Да и магнит не редкоземельный, так, обычный феррит, колечко диаметром 220 мм. Вообще, я не знаю, в каком порядке вы привыкли перелистывать страницы периодических изданий. Есть две школы, с начала и с конца. Так что с вероятностью 0,5 вы уже видели тест другого 12-дюймового сабвуфера, составляющего этому полнейшую противоположность.
Формально — тоже 12-дюймовая головка. Только весит 13 кг и при установке уходит внутрь отведенного для неё ящика на 150 мм. Принципиально конструкция самая традиционная. Однажды кем-то придуманная геометрия литой рамы с четырьмя коробчатого сечения спицами переходит из модели в модель уже не первый год. Материал диффузора — литая целлюлоза, толщины, правда, лютой, судя по жёсткости. Довольно жёсткий подвес в целом, при неожиданно мягком внешнем гофре, что, как известно, идёт на пользу линейности головки, поскольку уменьшаются изгибные деформации диффузора, его никто не хватает за края, как в случае более распространённых жёстких гофров. Но тогда сам диффузор должен быть способен сохранять форму в процессе колебаний, так что в этом отношении у «Иридиума» достигнута, и наверняка не случайно, полная гармония отношений.
Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 4 Ом, что тоже весьма и весьма традиционно. Мало мы видели двухкатушечных сабов? Да не сосчитать. Однако впервые встречаемся с такими интересными предложениями производителя, касающимися использования «двухкатушечности». Что обычно делают с секциями звуковой катушки у сабвуферов с импедансом 4 + 4? Семеро из десяти намертво соединяют секции в параллель, получают 2-омную головку, и на этом все игры заканчиваются. Остальные трое из этого же неробкого десятка вешают каждую секцию на свой канал усилителя. Один из ста, которого не видно в предыдущей, округленной до целых чисел статистике, соединяет катушки последовательно и получает 8-омный сабвуфер для несколько более аккуратного (в силу возросшего демпфирования), но существенно менее мощного баса.
Не удаётся припомнить случаев сознательного использования лишь одной звуковой катушки. И уж точно — ни одного случая подобных рекомендаций со стороны производителя. Даже наоборот — многие курсивом выделяют в мануалах, что, мол, нельзя подключать лишь одну катушку.
А кстати, почему? Снижается допустимая мощность, которую нередко приводят как «столько-то ватт на катушку», а это не совсем корректно. Допустимая мощность для сабвуферов ограничена в основном теплостойкостью привода и тем, насколько эффективно он отводит тепло. А как оно выделится — на одной секции обмотки или на двух, — не так важно, ведь такие катушки наматываются, как правило, в два провода, так что внутри медного массива тепло разойдётся почти одинаково равномерно, это потом, когда от меди к воздуху, начнутся проблемы.
Второе соображение, на этот раз справедливое: параметры динамика с одной включённой катушкой и с двумя будут разными. Это верно, но если известны и те и те, то почему не считать, что у нас есть динамик с двумя режимами работы и не выбрать наиболее подходящий для того или иного оформления? Или наоборот, оформление под динамик в том или ином включении.
Применительно к Ultimate Iridium конструкторы пошли именно по такому редкому (редкоземельному?) пути. В описании, общем на 10-ти, 12-ти и 15-дюймовые модели, даются наборы параметров для одной включённой ЗК, параллельного и последовательного включения секций. Мощность, заметьте, нормируется одинаково, как ни включай. А в рекомендациях по оформлению твёрдо указывается: здесь включать обе секции, а здесь — лишь одну.
Прежде чем перейти к игре с параметрами, покончим с одним не менее важным вопросом: нелинейные искажения у Iridium 12 оказались совершенно редкоземельными в среднем по диапазону, и даже на 30 Гц, где они у любого сабвуфера растут до лошадиных величин, здесь остались на уровне 2,5%. Так что действительно, труды по распределению жёсткости между элементами подвижной системы и подвеса не пропали даром.
А с параметрами так. Теория гласит: при включении только половины звуковой катушки всё остаётся неизменным, кроме электрической добротности, которая увеличивается вдвое по сравнению с той, что получена при включении обеих секций, без разницы — последовательно или параллельно. Шведы тем не менее утверждают, что при этом чуть-чуть меняются и Fs, и Vas. Мы честно померили и так и эдак и получили расхождения в Fs и Vas на уровне третьего знака, минимальные, но по-прежнему (для нас) необъяснимые. А полная добротность, действительно, изменилась почти вдвое. Почти, потому что она лишь на 90% определяется электрической добротностью Qes, остальное — добротность механическая, от включения катушек не зависящая (у шведов почему-то слегка зависящая).
Итак, что рекомендует г-н Конярский со товарищи для Iridium 12? Два варианта фазоинвертора, оба — для случая одновременной работы звуковых катушек. При этом и в самом деле сабвуфер становится относительно низкодобротным, как и требуется для фазоинвертора. Хотя и на грани (EBP = 72 по данным изготовителя, 82 — по нашим). Оба варианта приведены на графиках, судите сами. А в случае предпочтения закрытого ящика DLS призывает включать только одну секцию звуковой катушки. Динамик становится высокодобротным, а результирующая АЧХ — там же, на картинке.
Нам удалось, как кажется, рекомендации изготовителя несколько расширить. При 2-омном включении можно ЗЯ и ФИ делать в одном объёме
30 л, с очень хорошими характеристиками, а в высокодобротном 4-омном... тоже, но в большем объёме и с намного большим акустическим усилением. Вообще-то ФИ на головке с добротностью больше 0,7 — это эксцентрично, но почему-то выглядит интересно.
Параметры Тиля-Смолла при параллельном включении звуковых катушек (Z=2 Ом)
Заявка | Факт | |
Fs, Гц | 33,8 | 38,9 |
Vas, л | 49,15 | 39,4 |
Qts | 0,47 | 0,473 |
Параметры Тиля-Смолла при включении одной секции (Z=4 Ом)
Заявка | Факт | |
Fs, Гц | 34,7 | 38,5 |
Vas, л | 52,85 | 39,9 |
Qts | 0,68 | 0,715 |
Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 600 (1000 max)
Неравномерность АЧХ(ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 3,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,8
Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,22
Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 115,6
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуферная головка 12’’
КТО
DLS Ultimate Iridium 12
ПОЧЕМ
$320
ЭТО — ПЛЮС
Предусмотренная конструкторами универсальность
Очень низкие искажения
ЭТО — МИНУС
Здоровенный, что уж там
ОДНИМ СЛОВОМ...
Действительно, редкие земли
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Максимальное звуковое
давление 8
Искажения 9
Компактность оформления 7
Итог 42
Источник: журнал Автозвук, 12/2004. Марк ГАСАНОВ, измерения Юрий ЕВТУШЕНКО
Эстетика апгрейда. Тест компонентных акустических систем Musway MAE6.2C