Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Проект CAR&AUDIO. Honda Civic. Дотягиваясь до идеала

    Приятно прийти вечером домой, одеть теплые тапочки, устроиться поудобней на уютном мягком диване с чашечкой чая и расслабленно послушать какую-нибудь спокойную музыку ...

    Тапочки должны быть непременно мягкими, чай заваренным по всем полагающимся канонам (и два кусочка сахара, будьте добры), а аудиосистема не иначе как класса high-end. И чтоб звучала так, что аж до мурашек по коже. Что общего у этой расслабленной релаксации с крепким и поджарым Honda Civic? Да, пожалуй, только одно — хорошее аудио. Впрочем, система, которую построил (да-да, именно так — построил, и не иначе) в своем автомобиле Олег, может не только спокойную музыку отыграть (с полагающимися в таких случаях мурашками), но и таким драйвом зарядить, что мало не покажется. В самом начале инсталляции было решено не идти ни на какие компромиссы. Автомобиль сразу готовился с расчетом на участие в автозвуковых соревнованиях, причем с прицелом на призовые места. Забегая вперед, скажу, что Олегу вполне удалось задуманное — пьедестал почета за сезон 2010 стал для него чуть ли не привычным местом. Впрочем, несмотря на кажущуюся легкость, с которой он шел по сезону от этапа к этапу, кубки доставались ему не так уж и легко. Впрочем, обо всем по порядку.


    При отделке салона использовалась алькантара. Этот материал обладает хорошими звукопоглощающими свойствами и помогает избавиться от лишних переотражений звука в салоне.
    Самодельные кроссоверы вылядят, может, и неказисто, но опытный глаз сразу замечает примененные компоненты - ленточные катушки индуктивности и аудиофильские конденсаторы Mundorf Supreme
    Место штатного аккумулятора занял гелевый. Прямо на нем расположился самодельный блок предохранителей для аудиосистемы.

    Усилители установлены в багажнике под фальшполом. Для того, чтобы они не перегревались в закрытом объеме, для них организовано принудительное охлаждение - два компьютерных кулера.

    Первым делом салон Civic'а был раздет практически догола и весь обработан вибродемпфирующими материалами. Причина вполне понятна — когда работает аудиосистема, ни одна панель не должна подыгрывать динамикам. А в машинах они, знаете ли, обычно так и норовят подпеть неслаженным хором. Вибродемпфирующим же материалам поручено пресечь эти попытки на корню.

    Сценический деятель
    Компоновку было решено использовать самую обычную: усилители и сабвуфер расположились в багажнике, мидбасовые динамики — в дверях. Разве что твитеры стоят не как обычно принято, на стойках лобового стекла, а в уголках зеркал и направлены прямо в салон. В обычной аудиосистеме такая установка привела бык тому, что ближняя к водителю или пассажиру пищалка нещадно лупила бы ему высокими частотами прямо в уши, что на самом деле, не очень приятно. Но тут система построена с применением звукового процессора, который позволяет в широких пределах настраивать пространственные характеристики звукового поля, так что эффекта, как его называют, „привязки звука к ближнему твитеру" удалось избежать. Настройкой вывели звук на водительское место, так что водитель теперь имеет возможность слышать не просто музыку, звучащую из динамиков, перед ним разворачивается ровная и глубокая стереопа-норама и... какой-нибудь оркестр с тестового соревновательного диска при включении аудиосистемы чуть ли не осязаемо устраивается прямо на капоте. То, что у любителей саг audio как раз и называется ровной и глубокой звуковой сценой.
    Кстати, что касается настроек, то звуковой процессор Pioneer DEQ-P90 обладает, несомненно, огромным потенциалом. Но тут использована лишь небольшая его часть, и тому есть вполне определенные причины. Скажем, процессор без труда позволяет построить в автомобиле аудиосистему с так называемым поканальным усилением.
    Суть этой схемы в том, что каждый из динамиков подключен к своему каналу усилителя, а сам процессор разруливает звуковой частотный диапазон по каналам: твитерам — высокие частоты, мидбасам — то, что пониже, а сабвуферу — совсем самый низкий бас. Обо всех этих возможностях Олег, конечно же, прекрасно знал, но будучи приверженцем „домашней" концепции построения аудиосистем, все же предпочел разделить сферы влияния мидбасов и твитеров не процессором, а пассивными кроссоверами. Что ж, такой подход вполне имеет право на существование, тем более что сами кроссоверы взяты не первые попавшиеся, а рассчитаны и изготовлены специально под эту инсталляцию.

    Тонкости установки
    Установка в этом автомобиле мидбасовых динамиков достойна отдельного упоминания. Поскольку они нашли свое пристанище в дверях, то получается, что сами двери для них являются корпусами. А посмотрите на корпуса любых домашних колонок — крепкие, достаточно тяжелые и лишенные всяческих вибраций. Чтобы превратить двери в некое подобие, в них тоже были использованы вибродемпфирующие материалы. Но это еще не все. Самое критичное место любой колонки — это ее передняя стенка. В автомобильной двери ее роль обычно играет обивка. Но на самом деле любая обивка для этих целей не очень-то пригодна — она слишком хлипкая, и легко поддается вибрациям. Вибрируя же, она сама становится как большой диффузор, который, понятное дело, излучает совсем не то, что нужно. Поэтому Олег поступил самым радикальным методом — закрыл технологические окна в каркасе двери дюралевым листом толщиной 2 мм, а потом заклеил дверь виброгасящими листами. Посадочные места под динамики, само собой, были тоже хорошо укреплены, так что теперь дверь по своим свойствам действительно стала похожей на настоящий корпус домашней колонки. В дополнение к этому пространство за динамиком было обклеено небольшими кубиками из плотного пенопласта. Создание неровной поверхности за динамиком — это известное и часто применяемое решение, которое позволяет уменьшить всяческие переотражения звуковых волн внутри двери. Согласитесь, в таком оформлении динамики просто не могли зазвучать плохо.
    Много хлопот доставил сабвуфер. Известно, что в автомобиле с его маленьким замкнутым объемом салона низкие частоты распространяются совсем не так же, как, например, дома. А требования-то к качеству звука были поставлены самые высокие, так что поиск подходящего динамика, корпуса для него и расположения всего этого хозяйства в багажнике затянулся. Но вот, казалось бы, оптимум наконец то найден, и в машине Олега прописался Pioneer TS-W12PRS, для которого был сделан ящик сложной формы. Между прочим, не лишенный изящества. Да и сам динамик, кстати, тоже отличный, не так давно он был в нашем журнале на тестировании. Но совершенство — штука капризная и вечно ускользающая, так что Pioneer через какое-то время перекочевал в автомобиль к другому ценителю хорошего звука, а в машине Олега низкими частотами теперь занимается 12-дюймовый Xetec G-12 XLS. Впрочем, что-то мне подсказывает, что и это далеко не последний вариант...


    SPECLIST

    HONDA CIVIC
    СОСТАВ АУДИОСИСТЕМЫ
    Головное устройство Pioneer DEX-P90RS
    Процессор аудиосигнала Pioneer DEQ-P90
    Усилитель фронтальных каналов Tru Technology В 4.100
    Усилитель сабвуфера U.S. Amps 400X
    Твитеры Scan Speak 6600
    Мидбасовые динамики Xetec P6
    Пассивные кроссоверы фронтальной акустики handmade
    Сабвуфер Xetec G-12 XLS
    Дистрибьютор питания handmade
    Буферный конденсатор Stinger SXCAP1.2M
    Силовые кабели КГ-16, КГ-35, КГ-50
    СОВЕТОЛОГИЯ
    Олег Михайлов [автор проекта]
    ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
    Как добиться дорогого "домашнего" звука в автомобильной системе?
    ЕЕ РЕШЕНИЕ
    Для себя я понял одну вещь: если хочешь добиться "домашнего" звука, то и подход к установке компонентов тоже должен быть "домашним". Например, если динамики стоят в передних дверях, то сами двери должны иметь жесткость не хуже, чем корпуса домашней акустики.


    Чем примечателен проект? Победами на автозвуковых соревнованиях
    Что нам понравилось? Скрупулезный и бескомпромиссный подход
    Год выпуска авто 2008
    Двигатель 1,8 (140 л.с.)
    Место прописки авто Россия, Чебоксары
    Владелец Олег Михайлов


    Тест Антон Николаев, Фото Олег Михайлов, Денис Степченко
    Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music), март 2011
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa