Ivan. Так зовут создателя этого усилителя. И читается оно как «Иван», а не «Айвэн», потому что итальянец. А с кем у него родство?
Нет, не с Грозным и не с Охлобыстиным, это — совпадение. Родство у Ивана Москони — с Audio System. Вернее, он и был Audio System. Глава компании имени себя Тициано Джакомони (GT Trading) демонстрировал очередные «Твистеры» и «Мастер Строки» на презентациях и пресс-конференциях, а Иван тем временем их делал.
Потом Тициано перестал, а Иван — нет. И теперь уже на корпусах усилителей появилось его имя, а шрифтом помельче — имя второго столпа новой компании, немца Хеннинга Гладена.
Зная историю, признаки родства можно заметить сразу. Усилители Audio System Twister всегда отличались компактностью для своей мощности. Отличается и этот. Для четырёхканальника с заявленной мощностью 4 х 120 Вт (что находится в гармонии с номиналом предохранителей 2 х 40 А) усилитель имеет более чем скромные габариты — лист бумаги А4 его закрывает полностью, даже остаются небольшие поля. Притом, заметим, что внутри корпуса находятся и радиаторы, наружу они не выступают.
Частичное объяснение этому факту можно дать сразу: под единственной ребристой прорезью корпуса виден внушительных размеров вентилятор. Корпус имеет коробчатое сечение — в форме буквы «O», а не «П», как обычно. Отверстия для выхода воздуха расположены по торцам аппарата — за ними и видны радиаторы. Преемственность с усилителями GT Trading налицо — у тех тоже был внутренний радиатор и вентилятор «в базе». Вот только компоновка здесь не «итальянская», а обычная, то есть поперечная. Организация кнопочных переключателей тоже сохранила определённые фамильные черты, вот только с продольной компоновкой она выглядела более органично, здесь пришлось настройки одной и другой пары каналов разнести в два яруса. Ну и маркировка на крашеном корпусе читалась лучше, чем нынче на алюминиевых боковинах. Диаметр силовых зажимов 8 мм, выходные зажимы способны принять кабель без малого 6 мм. Размер силовых зажимов (ориентируясь пока, за неимением результатов измерений, на номинал предохранителей) я бы охарактеризовал так: без избыточности, но достаточно. Усилитель может работать с двумя входами, при этом не важно, которые из гнёзд вы будете использовать, Front или Rear — они просто закорачиваются друг с другом.
Работа с сигналами высокого уровня организована непривычно: сигналы подаются не на отдельный контактный блок, а на гнёзда RCA, при этом усилитель включается сам по обнаружении постоянной составляющей на входе. Возможно подключение дистанционного регулятора уровня каналов Rear (он действует при включённом фильтре НЧ). Басовый регулятор по традиции не предусмотрен, а у нас свои традиции — относить эту особенность (даже памятуя, что регулятор нужен не всем) к числу минусов. Пределы перестройки частоты среза фильтров одни и те же — от 45 до 225 Гц. В каналах Rear есть плавный регулятор фазы, понятно, что именно эта пара размечена на случай работы с сабвуфером. В каналах Front можно включить только фильтр ВЧ. Только? Оказалось — не только. Здесь есть кнопка и регулятор, маркированные как FSA, с диапазоном регулирования от Min до Max. Что бы это могло быть? Ну, это дело нехитрое, открываем трёхъязыкую инструкцию и...
И убеждаемся, что сколько-нибудь внятное объяснение этой функции дано в наставлении лишь на немецком. На английском (и, как ни удивительно, на итальянском тоже) сказано лишь: «Кнопкой — включить, регулятором — регулировать». То есть, значит, делал Москони, а писал — Гладен, отдав предпочтение родному языку.
Хорошо хоть удалось найти расшифровку загадочной аббревиатуры. Это, господа, Focus of the Stage Alignment — стало быть, регулировка фокусировки сцены. Никак не объясняя, в чём природа этой регулировки состоит, инструкция при этом содержит предупреждение (только на английском), набранное крупнее всего остального: «Если у вас машина с правым рулём, для правильной работы FSA вам надо LEFT понимать как RIGHT». Интригует, да? Упоминание о принципе работы FSA (скупое до предела) нашлось на сайте компании. Вот почти дословный перевод: «Фокусировка звуковой сцены осуществляется путём изменения фазы сигнала на некоторых частотах и только в левом фронтальном канале». Теперь понятно, почему англичанам, неспособным научиться ездить по нужной стороне дороги, надо всё подключать шиворот-навыворот.
Как на самом деле всё работает, мы позже выясним, для начала перед прослушиванием систему отключили. Потом включим.
Состав тестовой системы всё тот же: домашний источник Bryston BCD-1, интегральный усилитель Bryston B100-SST, от которого в тесте усилителя участвует только предварительная секция с регулятором громкости, и 8-омная акустика Monitor Audio Gold Reference 20. Как обычно, чтобы осложнить жизнь блоку питания четырёхканального усилителя, вторая пара каналов (в данном случае Rear) была нагружена на пару мощных резисторов 4 Ом (режим работы с двумя входами). Для начала выбран максимально нейтральный межблочный соединитель из серебрённой бескислородной меди, как правило, ему замена и не требуется.
Перечень тестовых дисков самый обычный.
1. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
4. «Silence Technology Test Disc. Audio div.», Matsushita, 1990.
На этот раз даже не пришлось кооптировать в состав тестового материала диск с родины испытуемого — запись Челентано фигурирует в обязательном составе. С неё, как у нас принято, и начнём.
Бас в первом треке диска [1] глубокий, хотя и не до конца оформленный. Это по первому впечатлению. По ходу дальнейших слушаний наши впечатления пришлось уточнить — бас стабильный, действительно глубокий и достаточно чёткий, а несколько увеличенную объёмность можно отнести к особенностям почерка усилителя. Динамика барабанов с непривычки может даже напугать. Звучание одним словом можно охарактеризовать как свободное, аппарат без напряжения передаёт звучания самых динамичных инструментов вроде акустической гитары. Впечатления подтвердились и с переходом на диск [2]. Роскошный роковый бас, чёткий драйв и мощная динамика ударных. Правда, звон монеток (это, конечно, 6-й трек — «Money») простоват, ну не берёт за душу (при моём вполне трепетном к деньгам отношении). Трек №4 с диска [3]. Замечательно подробная и, главное, стабильная локализация. Обычно солисты хора слегка смещаются в виртуальном пространстве в зависимости от напора остального коллектива, а здесь этого не происходит. Наконец, диск [4], создателями которого было заготовлено энное количество каверз для усилителей. Трек 10 — рывок застежки-молнии передаётся спокойно, как бы исподволь, вроде и рывка нет, есть лишь молния, и весьма похожая. А вот церковный колокол (трек 12) спокойным не назовёшь, он вселяет тревогу в сердца грешников, притом что звучание его завершённое и цельное. Последний, 14-й трек с диска [3] — симфоническое произведение с нетипично большим содержанием верхов. Звоны тарелок и многочисленных колокольчиков не слишком впечатляют, усилитель не то чтобы не справляется с ними, а как будто считает их чем-то второстепенным. Ну и скрипичная группа в «режиме» fortissimo трактуется слегка упрощённо. Похоже, тут как раз был бы нелишним более яркий межблочный кабель.
Работу FSA мы проверили на треке, специально для таких испытаний предназначенном. Всемирно известные семь барабанов. При отключенной FSA все семь, разумеется, равномерно заняли свои места между колонками (мы сидим по центру на расстоянии примерно в полторы стереобазы). При нажатой кнопке FSA позиция барабанов существенно меняется. При некотором промежуточном положении регулятора первые четыре барабана встали близко друг от друга у левой колонки, четвёртый при этом делил стереобазу в отношении примерно 1 к 3. В другом положении стало почти наоборот: лишь первые два удара шли слева, остальные собрались ближе к правой колонке, то есть эффект, порождаемый временной задержкой, был налицо. Равносильна ли эта система цифровой задержке, как надеются создатели, сейчас сказать трудно, ответ даст только реальная и тщательно настроенная автомобильная инсталляция, но уже сейчас ясно: система работает, и работает так, как задумано.
Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 138/216
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,014/0,015
Входная чувствительность, В 0,45 — 10
Отношение сигнал/шум, дБА 97
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 72,5/74,5
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 11 — 72500
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 38
Ток холостого хода, А 1,1
Габариты, мм 273 х 200 х 50
Мощность даже на «аудиофильской» 8-омной нагрузке составила 75 Вт на канал, для фронта вполне достаточно. На нагрузке 4 Ом мощность почти удваивается и становится уже внушительной, при переходе на 2 Ом её получается совсем много (откуда только берётся?). Это означает, что усилитель можно будет настроить так, чтобы он никогда не доходил до ограничения, а при подключении мостом 4-омного сабвуфера тот вряд ли останется недогруженным, получив свои 400 Вт. Основные технические параметры ни малейших поводов для критики не дают. Что же касается скорости нарастания (можете сравнить её с аналогичными показателями участников группового теста), замечу: в наших тестах больше 30 В/мкс, кажется, ни у кого и не было. Теперь есть.
Низкочастотный (20 Гц) меандр воспроизводится со спадом полки на 70% — это не много и не мало. Это — типично. 20 Гц не шутка. При подключении нагрузки ёмкостного характера ток потребления возрастает на 12%, в сигнале 20 кГц появляется составляющая с частотой 550 кГц и стартовой амплитудой 10%. При такой скорости нарастания и такой полосе пропускания устойчивость следует признать выдающейся.
Фильтр НЧ (в каналах Rear) перестраивается в пределах от 45,4 до 231 Гц, крутизна спада везде одна и та же — 11,6 дБ/окт. У фильтра ВЧ диапазон перестройки от 43,2 до тех же 231 Гц, измеренная крутизна спада от 11,6 до 11,9 дБ/окт. Как видим, попадание в спецификации, что называется, буквальное. Регулятор фазы в каналах Rear (чтобы не забивать картинку, скажу на словах) на низких частотах имеет диапазон около 50 градусов.
Самое же интересное, как всё-таки действует таинственная FSA. Вот фазочастотная характеристика (ФЧХ) канала Left Front (в канале Right при этом ничего не меняется). По сути, это всепропускающий фильтр с характеристиками, эмулирующими эффект линии задержки в некоторой (регулируемой) полосе частот. Кто не в курсе, ФЧХ линии задержки имеет падающий характер, крутизна с ростом частоты только растёт, у всепропускающего фильтра она растёт лишь до «частоты среза» (она определяется именно через фазу, а не через амплитуду, как у «нормальных» фильтров), а дальше уменьшается. Давно уже установлено, что человеческий слух воспринимает фазовую стереофонию лишь до примерно 1,5 кГц. Получается, что FSA работает как аналоговая линия задержки в ближайшем к водителю канале, помогая выправить звуковую сцену так, чтобы фазовый и амплитудный эффекты действовали сообща.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Четырёхканальный усилитель
КТО
Mosconi One 120.4
ПОЧЕМ
13500 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Солидная мощность
Грамотные фильтры
Высокие технические характеристики
Регулятор фокусировки
Входы высокого уровня
Работает с числом входов 4/2
Может работать с дистанционным регулятором
ЭТО — МИНУС
Нет басового регулятора
ОДНИМ СЛОВОМ...
«Браво, первая валторна!»
РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 9
Оснащённость 8
Фильтры 8
Удобство установки 8
Итог 42
Источник: журнал Автозвук, 04/2011. Петр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Бас из высшей лиги. Тест сабвуферных динамиков Focal SUB 30 KXE (12 дюймов), Focal SUB 25 KXE (10 дюймов) и Focal SUB 25 KXS (10 дюймов)