Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Jaguar XJS. Последнее слово

    Современный мир действует по принципу непредсказуемой кооперации. Вот пример: автомобиль, сделанный в Великобритании под американским финансовым присмотром, укомплектован немецкими тормозами и японской электроникой. Но, как в новомодном тарифном плане, именно последние слова оказываются самыми важными. А в космополитичном проекте под названием Jaguar XJS последнее слово осталось за нами. И совершенно предсказуемо.

    Предсказуемо, потому что в первой тройке призовых мест международных соревнований по автозвуку наши соотечественники обосновались уже вполне прочно и право их на последнее слово в превращении, к примеру, «Ягуара» в предельно комфортное средство передвижения за пределами фантазии всех предшествующих участников кооператива сомнению не подлежит.
    Владелец купе, мужчина средних лет, про российский вклад в международное разделение труда знает не по слухам, более того, сам вклад вносит немалый и успешный («Ягуар» он не с розыгрыша в казино привёз), причём вклад производится в очень близкой нам области техники. И недавнее пополнение своего гаража он пригнал куда следует для установки системы с жанровыми границами, поставленными необычайно широко, начиная с классической музыки и заканчивая классическим рэпом. «Куда следует» в данном контексте означает: в студию, старейшую по личному составу и новейшую по только что утверждённому для неё названию. Не вполне бесспорному, хотя... Впрочем, ладно, «пиплам» виднее.
    Главный безумец, он же смотритель Станции автозвука А. Лысенко (рано или поздно это всё равно выяснится), решил поставить недостающие штрихи в интернациональной родословной машины. И воспользовался плодами кооперативных усилий признанных лидеров автозвуковой промышленности по обоим берегам атлантического океана. Чистопородная американская акустика Boston Acoustics серии Z удачно сочетается с итальянской инженерной школой усилителей Boston (без Acoustics). А источник сигнала берёт своё происхождение из лабораторий Страны восходящего солнца. Теперь вроде всё: Америка, Европа во всех видах и Азия трудоустроены, настала пора для последнего слова.

    Даже будучи взведён, рычаг стояночного тормоза не торчит помехой на пути водителя Все детали отделки из ценных пород дерева изготовлены вручную
    Под маркой Boston прекрасно уживаются американская акустика и итальянские усилители Чтобы не мешать новой акустике, дверному карману пришлось подвинуться

    Мидбас трёхполосного фронта обычно монтируется без дополнительной ориентации

    Оси излучения твитеров пересекаются прямо на внутрисалонном зеркале заднего вида

    Несмотря на то, что салон изготовлен практически заново, место расположения CD-ресивера менять не стали
    Обтяжка передних стоек алькантарой благоприятно сказывается на дифракционной картине

    Подиум среднечастотника целиком заменил заводскую кикпанельную картонку
    Только одна стенка багажника не охвачена мобильным звуком, зато на других — три «витрины» плюс напольный натюрморт

    В окончательном (не первом) варианте системы сигнал зарождается в недрах Alpine CDA-9835R, модели, в этом году признанной в Европе лучшим головным устройством (проверьте: «АЗ» №9/2004, с. 11). Потом сигнал по жилам кабелей Phoenix Gold идёт к трём усилителям. Два четырёхканальных изделия Boston GT-42 задействованы в цепях фронтальной акустики, а третий, двухканальный GT-28, работает на пару сабвуферных динамиков Boston G210. СЧ и ВЧ-излучатели фронта подключены через пассивный кроссовер, входящий в комплект заводской поставки, а НЧ-динамик обходится без него, то есть налицо типичная 2,5-полосная схема с сабвуфером.
    Те, кто уже заглянул на страницу со схемой установки (это обычно самые тёртые читатели), наверняка заметили, что один из четырёхканальных GT-42 включён как бы на половину своих возможностей — как двухканальный.
    С этим вышло любопытно: китайцы правы, утверждая, что путь («Дао») проложен для нас свыше. Планировалось поставить на НЧ-секцию двухканальник, но на момент комплектования системы двух стереоусилителей GT-28 под рукой не оказалось, и именно это дало возможность конструктору использовать столь им любимую концепцию мостового включения усилителей в каналах фронта с целью повышения быстродействия. Так что один из GT-42 действительно работает двухканальником, но с повышенной мощностью и удвоенной скоростью нарастания сигнала на выходе.
    Вот что в системе и вправду оказалось лишним, так это пара кроссоверов, которые отчётливо видны на стенке багажника и которые совершенно не просматриваются на схеме. Вначале планировалась чисто пассивная фильтрация между полосами НЧ/СЧ и СЧ/ВЧ. Но первая, черновая, подсборка системы не дала убедительных доводов в пользу пассивных фильтров в НЧ-каналах фронта. Звучание оказалось лучше с активным разделением полос, но переделывать багажник заказчик уже не хотел, поэтому пара кроссоверных коробок осталась без работы.
    Раз уж разговор коснулся тонких материй, относящихся к границам частотных диапазонов, имеет смысл привести цифры, факты и соображения. Средние и высокие частоты, которые отрабатывает пара динамиков из комплекта Boston Z5, сформированы фабричным пассивным кроссовером с частотой раздела 2,5 кГц. Нижняя граница средних частот опущена необычно низко и составляет 160 Гц (6 дБ/окт.), установленные на головном устройстве. Там это — верхняя граница перестройки фильтра, задуманного, вообще-то говоря, для разделения фронта и сабвуфера. Те же 160 Гц (12 дБ/окт.) выставлены и на усилителе, что даёт суммарную крутизну спада 18 дБ/окт. Низкочастотный диапазон фронтальной акустики отрабатывается мидбасами из комплекта Boston Z6, которые подключены к усилителю напрямую. Полоса частот ограничена снизу головным устройством (63 Гц, 12 дБ/окт.), а сверху — кроссовером усилителя (280 Гц, 12 дБ/окт.).

    Здесь установлены предохранители, дистрибьюторы и вольтметры
    Замысловатые защитные накладки, по замыслу Crazy People, должны были художественно объединить салон и багажник
    А здесь — банки конденсаторов и блоки розжига подсветки

    Таким решением А. Лысенко одним махом нарушил сразу две традиции: одну всеобщую — состыковывать полосы с минимальным несовпадением граничных частот, вторую — личную, т.е. избегать фильтров высоких порядков в полосе средних частот. Однако и то и другое было обосновано: крутые фильтры максимально сократили границы «перехлёста» диапазонов средних и низких частот, а что касается явно более широкой, чем необходимо, полосы частот, отведенной для работы НЧ-звена, это конструктор объяснил тем, что по его опыту узкополосная НЧ-часть трёхполосной акустики очень высушивает звук, он теряет шарм и убедительность, басовики фронта нельзя загонять в тесные частотные границы.
    Как быть с неизбежно грозящей в этом случае выпуклостью АЧХ в области совместной работы НЧ и СЧ-излучателей? А здесь опять ситуация «не было бы счастья...» и так далее. Включив в обоих каналах СЧ-головки в противофазе с басовиками, удалось не только компенсировать АЧХ на частотах 160 — 280 Гц, но и улучшить фазовые характеристики системы в области совместной работы головок, уменьшив масштабы необходимой временной коррекции. На практике это означало, что ещё до введения временных задержек на слух излучатели левого канала заметно отодвинулись от водителя. Точное пространственное согласование произошло уже потом, после настройки задержек на головном устройстве, которое в этом отношении, это мы все уже давно знаем, никаких ограничений не ставит.
    Рассказ о настройках системы закончим фактами по каналу суббасовых частот. Сигнал на GT-28 подается с головного устройства в противофазе и ограничен фильтром НЧ 100 Гц, 18 дБ/окт. Из возможностей предварительных каскадов усилителя использован только подъём +3 дБ на частоте встроенного бас-буста.
    Когда автозвуковой цех студии (извините, Станции автозвука, не привыкли пока) Crazy people под руководством А. Лысенко приступил к более осязаемым процессам строительства системы, сразу было принято решение полностью пересмотреть не только заводскую концепцию вибродемпфирования и шумоизоляции, но и цветовую гамму отделки салона. Деревянные (на самом деле деревянные, и сильно ценных пород) вставки, которыми теперь богато инкрустированы панели салона, не имеют ничего общего с конвейерными дощечками, оказавшимися на борту «Ягуара» перед отгрузкой с завода.
    Зная наверняка, за кем последнее слово, и не испытывая ни малейшей робости перед плодами британской конструкторской мысли, боковые подлокотники заднего ряда сидений демонтировали, дабы не мешали установке двух сабвуферов, а нижнюю точку крепления ремня безопасности сдвинули назад: штатное отверстие находилось именно там, где было удобнее всего сделать третью точку крепления сабвуферных ящиков. Две другие точки сделали с помощью 4-миллиметровых металлических пластин, жёстко прикреплённых изнутри к металлу задних крыльев.
    Акустическое оформление сабвуферных динамиков выполнено в виде двух закрытых ящиков объёмом 22 литра каждый. Стенки изготовлены комбинированным способом, плоские фрагменты из фанеры, а криволинейные — из стеклопластика. Установленные по бокам заднего сиденья два ящика сверху закрыты фальшпанелями, которые обтянуты бежевой натуральной кожей.
    ВЧ-динамики фронтальной акустики традиционно размещены на стойках лобового стекла с ориентацией на зеркало заднего вида, которое в этом варианте кузова «Ягуара» вынесено довольно далеко в салон. Пятидюймовые среднечастотники установлены в кикпанели и играют в объёме ниш передних крыльев. Мидбасы стоят в дверях на заново построенных подиумах, объединённых со штатными дверными карманами.
    Багажная инсталляция включает в себя три «аквариума» и напольный натюрморт. За прозрачными окнами левого крыла упрятаны дистрибьюторы и вольтметры, в правом крыле стоят три буферных конденсатора, автомат защиты и блоки розжига ламп подсветки, а на дальней стенке багажника — четыре коробки пассивных кроссоверов. На полу все три усилителя лежат подобно упавшей стопке костяшек домино и закрыты от превратностей перевозки багажа акриловым листом. Доступ к нише запасного колеса в полу возможен только умозрительный, а трудности в случае пробоя колеса преодолеваются как в спорткарах — с помощью баллончика.
    Широченный диапазон музыкального задания на строительство системы прибавил нам смелости, и посему лазерная головка Alpine пробежала оба тестовых диска, «NAIM Sampler» и «Расскажи Чайковскому новости». Вокал Сабины с 1-го трека только выиграл благодаря богатству грудных нот. Дуэт Антонио и Нила прозвучал мягче, чем мы обычно привыкли слышать, а скрипки квартета Аллегри, наоборот, выпукло. Струнные инструменты камерного оркестра Норвегии также претендовали на сольные партии больше обычного. Голос Сабины на дорожке №7 был тихим, как будто она отошла в глубь сцены, а струны капризного контрабаса не стали бас-гитарой, просто звучали громко, как это и было сведено звукорежиссёром. Басовые ноты композиции Алана Мэрфи (№10) были хорошо оформлены, с отменной атакой, но вместе с тем были излишне «твёрдыми». Саксофон Кевина (№11) всё-таки показался немного приглаженным.
    Музыкальный ряд «Новостей» порадовал плотным басом с чёткой электронной отсечкой (№1), а когда слушали 2-й трек диска, стало понятно, что имел в виду неизвестный автор фразы «массивное басовое основание». Сложные однотонные пассажи (№6) обычно легко показывают проблемные места мобильной установки, возбуждая паразитные колебания неплотно закреплённых панелей, в этот раз тест прошёл гладко (и это нас, честно говоря, не удивило). Восточный мотив (№11) порадовал ровным звучанием во всех своих музыкальных частях, однако высокие немного «песочили». Электронно обработанный женский вокал был резковат в меру, не вызывало слухового напряжения и звучание «транзисторной» меди.
    Собранные по международной кооперации компоненты системы позволили получить на удивление ровный характер звучания, а наши дежурные придирки, как всегда, отдают вкусовщиной, этого у них не отнимешь. Ну так на то он и субъективный тест, если нужны бесстрастные цифры, то пожалуйте взглянуть на АЧХ, а если вердикт судейского корпуса российского автозвука — так это надо на соревнования, как раз есть время подготовиться к следующему сезону. Жизненный цикл космополитичного мобильного аудио на шасси Jaguar XJS завершён, и последнее слово в вавилонской разноголосице мировой промышленности сказали именно те, кто знает, каким оно должно быть.


    Согласитесь: даже зная, какая интрига разворачивалась в полосе частот 160 — 280 Гц, трудно догадаться о ней, глядя на частотную характеристику готовой системы. Сложно предположить и присутствие пусть небольшой, но всё же коррекции в сабвуферной полосе. Глазу, даже вооружённому прибором, наиболее заметна «припухлость» в области классического «презенса», около 1 кГц, придающая звучанию известный эффект вовлечённости. Так что последнее слово удалось подтвердить и инструментально.


    ТИП СИСТЕМЫ:аудио
    СОСТАВ:3-полосный фронт + сабвуфер
    ИСТОЧНИК:Alpine CDA-9835R
    УСИЛИТЕЛИ:Boston GT-28, GT-42
    АКУСТИКА:Boston Z5, Z6 midbass
    САБВУФЕРЫ:Boston G210

    СТУДИЯ: Станция автозвука Crazy people

    Источник: журнал Автозвук, 12/2004
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa