМ-диапазона, и тремя — под ЧМ. В автоматическом режиме заполняется только банк FM3, весь процесс занимает 8 с. Есть СТ, поиск и ожидание по любому из 29 типов программ.
Для CD можно вводить заголовки, проигрыватель читает CD-текст, хотя не сразу догадаешься, как вывести его надисплей. Реализованы все дополнительные режимы и все сервисные функции, кроме включения диском. Начальное считывание тестового CD заняло 12 с, дисков с файлами MPЗ и WMA — примерно столько же. Аппарат выводит все данные на дисплей (кроме битрейта) только поочерёдно, кажется, при таком дисплее информационную нагрузку можно было повысить (например, отображать одновременно название папки и файла).
У «ловителя» МС два режима: HQ и LP, его ёмкость при этом составляет 265 или 354 минуты записи. Метод компрессии — WMA. Режим записи в МС организован так, что не приходится особенно отвлекаться на сам процесс: после нажатия кнопки REC трек начинает воспроизводиться с начала, а по его окончании запись прекращается (можно записать и диск целиком). Файлы компрессированных форматов МС не «ловит» и правильно делает. Поверьте на слово: файл MPЗ, раскодированный, а потом вновь закодированный в WMA, при последующем воспроизведении звучит удручающе.
При проигрывании классического (по формату) CD аппарат очень неплохо передаёт объём большого оркестра (классического, но уже в другом смысле), вернее, помещения, где произведена запись. Лёгкие и вполне осязаемые скрипки чётко распределены в пространстве звуковой сцены. Вокал воспринимается как живой, когда начинаешь представлять себе помещение, где находилась певица во время записи. Открытому и решительному роялю слегка не хватает вальяжности. Атака басов несколько сглажена. К духовым претензий немного: флейты становятся чуть агрессивными при переходе от piano к forte. Верх немного обострён. По части ударной динамики барабанов аппарат немного перебарщивает.
При проигрывании «отловленных» МС записей (в режиме HQ, уж совсем-то жадничать мы сочли неуместным) некоторая часть объёма безвозвратно исчезает, смягчается щипок гитарных струн. В женском вокале утрачивается теплота голоса. Фоновый верх теряет чистоту, но инструменты первого и второго плана звучат довольно музыкально. В соло на ударных щёточки как бы придвигаются ближе к микрофону. Бубен жёсткий и «железный», в целом надо признать, что качество «твердотельного» звучания хоть и не позорит аппарат, даже повышенного класса, но предназначена эта функция именно для «ловли» по-быстрому того, что не попало в руки надолго.
В MPЗ с диска (128 Кбит/с) фоновый верх приближен примерно так же, как у МС, но он острее и не вполне определён по затуханию. Вокал довольно «человечный», если он не слишком громкий. Бас относительно точен по рельефу, но атака не всегда стыкуется с «телом» звучащей ноты. И хотя атака барабанов излишне агрессивна, можно сказать, что с этим битрейтом декодер справляется очень уверенно. При более высоком битрейте фоновый верх нормализуется по громкости, но в оркестровых произведениях «задник» всё ещё приближен. Общая динамика ограничена только снизу. Громкий верх не совсем точен по затуханию, но его окраска от громкости не зависит, а это уже редкость.
В формате WMA (128 Кбит/с) вокал звучит жёстко и упрощённо, скрипки на удивление честные, хотя певучести всё же маловато. Фоновый верх не так приближен, как в MPЗ, но и менее ясен. Рояль не столь детальный, но более комфортный. Общая динамика слегка поджата с той и с другой стороны. Атака барабанов интереснее, чем в MPЗ. При работе на максимальном битрейте вокал по-прежнему жёсткий, но уже не колючий, а у скрипок появляется музыкальность. Атака баса неясная. Общая динамика почти точная, но у рояля всё же приближены призвуки корпуса и того, что у него внутри. Если сравнивать звучание с МС, то создаётся впечатление, что задействованы разные декодеры. Вероятнее всего, просто взаимная работа внутреннего кодера и декодера согласована лучше, чем в файлах, подготовленных кодером компьютера.
Clarion DXZ958RMC,
серийный №0001252
ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ 1,1
Полоса частот, Гц (-3 дБ) 19 — 15550
Отношение сигнал/шум, дБА 64
Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,4
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,4/-0,4
Отношение сигнал/шум, дБА 103
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 95
Вибростойкость, мм 160
Уровень сигнала на линейном выходе, В 3,6
Аудиосекция
Выходная мощность,
Вт RMS (к.н.и. = 1%) 16,0
Регулировка тембров, дБ
ВЧ ±12,5
НЧ ±12,5
Интересная особенность тюнера: выше частоты 15,5 кГц его АЧХ обрезана фильтром. Если сигнал проходит двойное преобразование в цифру и обратно, то таким образом сокращается объём вычислений. Здесь к слову, хоть это и не относится к измерениям: наш добровольный эксперт обратил внимание на интересную особенность тюнера — при первом включении ресивер обычно зависает на начальной частоте FM-диапазона, 87,5 МГц, где живёт радио «Арсенал», с убогой аппаратурой и слабым передатчиком. Так вот коллега с удивлением отметил: на DXZ958RMC даже эта станция играла очень неплохо, а остальные вообще зазвучали хоть не выключай. Технические характеристики CD-проигрывателя на высоте, тут и придраться не к чему. В ЦАПе применён фильтр БИХ-типа. Вибростойкость соответствует серии сотрясений, если длительность такого воздействия меньше 8 — 10 с, то Clarion вообще не удаётся «сбить с пути истинного». Громкость и тембры регулируются шагами по 2 дБ, высота «ступенек» эквалайзера вдвое меньше. Точность регулировок тембров выше всякой критики. Правда, у них не тембровые, а эквалайзерные характеристики с добротностью единица и центральными частотами 10 кГц и 50 Гц. Теперь эквалайзер. Обычно мы приводим в таблице графу: «Регулировки эквалайзера от... до...». Здесь мы эту графу опустили, потому что там и там стояли бы одни и те же значения: ±12,5 дБ. Центральные частоты проверяли, но это неинтересно, потому что получалось: 100 Гц — где должно быть 100; 1009 Гц — где 1000 и 5012 Гц — где 5000. То есть точность работы соответствует возможностям профессионального измерительного оборудования.
Традиционные регуляторы тембра у «958» — это, по существу, ещё две полосы параметрика, только с фиксированной настройкой на 50 Гц и 10 кГц и фиксированной добротностью, равной единице. Возможности собственно параметрического эквалайзера показаны, для примера, на частоте 500 Гц, со всеми вариантами добротности и в крайних положениях по уровню. Как и у любого устройства с цифровой обработкой сигнала, полоса на выходе резко ограничена, практически обрублена на 20 кГц.
Так же, для примера, показано деление сигнала на выходах с частотой среза ФВЧ/сабсоника сабвуферного канала 20 Гц и разделом полос на 80 Гц и 3,15 кГц. Приведены все имеющиеся варианты крутизны спада.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
CD-ресивер
КТО
Clarion DXZ958RMC
ПОЧЕМ
$886
ЭТО — ПЛЮС
«Ловец музыки»
Возможность работы в разных конфигурациях
Процессор с кроссоверами и задержками
Декодер DPL II
ЭТО — МИНУС
Колбаску сам не нарезает.
А больше и придраться не к чему
ОДНИМ СЛОВОМ...
Победитель. По праву
РЕЙТИНГ
Радио 8
CD 9
Оснащенность 10
Эргономика 9
Звук 9 (8)
Итог 45
Источник: журнал Автозвук, 10/2005. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Эстетика апгрейда. Тест компонентных акустических систем Musway MAE6.2C