Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Mitsubishi Lancer Evo X. Скоростной напор

    У нас тут в редакции авиаторы — через одного, они собственное отчество могут забыть, а формулу скоростного напора — никогда.

    Ро на вэ в квадрате пополам. Кто не авиатор, обратите внимание: в квадрате тут вэ, скорость, стало быть. Это она в формуле главная. Это от неё напор. Кто не авиатор, высуньте руку в боковое окно. Нормально? Значит, не быстро пока едете, ехали бы побыстрее — было бы некомфортно. А если совсем быстро, то и невозможно. Авиаторы могут держать обе руки на руле, они и так знают, что в квадрате, на втором курсе выучили.
    Судя по рамке номерного знака, владельца этого Evolution на втором курсе учили иным дисциплинам и формулам, но то, что в душе он авиатор, сомнений вызвать не может. На втором курсе МГИМО, наверное, основы права. Типа — собственность означает владение, пользование и распоряжение. Так вот: собственник Evo X, вступив в свои законные права, начал не с пользования, как, наверное, сделал бы прогуливавший лекции на втором курсе. Он начал с распоряжения обретённым имуществом. По-нашему это называется тюнинг.

    Новое головное устройство выглядит штатно, но решает куда более широкий круг задач
    Вышивка на подлокотнике — это тюнинг интерьера... ...а то, что под ней — уже аэронавигация. Здесь находится док-станция для Blackbird
    За другим подлокотником, задним — басовый выход сабвуфера
    Для установки новых пищалок треугольники зеркал пришлось сделать новые, попросторнее штатных

    Сдвоенные мидбасы и кроссоверы заняли нижнюю часть обивок дверей, которая теперь крепится к остальной двери на болтах

    Evolution, вообще-то, машина не слабосильная, 270 лошадей при такой массе в умелых руках покажут задние габариты кому хочешь. Но авиатор в душе знает, что в квадрате, и совсем ещё непользованную машину взяли в работу мастера «Атласа». Этапы их деятельности: новый впуск-выпуск, интеркулер, новые тормоза, перепрошивка мозгов двигателя. Итог деятельности — на дисплее мощностного стенда: 387 лошадиных сил. Самолёт, а не машина... Или машина? Или... Mitsubishi ведь и самолёты выпускала, было время...
    Это и стало темой аэрографии, одной из самых, на наш взгляд, изящных и креативных из попадавших в наши публикации. Скоростной напор срывает с машины краску, а под ней — истинная сущность: боевой самолёт со всеми атрибутами, включая бортовой номер. Второй этап деятельности тоже завершён. Теперь пора приступить к оборудованию кокпита и установке авионики.
    Константин сразу увидел эстетическое решение салона: здесь уживаются две сущности машины: красное — от автомобиля, алюминий — от самолёта. Карбон — материал, равно ценимый и в авиации, и в спортивных автомобилях. Параллельно, разумеется, составлялась схема электронного оборудования, включая аэронавигационное.


    Опорные панели дверной акустики обладают не только жёсткостью, но и внутренним демпфированием: слои фанеры стянуты через слои битопласта

    Три усилителя в багажнике расположены по мотивам фирменного логотипа Mitsubishi
    Для равномерной фокусировки точечных источников подсветки был сооружён специальный стапель для боковых порогов

    Не помещавшийся под перегруженным капотом бачок омывателя лобового стекла перенесли в нишу левого крыла и даже сделали элементом декора: у него — собственная подсветка

    В качестве головного устройства была выбрана новейшая мультимедийная станция Alpine, вернее даже — связка двух новых устройств Alpine с помощью третьего нового устройства. Непонятно? Ну вы, значит, не авиатор... Объясняю. Головное устройство — Alpine IVA-W502R. Это значит: аудио-видео без границ плюс возможность подключения камеры заднего вида, плюс с помощью так любимых фирмой адаптеров — Blue Tooth. Связь с землёй, таким образом, обеспечена, обзор во время воздушного боя на парковке — тоже. С аэронавигацией пока как-то не очень... Нет, позвольте, даже очень. К IVA-W502R можно подцепить навигацию, причём не в виде скрытого блока, а в форме съёмного, и после съёма — портативного устройства Blackbird PMD-B100P. Надо только перед катапультированием вынуть Blackbird из док-станции, смонтированной в подлокотнике между передними сиденьями. Док-станция устроена так, что при установке в неё навигации её собственный дисплей обесточивается, видеосигнал передаётся на экран «головы», оттуда, с сенсорного экрана, берутся и управляющие команды, а сигнал от спутников приходит теперь не со встроенной в Blackbird, а с внешней, смонтированной в машине, антенны.
    Для аудиотракта Константин выбрал (а заказчик одобрил) компоненты серии Polk MOMO. Они, по мнению автора проекта, были оптимальны для этой системы и по характеристикам, и по эстетике. Прошедшая моторный тюнинг машина стала громкой, и для эффективной борьбы аудиосистемы с системой выхлопной требовался немалый запас звукового давления. Polk MOMO для этой цели подходили, но и то для верности решено было применить схему со сдвоенными мидбасами. В передние двери встали по две 6,5-дюймовых головки из комплекта MM6. Чтобы они не заскучали, головки соединили параллельно и получившуюся двухомную нагрузку отдали двум каналам отдельного усилителя Polk MOMO C300.2. Серия Carbon, кстати, что тоже «в цвет».
    Установка мидбасов интересно решена технологически. Мощная акустика плюс жёсткая подвеска объединяли свои усилия в создании повышенных вибраций, поэтому, во-первых, подиумы сделаны с внутренним вибродемпфированием — слои фанеры стянуты болтами через слой битопласта; а во-вторых, все штатные пиcтoны крепления обивки двери в нижней части заменены болтами с гайками. Что, не видите их на фотографиях? Ещё не хватало, чтобы вы их видели. Болты заделаны в обивки, а гайки на них затянуты изнутри двери до установки динамиков и кроссоверов, это потребовало от установщиков ловкости молодого осьминога, но дело того стоило: пластиковые «клопы» здесь явно не к месту.
    Законный вопрос: что здесь делают кроссоверы, если мидбасы работают от отдельного усилителя, да ещё в попарно-параллельном включении? Здесь Константин применил «гибридную» схему включения фронтальной акустики: в кроссоверах используются только ФВЧ, через них пищалки (из того же комплекта MM6) подключены к двум каналам другого усилителя, четырёхканального С400.4. Другие два его канала работают на тыловую акустику: «коаксиалы с высшим образованием» (в смысле — с выносными кроссоверами) MMC 650. Они размещены в задних дверях по той же технологии, что и сдвоенные передние мидбасы.
    Здесь надо отметить предмет некоторой технологической гордости Константина: всю систему удалось установить, не вкрутив в металл кузова ни одного самореза, более того, не сделав в металле ни одного нового отверстия. Если где-то не удавалось найти отверстие существующее, Константин поступал так: к металлу на «стекольном» клее-герметике крепилась деревянная проставка, а на неё уже — что требовалось закрепить.
    Так приходилось поступать главным образом при установке компонентов в багажник. Здесь собрались все усилители — два уже упомянутых и третий, целиком отданный сабвуферу. Сабвуфер — с 12-дюймовой головкой Boston. По плану работ и здесь должен был оказаться Polk MOMO, но сабвуферы этой серии успели попасть в разряд дефицита из-за смены модельного ряда фирмы. Адекватную замену нашли в серии Boston G2, на неё мостом работает ещё один C300.2. Акустическое оформление сабвуфера — ЗЯ объёмом 29 л, ящик установлен за спинкой заднего сиденья, диффузором — в окно подлокотника. Усилители размещены в некотором подобии эмблемы Mitsubishi, при этом два нижних закрыты панелями из 20-миллиметрового оргстекла с глубокой фрезеровкой и подсветкой... Подсветкой? Ну вот, чуть не забыл. Где вы видели самолёт без бортовых огней? Ставшие банальностью трубки под днище ставить не хотелось, Константин провёл целое исследование и нашёл светодиоды с редкостной яркостью и очень узким углом излучения. Из них собрали в порогах и бамперах выразительную «многоточечную» ночную подсветку, заодно обнаружив, что для того, чтобы добиться равномерности световых пятен, требуется собрать специальный настроечный стенд и подбирать положение каждого светодиода индивидуально. Пока это не было сделано, пятна получались все разные, а в авиации, да ещё и боевой, небрежность недопустима...

    RTA
    Измерения подтвердили (и, как всегда, дополнили) слуховые впечатления. Ощущение мощного, солидного баса вызвано, как оказалось, не выпяченностью басового участка АЧХ, а напротив, очень выверенным частотным балансом: уровень звукового давления остаётся почти неизменным (в известных пределах, обусловленных локальной акустикой салона) от инфразвука до 300 — 400 Гц. По сравнению со средними верхние частоты несколько приподняты, но довольно равномерно, это придаёт звучанию яркость, но не создаёт крикливости.

    SQ
    Знаете, чего мы ждали, приступая к прослушиванию? Если честно — звучания «пацаномобиля» с безбожно выпяченными басами и оглушающими верхними частотами, такой звуковой почерк нередко сопровождает машины со спортивным характером. Но, видно, заказчик разбирается не только в международном праве и скоростном напоре, в итоге совместной с ним настройки системы её звучание оказалось неожиданно сбалансированным и комфортным (при соответствующей громкости, разумеется). Звук в Evo при этом нельзя назвать смягчённым или академичным. Известная мера агрессии (именно мера, не идущая в ущерб душевному спокойствию) здесь присутствует, и это вполне гармонирует с характером машины, про это тоже нельзя забывать. Басовые удары мощные, в американской манере, ударные звучат с ярко выраженным взрывным эффектом, как будто музыкант только что вернулся из отпуска. Первые три из семи барабанов, как и положено в отсутствие временной коррекции, скучились слева в районе передней стойки, но все семь, надо отметить, звучат с неизменной тональностью, ярко и азартно.



    SUM
    Тип системы: мультимедиа
    Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источник: Alpine IVA-W502R/PMD-B100P
    Усилители: Polk MOMO Carbon C400.4, C300.2
    Акустика: Polk MOMO MM6, MMC 650
    Сабвуфер: Boston Acoustics G212-24

    Студия: «Атлас Моторс Сервис»
    Руководитель проекта: Константин ТОМАШ

    Источник: журнал Автозвук, 07/2009
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa