Если сейчас кажется, что всё можно купить, то тогда казалось, всё можно сделать. Итак, 1996 год, последний курс НГТУ, свободный диплом, надо думать, что дальше делать. Устраиваюсь помощником в маленькую фирму с большим названием «Мега-Сервис» (кстати, до сих пор прекрасно себя чувствует) и начинаю постигать ремесло «Установка допоборудования на автомобиль».
1998 год, июль, по счастливому случаю (на Курском, почитать в поезде) покупаю первый (самый первый!) номер журнала «АвтоЗвук». В этот раз привычная дорога до Нижнего Новгорода показалась какой-то совсем короткой. Под комментарии жены: «Да, ты не одинок...» и ещё что-то там про диагноз, спешу на работу.
Потом — первые соревнования, знакомство с интереснейшими людьми. Начало XXI века, перехожу в качестве «играющего тренера» в фирму с подходящим названием «Новый Век», подбираю коллектив, обучаю. Подготавливаем несколько удачных автомобилей, включая нашу гордость — Nissan Primera Андрея Ниточкина, чемпиона России и вице-чемпиона Европы 2003 года в классе «Любитель без ограничений».
2005 год, в Нижнем Новгороде появляется «АМ-студия», так уж обстоятельства сложились. Вдвоем с Максимом Щиновым (это мой компаньон), решив, «а почему бы собственно...», взяли в аренду бокс на три поста. Часть коллектива удалось сохранить, что было непросто: во время бурного развития автосалонов многие толковые установщики перешли на поток, за «длинным рублем за короткую работу», так сказать. А мы продолжаем дело. Сейчас, правда, сложно чем-либо удивить искушённого автовладельца, но порой все-таки удаётся. Когда-то и подиумы под пищалки считались эксклюзивом.
В основном наша специализация — автозвук и автомобильные охранные системы, но развивается и новое направление, город на Волге как-никак. Перестали быть редкостью заказы на озвучивание яхт и катеров. Размер не имеет значения, приходилось иметь дело с 75 футовыми яхтами и рыбацкими вельботами. Иногда обращаются автосалоны с просьбой установить комплект аппаратуры, им тоже не отказываем. Так и живем. Вот уже подходит к концу еще одна пятилетка.
Так вот. Телефонный звонок... Обратился один давнишний заказчик со словами: «Дима, у меня такая проблема...» В общем, рассказал историю, как ему установили музыку в какой-то фирме и как все плохо получилось. Ну, думаю, сейчас как обычно: может, что покрутить (в смысле настроить), быстренько поменять, и «чтоб всё, как в концерте». По телефону, говорю, точно не смогу — подъезжай.
Приехал, смотрим, удивляюсь. Не то что бы в шоке, ну так. По компонентам вопросов нет — «голова» Alpine IVA 505, Black Bird до кучи. Усилители DLS A3 и A4, фронтальная акустика Morel Elate 9/3, тыл Morel Integra Ovation XO6, сабы Focal 27KX. Ну и еще кое-что, из нужного — DVD Alpine 690, еще один Alpine 5207 для заднего монитора Alpine PKG-1000P. А по установке — беда. В багажнике за задними сиденьями нелепое нагромождение ящиков, обтянутых серым рябым карпетом от «Мистерии» (может, лет 10 назад это было бы и круто, жаль, фотографии не сделал...). Вуферы Elate 9 закреплены прямо на обивки дверей, СЧ установлены на уровне чуть ниже колена (кто представляет тойотовскую дверь, знает, о чем я), с пищалями — новая беда, их втиснули в штатные места, а дырку, через которую должен играть MT23, расширить забыли. И все в таком духе. Одним словом, решение — всё снимать и ставить заново.
Принимая во внимание просьбу клиента не нарушать функционала багажника и не забывать, что спинки задних сидений не зря сделаны с регулируемым наклоном, приходим к следующей компоновке. Оба усилителя размещаем по бортам над арками с небольшим наклоном (по высоте едва убрались, пришлось входы RCA выводить на гибком кабеле), а корпуса сабвуферов продолжают фальшпанели усилителей. Рекомендованный производителем объем ЗЯ для Focal 27KX составляет от 20 до 40 л, прикинули, должно хватить. Изготовили ящики по наработанной технологии: когда есть возможность, плоские стенки сабвуфера делаем из 19-миллиметрового МДФ, а стеклопластик наращиваем минимум до 10 мм. Причём этот сэндвич образуют 6 — 8 слоев стекломата, герлен полосками шириной около 5 см, потом еще столько же стекломата, затем вся поверхность проклеивается STP. Залили водички, пять баллонов по 5 л, заодно на герметичность проверили, хотя что там проверять, «не первый год замужем». За усилителями осталось место для конденсаторов и дистрибьюторов питания. Поскольку все панели багажника будут обтягиваться алькантарой, поверхности и стыки приходится особо тщательно выравнивать и подгонять, это вам не карпет. Изготавливаем из фанеры ровный пол и убираем с помощью металлической сетки и стеклошпатлевки оставшиеся от крепежа третьего ряда сидений дыры на боковых панелях. Получается вполне симпатично. Пришлось повозиться с заборником воздуха заднего кондиционера, но и эту проблему решили: пластиковая рамка с сеткой — и дело в шляпе.
Параллельно ведётся работа по изготовлению подиумов. Поскольку карты дверей были испорчены предыдущими инсталляторами, предложили их переделать под установку Morel Elate 9” и полностью перетянуть. Для удобства обработки подиумы сделали вначале отдельно от обивок, затем намертво приклеили их полиэфирной смолой со стекломатом. Вся эта конструкция жёстко скреплена с металлом двери саморезами.
Динамики нагружены на объем двери, и вследствие низкой добротности ожидаемого давления в НЧ-диапазоне «девятки» не дали, с этого момента в системе стали появляться изменения и новые компоненты. Установленные в задних дверях коаксиалы перешли на изготовленный для них подиум в дверь багажника, а их место заняла ещё одна пара Elate SW 9. Вот теперь можно и без саба слушать, подумал я. В полную бы полосу их... Но, зная привычку заказчика включать музыку, как говорится, на все деньги, на всякий случай подрезал фронт и тыл фильтром усилителя на 40Гц. MT23 из фронтального комплекта установили в задние двери, для фронта был готов другой план действий. Кроссоверы взяли от комплекта DLS Iridium 8.2 («родных» морелевских просто не нашли), с небольшой переделкой ВЧ-фильтра.
Фронт подключили по схеме bi-wiring, что прибавило основательности в звуке. Для реализации идеи пришлось заказать для СЧ/ВЧ-звена еще один усилитель DLS A2 Mid Stereo. Его расположили под передним пассажирским сиденьем, оптимально с точки зрения длины проводов и устойчивости к наводкам. А в качестве фронтальных твитеров выбрали Morel Supremo, козырь в этом комплекте. Твитеры (язык не поворачивается назвать это произведение искусства пищалками) и купольные CDM 88 разместили поближе друг к другу, насколько это было возможно. Направление выбирали, исходя из наилучшего тонального баланса.
Так сложился окончательный (надеюсь) состав аудиосистемы. Головное устройство Alpine IVA-W505, усилитель на СЧ/ВЧ-звено DLS A2, пара каналов DLS A3 подключены через пассивный кроссовер на фронтальные басовые динамики (пробовал использовать активный, но что-то в звуке не понравилось, видать, морелевский кроссовер не так прост, как кажется). Два оставшихся канала работают на комплект, установленный в задних дверях. Подзвучка Morel Integra XO6 — от встроенных усилителей Alpine.
Звуковые катушки двух Focal 27KX включены параллельно, итог — нагрузка усилителя 2 Ом в мостовом включении. Усилитель не возражает, он же DLS A3 twin Mono, до 1,33 Ом держит легко. Может, кто и будет ругаться за низкое электрическое демпфирование, но должен быть басовый баланс в системе: четыре 9-дюймовых динамика против двух 11-дюймовых. Пусть потрудится басовое звено...
Судьба потолочного монитора Alpine PKG1000P была решена заранее, место уготовано ему центровое, аккурат между спинками передних сидений. Оставалось найти подходящий вариант установки. Поиски в Интернете дали несколько готовых решений, но тупо скопировать — не наш метод. Решили оставить штатный механизм складывания, это упрощало изготовление кронштейна, но возникла другая задача: монитор-то с ног на голову перевернуть надо. Аппаратные методы переворота изображения не нашлись, поэтому был реализован физический переворот матрицы, с помощью паяльника и некоторого количества МГТФ. Три шлейфа пришлось удлинить. Кронштейн вырезали по шаблону из 5-миллиметрового листа алюминия, согнули и обтянули кожей. Заглушки, закрывающие механизм складывания и соединительный кабель, склеили из листового пластика и покрасили. Корпус монитора изначально планировалось делать в пленке «под дерево», но подходящей не нашли, как потом поняли — к счастью. На новую идею натолкнула полированная деталь, за которой стоят ИК-диоды. В результате — рояльный лак, как в дорогой домашней технике.
Завершились работы по перетяжке (остались нетронутыми потолок и сиденья), и установка начала обретать задуманный вид. Перешитая кожей Monza верхняя часть торпедо казалась самой трудной частью работы, пока не приступили к картам дверей. Зато получилось, на наш взгляд, удачно: верхняя накладка продолжает черную линию, а оттенок кожи на дверях удачно попал в тон пластику нижней части консоли. А всё началось с телефонного звонка. Наверняка не последнего в нашей студии...
«АМ-студия» Нижний Новгород
Источник: журнал Автозвук, 02/2010
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120