К слову, без случайностей естественного происхождения не обошлось и в жизни самого Дарвина. Он признается в своей автобиографии, что в то историческое плавание ему удалось отправиться только благодаря помощи своего дяди, который был настолько красноречив, что убедил отца Чарльза отпустить отпрыска в пятилетний морской круиз. Другой исторический персонаж, капитан «Бигля» г-н Фиц-Рой, чуть было не сыграл роковую роль в скорейшем осознании человечеством фундаментальных законов мироздания. Будучи поклонником физиогномической теории Лафатера, он весьма скептически оценил нос молодого натуралиста и поначалу сильно сомневался в его достаточной энергии и решимости для совершения подобного путешествия. Типа — неблагоприятствуемая порода, не стоит тратиться.
Что, спросите, подвигло нас на освежение в собственной памяти деяний великого естествоиспытателя? Ну, неутихающую любознательность отбросим как мотив банальный (и всё же неутихающий, как мы с этим ни боремся). Главное, разумеется — усмотренная аналогия, как нам кажется, поучительная. И здесь уместно заметить, что вынесенная в заголовок цитата не останется в одиночестве, правда цитировать будем иной первоисточник.
Не так давно, в сентябрьском номере «АЗ» за 2004 год, мы представляли мобильную стереосистему работы студии «Мистер Звук» на шасси Subaru Impreza WRX. Там предметом нашего интереса стала звуковая система с 2-полосным фронтом активной фильтрации и одним сабвуфером, построенная на головном устройстве McIntosh, усилителях Audison, фронтальной акустике Lotus by Seas и сабвуферном динамике Peerless. Выбор компонентов выполнялся лично владельцем машины и его спутницей, которые были готовы потратить многие часы в комнате для прослушивания, чтобы не осталось ни малейшего сомнения в жизнеспособности продукта отбора. Однако законы природы универсальны (и неотвратимы, что отличает их от российских). Система начала эволюционировать, и нам, подобно естествоиспытателям прошлого, интереснее всего рассмотреть два соседних в эволюционной цепи вида, а не те, которые разделены множеством промежуточных звеньев, как ящерицы и птицы, например.
Предыдущий вариант расположения акустики был более традиционным, лишь мидбасы были развёрнуты на центр потолка салона | |
Что произошло, когда упомянутый фактор проснулся? Насыщенная инструментальная музыка с вокальными партиями женского и мужского исполнения, воспроизводимая фронтальной акустикой, перестала устраивать своим звучанием семейство аудиофилов. Сборник «NAIM Flamenco Havana», который я обнаружил в прошлый раз в приёмной щели CD-ресивера, уже НЕ ТАК радовал слушателей своей убедительной достоверностью живого голоса (хотя прежде радовал ТАК). В диапазоне нижних частот стала мешать излишняя сухость и даже, как сказал Андрей Королёв, «хлёсткость» басового звена, и это вступило в противоречие со столь любимым членами экипажа «Субару» мягким басом. Появившееся вслед за этими замечаниями неизбежное желание попробовать другие варианты настройки (или даже компоненты) и привело владельца машины вновь в установочную студию.
Конфигурация следующей ступени эволюции автозвуковой системы осталась практически без изменений, подтверждая тезис о наследственности. С помощью минимального набора компонентов организовано «...раздельное усиление в трёх полосах, из которых одна традиционно отведена для суббасовых частот ниже 70 Гц, а две другие накрывают оставшийся звуковой диапазон с частотой раздела чуть выше 2 кГц. В каждой полосе работает своя акустическая головка соответствующей специализации, суббас воспроизводит 12-дюймовая модель серии XLS производства Peerless, мидбас отрабатывает излучатель [CW17E001] диаметром 165 мм из комплекта L5001 Lotus by Seas, и уже до самого верха играет...». Здесь наследственность уступила место изменчивости. Теперь диапазон верхних и средних частот берётся донести до слушателей акустический компонент совершенно домашней специализации, купольник Scan-Speak D2925/950000.
Активная фильтрация входного сигнала и вытекающее отсюда раздельное усиление по полосам по-прежнему выполняется кроссоверными модулями усилителей Audison, которые установлены в 4-канальный VRx 4.300 (фронтальная акустика) и в 2-канальный сабвуферный VRx 2.400. Однако теперь дополнительно к кроссоверным модулям цепи фронта снабжены сразу двумя параметрическими эквалайзерами, по одному для ВЧ и НЧ-диапазонов, и особой «фишкой» Audison, переключателем режима ACB1, с помощью которого можно дистанционно перевести выходные каскады каналов ВЧ из стандартного класса А/В в бескомпромиссный класс А. Фенотип (вот что пришлось вспомнить!) сабвуферного усилителя тоже несколько изменился, но уже с помощью модуля плавного фазовращателя.
Источник сигнала — CD-ресивер McIntosh MX406, как уже было упомянуто, оказался вполне «благоприятствуемой породой» и в борьбе за жизнь в системе победил.
Как вы помните, «...расстановка и фиксация компонентов системы в салоне Subaru проходила под обычным для заряженных машин весовым прессингом...». Поэтому, выполняя вибродемфирование и шумоизоляцию, установщики ограничились двумя ключевыми зонами — передними дверями и боковыми стенками багажного отсека. А вот ограничения на вес и конструкцию дверной акустики, в отличие от старого варианта, были безжалостно отвергнуты неумолимой рукой эволюции.
Какими же новыми видовыми признаками стали обладать передние двери «Субару»? Как в любом эволюционном процессе, продвижение к окончательному варианту шло постепенно. Сначала каждый мидбасовый динамик был размещён в черновом акустическом оформлении закрытого типа. Потом был опробован фазоинверторный вариант, который на слух понравился больше, после чего динамики подняли вверх и дополнительно развернули так, чтобы их геометрические оси пересекались точно на потолочном плафоне освещения. Разумеется, такое положение дел с дверными мидбасами сразу поставило на повестку дня вопрос обитаемости салона, но, как оказалось, беспокоились зря — посадочные и присоединительные размеры владельца машины и его спутницы не являются помехой для сильно выступающих в салон корпусов. Сами корпуса изготовлены из MDF и формируют совершенно отдельный от дверей объём акустического оформления около 8 л. Порты фазоинверторов развёрнуты вперёд, в сторону кикпанелей.
Изменчивость ВЧ-секции фронта оказалась весьма серьёзной уже в силу массогабаритных характеристик новых пищалок. Старые подиумы были демонтированы, а новые, с посадочным фланцем из MDF и композитными обводами под стать изделиям Scan-Speak, закреплены по углам торпедо. Миграция из дверей под стекло позволила отодвинуть излучатели дальше и сориентировать их на внутрисалонное зеркало. Первый же трек, который чета аудиофилов приехала послушать с установленными ещё по временной схеме, на пластилине, ВЧ-динамиками, показал, что усложнение конструкции системы пошло на пользу её звуковым возможностям, если вновь цитировать, «высокие сразу отлипли от куполов».
Основной цветовой мотив оформления салона и багажника остался неизменным — это сочетание синей и чёрной кожи. Заводская серебристая накладка центральной консоли выкрашена в тёмно-серый цвет, и такого же тона карпет пошёл на отделку багажного отсека.
Головное устройство (разумеется) и оба усилителя остались на местах, но, поскольку теперь в рабочие режимы фронтального усилителя включён «теплокровный» вариант класса А, для отвода излишков тепла потребовалось добавить семь вентиляторов. Штатные охлаждающие фланцы Audison оказались чересчур громоздкими и не вписывались в концепцию багажного подиума.
Не могу сказать, что разница в звучании старого и нового варианта системы была ошеломляющей, но надо иметь в виду то, что я слушал каждый всего лишь по получасу, с промежутком в несколько месяцев, а хозяева системы наслаждаются музыкой часами, да и сопоставление для них было куда более немедленным. Поэтому музыкальная семья, разъезжающая на «Субару», по достоинству оценила результат эволюции. Да и основоположнику эволюционной теории, будь он нашим современником, уже не резон было бы проводить так много времени вдали от родины, чтобы практически усвоить законы происхождения видов. Искусственный отбор — более скоростная штука, чем естественный, сам Чарльз Дарвин, приводя доказательства, на это указывал. Он только не знал, что в некоторых отраслях для этого нужны опыт, образование и слух...
RTA
Тогда, в сентябре, у нас ещё не было в заводе измерять АЧХ в салоне. Теперь есть возможность оценить и то, что было. Сабвуфер, например, остался прежним, и слава богу, что остался, к нему вопросов мало. Обращает на себя внимание то, как ловко срослись АЧХ сабвуфера и фронта — совершенно бесшовно. И выше характеристика остаётся очень ровной. Любопытно, что при интегрально мощной верхнечастотной части характеристики спад на самом верху довольно явно выражен. Как было раньше, науке не известно, но то, что вы видите сейчас, для слуха очень даже приятно, так бывает, и нередко.
СВОИМИ УШАМИ
Современные исследователи видового разнообразия природы, вооружённые теорией Дарвина, вынуждены занудно долго поднимать лопатами один за другим пласты геологических наслоений в надежде найти одно из пропущенных звеньев эволюции. Мы с вами находимся в более выгодном положении и, подняв подшивку «АЗ» за прошлый год, легко и безо всякого шанцевого инструмента можем освежить впечатления от услышанного в салоне «Субару». Тогда я отметил, что «...женский вокал [трека №1 «NAIM Sampler»] прозвучал с неожиданной убедительностью, при этом никакого выпячивания шипящих или сухости звучания...» не было. «Рояль на треке №3 отыграл чисто и, на наш вкус, немного звонко, что, впрочем, могло быть обусловлено настройками тембра головного устройства. Впечатлила работа системы на динамическом диапазоне [трека] №5, недаром такое пристальное внимание было уделено стабильному тональному балансу». Звучание басового звена «...пожалуй, можно назвать чересчур насыщенным, если бы не настроенная выпускная система, которая «прячет» низкие частоты...»
Что произошло со звуком после очередного витка эволюции? На том же первом треке «NAIM Sampler» появилось обилие деталей, ранее не слышимых. Трек №3 обратил на себя внимание небольшим акцентом на ноты нижнего края среднечастотного диапазона. Звучание струн (№4) на редкость подробно. Избыточная, на мой взгляд, академичная сухость и достоверность композиции (№6) должна порадовать любителей точного звука, к которым, как вы знаете, относится экипаж «Субару». Жизнеспособность нового вида подтвердил и 9-й трек, тщательно переданный системой во всех своих нюансах. Басовая секция системы по-прежнему мощно и полноценно воспроизводила бас (№10), а рельеф звучания бас-гитары только выиграл (№12).
СОСТАВ СИСТЕМЫ 2-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК McIntosh MX406
УСИЛИТЕЛИ Audison VRx 2.400, 4.300
АКУСТИКА Scan-Speak D2925/950000, Lotus by Seas CW17E001
САБВУФЕР Peerless XLS 308
СТУДИЯ «Мистер Звук»
Источник: журнал Автозвук, 03/2005. Рубрику ведет Сергей Гаврилюк
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro