Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Сабвуфер Earthquake SWS-12. Эффект 2D

    В недорогих аудиосистемах, чаще всего — компьютерных, часто предусматривается фича под названием «Effect 3D», то есть нажал какую-нибудь кнопку-иконку — и третье измерение в звучании появится мгновенно, с гарантией и за скромную плату. Создатели сабвуферов SWS сделали ровно противоположное — лишили свои сабвуферы положенного им третьего измерения. Не окончательно, но сильно.

    Весть о появлении этих сабвуферов мы опубликовали в новостном разделе четвёртого номера за этот год. И тогда сильно подивились: на снимках, присланных представителями Earthquake, при виде сбоку SWS был похож на обычный сабвуфер, в то время как утверждалось: глубина меньше, чем у любого другого. Было ли это первоапрельским приколом дистрибьюторов или простой технической оплошностью, сейчас понять трудно, да и не очень нужно. Сегодня мы знаем наверняка: анфас был SWS, а профиль — какой-то приблудный. Есть с чем сравнить, настоящий SWS — перед нами в натуре, а не в виде цифрового снимка.
    SWS, написанное с вывертом, по отношению к первой букве — в буквальном смысле слова, означает Shallow Woofer System. Что такое Woofer и System, знают все, Shallow означает неглубокий, мелкий. В этом, получается, и главный пафос разработки. Пафос или приоритет? Второе предположение вызывает сомнение: за проекты плоских низкочастотных головок брались многие, и часто с некоторым успехом (ещё чаще — без). Пример удачной, но весьма недешёвой для конечного пользователя разработки — Alto Mobile Falstaff («АЗ» №11/2003). Примеры неудачных — Infinity Uniplane («АЗ» №3/1999) или захлебнувшийся проект Blaupunkt Sonic Saucer («АЗ» №3/2002). Однако же факт новизны этой конструкции снова стал маячить на горизонте уже на этапе извлечения оказавшейся у нас «на ковре» 12-дюймовой модели.
    Сабвуфер оказался существенно тяжёлым, примерно такой же массы, какая бывает у головок этого калибра обычной конструкции. А это означает, что компонент, главным образом определяющий общую массу, магнит, использован типовой стати. У всех предшествующих разработок плоских сабвуферов магниты применялись облегчённые, чаще всего — неодимовые, которые можно запихнуть внутрь увеличенной звуковой катушки.

    На этом же этапе знакомства на глаза попалась наклейка на корпусе с тремя номерами американских патентов. Судя по первой цифре «6» — довольно свежих. Рыться в патентах мы любим, и, разумеется, все три были немедленно разысканы. Автором оказался некий житель Калифорнии Джозеф Яакуб Сахьюн, судя по имени — стопроцентный американец. Однако все три патента относились к конструкции пассивного излучателя для басовой акустической системы, никак не к сабвуферной головке. Поиск был продолжен и увенчался успехом. Патент, на основе которого был сделан SWS, был выдан компетентным ведомством США только под старый новый 2004 год, а на обложке инструкции ещё стоит знаменитое «в ожидании патента».

    Теперь всё встало на свои места, а приводимые иллюстрации к новейшему из патентов Джозефа Яакуба и так далее приводятся. Суть инновации, вернее — две составляющие сути, таковы. Изобретатель SWS оставил собственно магнитную систему и привод динамика без каких-либо изменений, но протолкнул весь узел как можно дальше внутрь динамика, вплотную к диффузору, который стал даже не плоским, а выпуклым. Многочисленные размерные стрелочки на картинках служат пояснением к тексту патента о том, насколько можно сжать динамик при том или ином сочетании размеров магнита и рабочем ходе диффузора. Но это — полдела. Вторая половина — как обеспечить линейное, без перекосов, движение плоского диффузора в отсутствие центрирующей шайбы, места для которой в традиционном виде не стало. И вот это как раз — из прошлых патентов того же мистера Сахьюна. Он предложил ставить на пассивный излучатель два встречно ориентированных гофра, которые совместными усилиями удерживали бы плоский поршень пассивного излучателя в правильном положении и даже проанализировал, насколько важно сделать кольцевую полость между гофрами вентилируемой, поскольку в процессе колебаний поршня-диффузора её объём непрерывно меняется.

    Эту же идею калифорнийский изобретатель и рационализатор применил и к сабвуферу. Так сказать, предел развития конструкции, сулящий максимальную компактность. Но тут же автор делает полшага назад, предлагая, для упрощения технологии изготовления, нижний гофр заменить вариацией на тему традиционной центрирующей шайбы, её придётся чуть сдвинуть вниз, соответственно, габарит головки в сборе несколько возрастёт, но останется по-прежнему качественно меньше ожидаемого от обычной конструкции. Вот по этой, переходной схеме, и сделаны все SWS. И всё потому, что помимо 12-дюймовой модели, есть и другие, 10, 8 и даже 6,5.
    Практическая реализация SWS оказалась, по внимательному изучению, комбинацией узлов с верхней и нижней картинок из патента (выбранных из дикого количества вариантов реализации, о чём можно судить по номерам «фигур»). Диффузор по форме более всего походит на колёсный колпак и изготовлен литьём из очень жёсткого пластика, что упомянутое сходство только усиливает. Под центральной «ступицей» устроился магнит, размеры которого, как можно судить по патентным схемам, диаметру ступицы уступают ненамного. К корпусу он крепится винтами с тыльной стороны, но как всё это собирается, не совсем понятно, особенно если вспомнить, что по традиционной технологии сборки динамиков магнит намагничивается у полностью собранной головки. Откровенным диссонансом с высоким качеством изготовления (не говоря уже о полёте конструкторской мысли) выглядят совершенно несерьёзные лопаточки выводов звуковой катушки, никак не защищённые к тому же от возможности замыкания на корпус при надетом наконечнике.

    Изготовители, руководствуясь лозунгом, придуманным ими для этой серии («глубокий бас из самых неглубоких корпусов»), привели довольно много вариантов оформления для SWS-12. Минимальный по объёму — всего 9 л, в виде плоского ящика высотой 100 мм. Максимальный — полновесный ящик с внутренним объёмом 35 л. Промежуточные решения — ящики для установки под сиденья с объёмом (посчитали по чертежам) 20 — 22 л. Приводится вариант фазоинвертора и ещё один, который мы не знаем как и классифицировать: плоский корпус с тоннелем в виде расширяющегося рупора.
    Содержащаяся в инструкции фраза «Первый 12-дюймовый сабвуфер для дверей» походит на правду, если вспомнить, какой объём у двери, но жестяная скорлупа оказывается недостаточно жёсткой даже для мидбасов, что уж тут говорить про сабвуфер. Так что или у них там совсем другие двери, или это сказано сгоряча.
    Проверка правомерности рекомендаций изготовителя проводилась по им же приводимым параметрам Тиля — Смолла. Динамик заявлен как низкодобротный, с низкой частотой резонанса, но очень мягкий, что обычно означает — требующий больших объёмов. Так и оказалось: в 9 л баса не будет, в 20-литровых «подседельных» корпусах будет, но не очень, на всю катушку SWS-12 разыграется только в просторном корпусе, 35 л и больше. Предложенный фазоинвертор мы рекомендовать никак не берёмся, для SPL может и подойдёт, а на каждый день — вряд ли.
    Измеренные параметры основательно размятого динамика в целом подтвердили заявки изготовителей, но расчётные варианты оформления оказались несколько лучше. В 20 — 22 л закрытого объёма SWS-12 будет играть вполне нормально, если дать в полтора раза больше — так и совсем отлично. Фазики не получаются, никак, зато есть, в принципе, возможность попробовать free air.
    Итак, куда же ставить сабвуфер, который обладает исключительно компактной конструкцией, он действительно плоский, не в ущерб мощности, чувствительности и жизненно важным параметрам, но требует просторного корпуса? Да вот он и ответ: туда, где корпус можно сделать широким, но плоским. Варианты для умельцев: фальшпол багажника, там при высоте плоского корпуса 80 — 90 мм можно набрать полсотни литров объёма. Плоский ящик за спинкой заднего сиденья, даже в хэтчбеке сидушки можно будет складывать как ни в чём не бывало. Плоский ящик, заменяющий собой полку под задним стеклом, при некоторой сноровке это можно реализовать даже в хэтчбеке, получится изящно. И наконец, free air установка с динамиком, прижатым к спинке заднего сиденья напротив «лыжницы» или под полку, не отнимая пространства для груза в багажнике. В общем, есть варианты...

    Заявка Факт
    Fs, Гц 26,9 24,4
    Vas, л 149 120
    Qts 0,450 0,418

    Номинальный импеданс, Ом 4
    Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 300
    Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,5
    Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,6
    Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 3,43
    Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 112,4

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Сабвуферная головка 12’’
    КТО
    Earthquake SWS-12
    ПОЧЕМ
    $150
    ЭТО — ПЛЮС
    Плоский без ущерба для всего остального
    ЭТО — МИНУС
    Объёма тем не менее требует
    Контакты совершенно несерьёзные
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Ряды удачных проектов пополнены
    РЕЙТИНГ
    Конструкция и исполнение 8*
    Форма АЧХ в салоне 8
    Максимальное звуковое
    давление 8
    Искажения 8
    Компактность оформления 7**
    Итог 39

    * Конструкция уникальная, на «десятку», но за контакты оштрафовали.
    ** По объёму — не очень, зато по возможной высоте — тоже на «десятку».

    Источник: журнал Автозвук, 12/2004. Марк ГАСАНОВ, измерения Юрий ЕВТУШЕНКО
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa