Существует известная история про некоего мистера Фиглока, которому во время прогулки по детройтским улицам на голову свалился выпавший из окна ребенок. Столкновение прошло безболезненно для обоих участников, чадо было возвращено в отчий дом и история бы забылась, когда бы ровно через год на этом же самом месте тому же Фиглоку вновь не рухнул на голову тот самый ребенок. Такое вот странное совпадение. Примерно такое же чувство медленного узнавания испытывал Рубен Буюклян, директор студии «Redline», вглядываясь в тяжелые формы немолодого уже Hummer первого призыва - того, что действительно похож на военный вездеход. Вглядывался, как выяснилось, не зря - в этом самом автомобиле Рубен уже строил музыкальную инсталляцию ровно десять лет назад, еще в прошлом тысячелетии. Hummer'oв в те времена во всей России было меньше, чем в Москве сталинских высоток, да и вообще времена были другие. По воспоминаниям установщика, качественную работу по части перешивки салона могли предложить только два-три полумифических тюнинг-алхимика, а о богатстве выбора материалов красноречиво повествовал потолок машины, обклеенный туристической пенкой вместо привычной ныне шумоизоляции. Тем не менее установка была выполнена на совесть - спустя десятилетие система сохранила работоспособность. А нажитый за годы работы опыт, а также расширение и развитие рынка саг audio&multimedia даже в особых комментариях не нуждаются - достаточно сравнить то, что было, с тем, что стало.
ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП
Как водится, поначалу сдержанные просьбы клиента «подновить» и «освежить» обернулись тем, что весь прежний салон отправили на свалку и начали строить интерьер машины с нуля. К счастью, изначально определенная концепция работ подразумевала следованию если не букве, то духу марки, а потому попыток переделать армейскую казарму в люксовый номер отеля «Хилтон» не предпринималось. Впрочем, к отделке интерьера мы еще вернемся, а пока обратим взор на установленную здесь мультимедийную систему. Требовалось построить мощную инсталляцию с ярким эффектным и качественным звучанием. Впрочем, эти слова мало что в данном случае значат -достаточно просто посмотреть на этот автомобиль и сразу становится понятно, какая система должна в нем стоять.
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ДИНАМИКОВ
Разговор об установке фронтальных и тыловых динамиков следует начать с парадоксального, на первый взгляд, утверждения - в Hummer очень мало установочного пространства. Да, ширина салона почти два метра, зато двери машине достались от папаши-военного, и ничего напоминающего установочное пространство в них нет. То есть почти ничего - выпилив в их верхней части отверстия, там установили подиумы, которые стали фундаментом для крепления среднечастотников Hertz HV 100. Коль скоро эти динамики имеют диффузорную конструкцию и нуждаются в рабочем объеме, в их распоряжение отдали весь объем воздуха, умещающийся между наружными и внутренними панелями субтильных дверей. Фронтальные твитеры Hertz НТ 25 разместили в передних стойках, куда они сразу очень гармонично вписались, а тыловые - в дверях, по соседству с мидрейнжами. А вот для могучих 20-сантиметровых мидбасовых головок место пришлось поискать - поиски, впрочем, ничем особенно не увенчались, так что пришлось перейти к запасному варианту действий - создать объемы самостоятельно. Тут очень кстати пришлась означенная в планах работ замена кресел - заводские сиденья из машины вытащили, а новые, от BMW З-series, еще надо было как-то крепить к кузову. Для них пришлось делать что-то вроде постаментов, внутреннее пространство которых как раз и можно было использовать для нужд музыкальной системы. В результате получилось так, что все находящиеся в машине люди сидят на 24-литровых закрытых объемах для мидбасовых динамиков, с той лишь разницей, что под передним рядом мест расположены закрытые корпуса, а под задним - фазоинвертор-ные. Как можно заметить, фронтальные и тыловые АС в машине построены по абсолютно идентичной трехголосной схеме, распределением частот между динамиками в обоих случаях занимаются кроссоверы Hertz 3W10.3 Xover, отличающиеся широким выбором настроек. Подводя промежуточный итог, вспомним, что система у нас мультимедийная, а потому ей по законам жанра требуется центральный канал - его функции здесь исполняет среднечастотная головка Hertz HD 500.
С НАМЕКОМ
Чтобы обеспечить немаленький салон вездехода достаточным количеством низкочастотных вибраций, взяли пару сабвуферных головок Kicker S10L5 и установили их в ряд вдоль правого борта. Для пущего эффекта динамики инсталлировали катушками наружу, направив диффузоры в закрытые объемы, выполненные из фанеры и МДФ. Технократический шарм получившейся конструкции подчеркивают встроенные в стенки объемов кроссоверы фрон-тральных и тыловых АС. Помимо эстетической составляющей эта часть инсталляции несет и определенный концептуальный подтекст: машина у нас все-таки не простая, а почти военная, поэтому сабвуферная секция должна навевать ассоциации с портативной радиостанцией, а расположенный напротив усилительный блок - напоминать ящики с патронами. Не буквально, а, повторимся, на метафорическом уровне.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Разница очевидна...»
РУБЕН БУЮКЛЯН, директор студии
Когда я снова увидел этот автомобиль, то был обрадован тем, что система за десять лет полностью сохранила работоспособность. Вторую версию инсталляции хотелось построить с использованием новых материалов, новой техники, ну и конечно полученного за эти годы опыта. И разница, несомненно, очевидна.
ТЕКСТ ГЕОРГИЙ БЕЛОВ
ФОТО REDLINE
СТУДИЯ REDLINE
Источник: журнал Car&Music, май 2009