Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Неместные. Toyota LC. Непоследний звонок

    Всё началось со звонка по телефону... Хотя нет. Всё началось намного раньше, когда слова «сотовый» и «мобильный» еще не вошли в наш лексикон, зато были «синклёры» и «пентагоны».

    Если сейчас кажется, что всё можно купить, то тогда казалось, всё можно сделать. Итак, 1996 год, последний курс НГТУ, свободный диплом, надо думать, что дальше делать. Устраиваюсь помощником в маленькую фирму с большим названием «Мега-Сервис» (кстати, до сих пор прекрасно себя чувствует) и начинаю постигать ремесло «Установка допоборудования на автомобиль».
    1998 год, июль, по счастливому случаю (на Курском, почитать в поезде) покупаю первый (самый первый!) номер журнала «АвтоЗвук». В этот раз привычная дорога до Нижнего Новгорода показалась какой-то совсем короткой. Под комментарии жены: «Да, ты не одинок...» и ещё что-то там про диагноз, спешу на работу.


    Выбор в качестве головного устройства самой универсальной модели Alpine вопросов не вызывал, только поставить надо было как следует

    Карты дверей, обезображенные прошлой установкой, стали основой для мощных подиумов с креплением на металл

    Задние двери со временем оказались переделаны под такие же, 9-дюймовые, динамики
    Morel Supremo в стойках: алькантара без швов и «целлюлита»
    Подиумы для СЧ-купольников на дверях При закрытой двери СЧ и ВЧ-излучатели максимально
сближены

    Потом — первые соревнования, знакомство с интереснейшими людьми. Начало XXI века, перехожу в качестве «играющего тренера» в фирму с подходящим названием «Новый Век», подбираю коллектив, обучаю. Подготавливаем несколько удачных автомобилей, включая нашу гордость — Nissan Primera Андрея Ниточкина, чемпиона России и вице-чемпиона Европы 2003 года в классе «Любитель без ограничений».
    2005 год, в Нижнем Новгороде появляется «АМ-студия», так уж обстоятельства сложились. Вдвоем с Максимом Щиновым (это мой компаньон), решив, «а почему бы собственно...», взяли в аренду бокс на три поста. Часть коллектива удалось сохранить, что было непросто: во время бурного развития автосалонов многие толковые установщики перешли на поток, за «длинным рублем за короткую работу», так сказать. А мы продолжаем дело. Сейчас, правда, сложно чем-либо удивить искушённого автовладельца, но порой все-таки удаётся. Когда-то и подиумы под пищалки считались эксклюзивом.
    В основном наша специализация — автозвук и автомобильные охранные системы, но развивается и новое направление, город на Волге как-никак. Перестали быть редкостью заказы на озвучивание яхт и катеров. Размер не имеет значения, приходилось иметь дело с 75 футовыми яхтами и рыбацкими вельботами. Иногда обращаются автосалоны с просьбой установить комплект аппаратуры, им тоже не отказываем. Так и живем. Вот уже подходит к концу еще одна пятилетка.


    Установка компонентов в багажнике начата с усилителей

    Одновременно строится плоская часть задней стенки сабвуфера

    Каркас остальных стенок и фронтальное кольцо на технологической опоре

    Примерка каркасов перед выклейкой композитной части
    Готовый сабвуфер в алькантаре... ...и его брат-близнец напротив

    Первый слой будущей 10-миллиметровой стенки с внутренним демпфированием
    Тыловую подзвучку обеспечивают две 6-дюймовые «Интегры», подключенные непосредственно к головному устройству

    На базе обивки пятой двери были построены подиумы для тыловой акустики

    Монитор для задних пассажиров при рождении был потолочным. Главным было обеспечить надёжность фиксации монитора и... переворот матрицы вверх ногами
    В нерабочем положении монитор складывается вниз


    Так вот. Телефонный звонок... Обратился один давнишний заказчик со словами: «Дима, у меня такая проблема...» В общем, рассказал историю, как ему установили музыку в какой-то фирме и как все плохо получилось. Ну, думаю, сейчас как обычно: может, что покрутить (в смысле настроить), быстренько поменять, и «чтоб всё, как в концерте». По телефону, говорю, точно не смогу — подъезжай.
    Приехал, смотрим, удивляюсь. Не то что бы в шоке, ну так. По компонентам вопросов нет — «голова» Alpine IVA 505, Black Bird до кучи. Усилители DLS A3 и A4, фронтальная акустика Morel Elate 9/3, тыл Morel Integra Ovation XO6, сабы Focal 27KX. Ну и еще кое-что, из нужного — DVD Alpine 690, еще один Alpine 5207 для заднего монитора Alpine PKG-1000P. А по установке — беда. В багажнике за задними сиденьями нелепое нагромождение ящиков, обтянутых серым рябым карпетом от «Мистерии» (может, лет 10 назад это было бы и круто, жаль, фотографии не сделал...). Вуферы Elate 9 закреплены прямо на обивки дверей, СЧ установлены на уровне чуть ниже колена (кто представляет тойотовскую дверь, знает, о чем я), с пищалями — новая беда, их втиснули в штатные места, а дырку, через которую должен играть MT23, расширить забыли. И все в таком духе. Одним словом, решение — всё снимать и ставить заново.
    Принимая во внимание просьбу клиента не нарушать функционала багажника и не забывать, что спинки задних сидений не зря сделаны с регулируемым наклоном, приходим к следующей компоновке. Оба усилителя размещаем по бортам над арками с небольшим наклоном (по высоте едва убрались, пришлось входы RCA выводить на гибком кабеле), а корпуса сабвуферов продолжают фальшпанели усилителей. Рекомендованный производителем объем ЗЯ для Focal 27KX составляет от 20 до 40 л, прикинули, должно хватить. Изготовили ящики по наработанной технологии: когда есть возможность, плоские стенки сабвуфера делаем из 19-миллиметрового МДФ, а стеклопластик наращиваем минимум до 10 мм. Причём этот сэндвич образуют 6 — 8 слоев стекломата, герлен полосками шириной около 5 см, потом еще столько же стекломата, затем вся поверхность проклеивается STP. Залили водички, пять баллонов по 5 л, заодно на герметичность проверили, хотя что там проверять, «не первый год замужем». За усилителями осталось место для конденсаторов и дистрибьюторов питания. Поскольку все панели багажника будут обтягиваться алькантарой, поверхности и стыки приходится особо тщательно выравнивать и подгонять, это вам не карпет. Изготавливаем из фанеры ровный пол и убираем с помощью металлической сетки и стеклошпатлевки оставшиеся от крепежа третьего ряда сидений дыры на боковых панелях. Получается вполне симпатично. Пришлось повозиться с заборником воздуха заднего кондиционера, но и эту проблему решили: пластиковая рамка с сеткой — и дело в шляпе.
    Параллельно ведётся работа по изготовлению подиумов. Поскольку карты дверей были испорчены предыдущими инсталляторами, предложили их переделать под установку Morel Elate 9” и полностью перетянуть. Для удобства обработки подиумы сделали вначале отдельно от обивок, затем намертво приклеили их полиэфирной смолой со стекломатом. Вся эта конструкция жёстко скреплена с металлом двери саморезами.
    Динамики нагружены на объем двери, и вследствие низкой добротности ожидаемого давления в НЧ-диапазоне «девятки» не дали, с этого момента в системе стали появляться изменения и новые компоненты. Установленные в задних дверях коаксиалы перешли на изготовленный для них подиум в дверь багажника, а их место заняла ещё одна пара Elate SW 9. Вот теперь можно и без саба слушать, подумал я. В полную бы полосу их... Но, зная привычку заказчика включать музыку, как говорится, на все деньги, на всякий случай подрезал фронт и тыл фильтром усилителя на 40Гц. MT23 из фронтального комплекта установили в задние двери, для фронта был готов другой план действий. Кроссоверы взяли от комплекта DLS Iridium 8.2 («родных» морелевских просто не нашли), с небольшой переделкой ВЧ-фильтра.
    Фронт подключили по схеме bi-wiring, что прибавило основательности в звуке. Для реализации идеи пришлось заказать для СЧ/ВЧ-звена еще один усилитель DLS A2 Mid Stereo. Его расположили под передним пассажирским сиденьем, оптимально с точки зрения длины проводов и устойчивости к наводкам. А в качестве фронтальных твитеров выбрали Morel Supremo, козырь в этом комплекте. Твитеры (язык не поворачивается назвать это произведение искусства пищалками) и купольные CDM 88 разместили поближе друг к другу, насколько это было возможно. Направление выбирали, исходя из наилучшего тонального баланса.
    Так сложился окончательный (надеюсь) состав аудиосистемы. Головное устройство Alpine IVA-W505, усилитель на СЧ/ВЧ-звено DLS A2, пара каналов DLS A3 подключены через пассивный кроссовер на фронтальные басовые динамики (пробовал использовать активный, но что-то в звуке не понравилось, видать, морелевский кроссовер не так прост, как кажется). Два оставшихся канала работают на комплект, установленный в задних дверях. Подзвучка Morel Integra XO6 — от встроенных усилителей Alpine.
    Звуковые катушки двух Focal 27KX включены параллельно, итог — нагрузка усилителя 2 Ом в мостовом включении. Усилитель не возражает, он же DLS A3 twin Mono, до 1,33 Ом держит легко. Может, кто и будет ругаться за низкое электрическое демпфирование, но должен быть басовый баланс в системе: четыре 9-дюймовых динамика против двух 11-дюймовых. Пусть потрудится басовое звено...
    Судьба потолочного монитора Alpine PKG1000P была решена заранее, место уготовано ему центровое, аккурат между спинками передних сидений. Оставалось найти подходящий вариант установки. Поиски в Интернете дали несколько готовых решений, но тупо скопировать — не наш метод. Решили оставить штатный механизм складывания, это упрощало изготовление кронштейна, но возникла другая задача: монитор-то с ног на голову перевернуть надо. Аппаратные методы переворота изображения не нашлись, поэтому был реализован физический переворот матрицы, с помощью паяльника и некоторого количества МГТФ. Три шлейфа пришлось удлинить. Кронштейн вырезали по шаблону из 5-миллиметрового листа алюминия, согнули и обтянули кожей. Заглушки, закрывающие механизм складывания и соединительный кабель, склеили из листового пластика и покрасили. Корпус монитора изначально планировалось делать в пленке «под дерево», но подходящей не нашли, как потом поняли — к счастью. На новую идею натолкнула полированная деталь, за которой стоят ИК-диоды. В результате — рояльный лак, как в дорогой домашней технике.
    Завершились работы по перетяжке (остались нетронутыми потолок и сиденья), и установка начала обретать задуманный вид. Перешитая кожей Monza верхняя часть торпедо казалась самой трудной частью работы, пока не приступили к картам дверей. Зато получилось, на наш взгляд, удачно: верхняя накладка продолжает черную линию, а оттенок кожи на дверях удачно попал в тон пластику нижней части консоли. А всё началось с телефонного звонка. Наверняка не последнего в нашей студии...


    «АМ-студия» Нижний Новгород

    Источник: журнал Автозвук, 02/2010
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa