Пинок поступил как раз от Михаила. Это он предложил учредить такую рубрику и у нас. Содержание её — очевидно и вытекает из названия. Есть машина, есть проблема, для них обоих (хотя возможно и расширительное толкование) предлагается решение. Логично и, как мы согласились с Михаилом, востребовано. Однако старт новой рубрики имеет смысл, только если в обозримой перспективе видится «портфель» материалов хотя бы на год. Михаил заявил, что уже сейчас в личном портфельчике имеет таких материалов на полгода, не говоря уже о тех, которые, пока суть да дело, раздобудет и принесёт в общий, большой портфель. С автора такого заявления была, разумеется, немедленно взята расписка зелёным фломастером, что он не сломается и не дезертирует. Оригинал расписки — в редакции. А первая публикация новой рубрики — перед вами.
Автомобиль: Ford Focus 2
Проблема: двери
Автор решения: Михаил Дюрягин
Решение:
Борьба за безопасность на дорогах породила поколение машин с жёстким внутренним объёмом и мягким, легко сминаемым наружным. Ну ладно мягкий капот, нам до него дела мало. А до дверей — много. Основополагающее место монтажа мидбасов становится всё более хлипким и похожим по акустическим свойствам на номерное резиновое изделие. Только в отличие от него — негерметичным, здесь куча отверстий для стока воды, опускания стекла, отверстий под клипсы, направляющие и т.п. Что получаем в итоге? Акустический экран, весьма к тому же посредственный. Обычная шумоизоляция даёт некоторый эффект, но абсолютно непредсказуемый и сильно зависящий от температуры за бортом. Взглянем на заимствованный из открытых источников график зависимости коэффициента механических потерь типичных виброматериалов от температуры. Эффективность «вибры» максимальна при 20 градусах. А сколько дней в году бывает именно такая температура?
К тому же, навешивая несколько слоёв виброматериалов на внешнюю поверхность двери, получаем значительное утяжеление и дополнительную нагрузку на петли. При этом, если включить музыку даже на 2/3 мощности и приложить ладонь снаружи в районе мидбаса, нетрудно убедиться: даже с виброй металл «играет», особенно на больших дверях.
У «подопытного» Ford Focus дверь немаленькая. Длина 1 м, высота 70 см и толщина до 15 см. Примерный объём 70 л вместо общепринятых 35 — 40 л. Металл двери прогибается от нажатия пальцем до 10 мм! Тут никакая вибра не спасёт.
Вот предлагаемое мной решение.
Снимаем дверь и укладываем её на стол, предварительно подложив что-либо мягкое. Двери многих моделей машин (этой в том числе) удобны для таких операций, т.к. после снятия внутренней части со стеклоподъёмником открывается отличный доступ к обшивке.
Сначала металл тщательно обезжиривается. Из двутаврового алюминиевого профиля вырезается усилительный каркас, формуется в тисках с помощью молотка под изгиб обшивки и также обезжиривается. Вообще, в основе предлагаемой технологии лежит набор для вклейки стёкол, куда входят обезжириватель, праймер и стекольный герметик. Праймером промазываются все соединяемые поверхности для лучшей адгезии клея. Через 5 минут клеим усилительный каркас.
После высыхания герметика — следующий этап: нанесение слоя стекломата толщиной 2 мм на всю поверхность двери. Тщательно пропитав стекломат полиэфирной смолой, разравниваем, чтобы не осталось воздушных пузырей, а кромки заправляем в алюминиевый профиль. Стеклопластик полностью отверждается через сутки.
После высыхания смолы наносится слой виброизоляции, причём с феном, чтобы вибра вплавилась в стекломат. Ею покрывается вся поверхность (с фанатизмом). Надо сделать по верхней панели усилителя жёлоб для стока воды. Далее слой шумоизоляции — сплен 4 мм.
Теперь дверь получается бронированной (по жёсткости) и глухой (по демпфированию). Не то что не проминается, все костяшки пальцев отбил при простукивании. А утяжеление — всего 1 кг. При проверке на максимальной громкости вибраций на поверхности двери не ощущалось.
Внутренняя часть двери обрабатывается стандартно — все технологические отверстия и поверхность закрываются виброизолятором. Мидбас крепится винтами на металлическом кольце, установленном на фрезерованной и покрашенной для защиты от влаги проставке из фанеры. У проставки также винтовое крепление к двери на гроверных шайбах. Весь подиум закатан в виброматериал, а из битопласта делается тоннель, упирающийся в обшивку двери, чтобы звук шёл только в салон. Штатная пластиковая сетка из двери вырезана, и на её место вклеена металлическая. Вот такое решение...
Источник: журнал Автозвук, 03/2010
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro