Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Шоу-рум/мастер-класс. Ручная работа в Dodge Caravan. По своим правилам

    Алексей, хозяин автомобиля Dodge Caravan, - человек, который на пути построения хорошего звука в своем автомобиле не отталкивается от общепринятых стереотипов, а создает свои правила. Начать хотя бы с компоновки. Действительно, зачем располагать мидбасовые динамики где-то низко в дверях, а затем героически решать проблему высоты сцены? Или, к примеру, с чего это вдруг максимум для фронтальных АС - три полосы? И так можно сказать практически о любой составляющей этой по-своему уникальной аудиосистемы.

    Система в этом автомобиле переделывалась неоднократно. Около двух лет ушло на поиски Своего Звука (вот так, с большой буквы), который устраивал бы владельца. А требования были вполне конкретные - аудиосистема должна воспроизводить музыку предельно четко и прозрачно, без «затягивания» баса и какой бы то ни было замыленности среднечастотного и верхнечастотного диапазонов. Задача, прямо скажем, непростая, и, перебрав большое количество компонентов, было решено взяться за самостоятельное изготовление большей части динамиков, техническая же поддержка в этом ответственном деле была организована со стороны Виктора Ивановича Янкова (лаборатория МТУСИ). В самом начале пути были испробованы и двух-, и трехполосные схемы. Мидбасовое звено в первых вариантах было сдвоенным и сначала находило свое место в дверях. По словам Алексея, он стал уже «завсегдатаем автомобильных разборок», поскольку в процессе постоянного поиска оптимального расположения динамиков обивки дверей стали просто расходным материалом. Позже было испробовано подседельное размещение мидбасов, для чего удалось выгородить объемы порядка 20 литров под каждым из кресел.

    В ПОИСКАХ ОПТИМУМА
    В теперешнем варианте система построена по четырехполосной схеме. В дверях прописались 10-дюймовые динамики басового звена, отрабатывающие диапазон от 50 до 160 Гц, а выше эстафету подхватывают 8-дюймовые динамики, расположенные совсем нетипично - на стойках. Для них были организованы закрытые объемы порядка 5 литров в самих стойках (!) и около 10 -в панели: всего по 15 литров на каждую головку. Работают они до 1 кГц. Смысл такого сочетания в следующем. Качественней всего «срастить» фронтальный бас с 15-дюймовым сабвуфером на частоте 50 Гц получается при использовании именно 10-дюймовых динамиков, которые, в свою очередь, не могут играть слишком высоко. Чтобы сохранить открытость СЧ-диапазона, нижнюю граничную частоту «серединок» ниже 1 кГц Алексей опускать не хотел. Выход - использовать четвертое звено, работающее по частоте между басовиками и среднечастотниками. Последние, к слову, переделаны из отечественных 5ГДШ-3-8. Основные же принципы при создании басовых головок - мощный «мотор» (магнитные системы 10- и 8-дюймовых динамиков взяты от легендарных 75ГДН) и предельно легкие диффузоры. В качестве ВЧ-звена после долгих поисков было решено взять твитеры MB Quart, зона их ответственности начинается от 5 кГц. Правда, без изменений не остались даже они - для корректировки диаграммы направленности на защитные решетки были закреплены небольшие конусы.

    ГОЛОВНЫЕ УСТРОЙСТВА
    Основное звуковое головное устройство, CD-ресивер Nakamichi CD-45Z, работает на фронтальные АС. Тыл и центр центр задействуются, только когда в игру вступает JVC KD-AVX1, причем никаких сложных манипуляций и перекоммутации для перехода из стерео в режим 5.1 не требуется. Сам DVD-ресивер расположен в задней части подлокотника, а его «мордочка» вынесена на шлейфе в переднюю часть. За визуализацию отвечает выездной монитор Prology.
    ФРОНТАЛЬНЫЕ АС
    В этом автомобиле реализована смелая идея водрузить фронт с 8-дюймовыми мидбасами на стойки. Да и 10-дюймовые басовики поставить в двери решится далеко не каждый. Конечно, строгие судьи по инсталляции EMMA пришли бы в ужас, оценивая обзорность, однако, как оказалось на практике, массивные подиумы нисколько не мешают нормальному вождению.

    ГЛАЗАМИ УСТАНОВЩИКОВ
    ПИТАНИЕ
    От аккумулятора, расположенного под водительским сиденьем, питание разводится акустическими проводами. По мнению Алексея, их применение предпочтительно в питающих цепях. Усилители "подпираются" наборными конденсаторами, в которых большие электролиты дополнительно шунтируются маленькими пленочными. Это дает необходимое "быстродействие и заметно меняет звук в лучшую сторону
    ТОРПЕДО
    Приборы перенесены в центр практически полностью изготовленной заново панели. Основная цель, которая преследовалась такой переделкой, - не столько симметрия как таковая, сколько необходимость набрать объемы для 8-дюймовых мидбасовых динамиков. Материал при этом использовался самый, по словам Алексея, звуковой - МДФ. Отделка - автомобильный винил и мягкая подложка.



    КАК В КИНОТЕАТРЕ
    Возможности системы Алексея не ограничиваются классическим стерео, в своем автомобиле он пошел дальше и построил многоканальный звук в формате 5.1, причем никаких сложных манипуляций и перекоммутации для перехода из одного режима в другой не требуется. В качестве DVD-источника был выбран JVC KD-AVX1 за наличие в нем декодера 5.1. Его фронтальный выход при этом был заведен на линейный вход основного ГУ Nakamichi CD-45Z. Теперь для просмотра фильмов достаточно лишь включить JVC, а «нак» перевести в режим AUX. Несмотря на то, что в аудиотракте DVD-ресивера заменены электролиты и операционники, по словам Алексея, он все же не дотягивает по уровню до «сорок пятого». AVX-1 разделен на две части -под рукой только сама передняя панель, вынесенная на шлейфе, загрузка же диска производится с задней стороны подлокотника. Хотя ресивер и имеет свой небольшой экран, смотреть на нем фильмы при таком расположении, понятно, не очень удобно. Да это и не ставилось целью, поскольку в системе есть отдельный выездной монитор. Центральный канал составлен из доработанного (а как же иначе?) широкополосника Visaton BG 17 (у него удален конус с диффузора) и тех же, что и на фронте и тылу, твитеров MB Quart. На него работает четырехканальный усилитель Steg, включенный мостом. Звучание задних АС в мультимедийных системах имеет не меньшее значение, чем передних. Здесь им уделено не меньше внимания, чем фронтальным - трехполосный тыл также составлен из handmade-динамиков. Сдвоенным среднечастотникам (те же доработанные 5ГДШ-3-8) выделены объемы по 7 литров, а 8-дюймовым мидбасам - по 45.

    БАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМ
    Сабвуферов в этом автомобиле два. И поначалу они работали вместе, однако это создало «звуковую кашу» на басах, поэтому сейчас при работе системы в режиме стерео используется левый, а в «киношном» варианте - правый субнизкочастотник. Переключение производится кнопкой коммутации перед активным кроссовером Poweramper, не пускающим на усилитель частоты, которые сабам воспроизводить не положено. Несмотря на крупноразмерность, эти сабвуферные динамики со стопроцентной уверенностью можно отнести к «легковесам», поэтому им требуются нешуточные объемы. По краям багажного отделения удалось сделать 130-литровые ящики, причем в первых реализациях системы было испробовано фазоинверторное акустическое оформление. Однако характерное «затягивание» баса в таком варианте заставило отказаться от него и перейти к варианту типа «закрытый ящик».
    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАНАЛ
    Центральный канал составлен из доработанного широкополосника Visaton BG 17 и твитеров MB Quart. Он задействуется, только когда система работает в режиме 5.1
    УСИЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
    В большой системе обычно бывает много усилителей. Основная из часть расположена в багажнике - под фальшполом и на задних стенках сабвуферов. Усилитель же центрального канала приютился под правым сиденьем.
    ТЫЛОВЫЕ АС И САБВУФЕРЫ
    К вопросу тыла в этом автомобиле Алексей подошел не менее серьезно, чем к фронтальным АС. Здесь также трудятся динамики известной фирмы handmade, в том числе и 15-дюймовые сабвуферы с очень легкой подвижной системой. Калибр обеспечил необходимую глубину баса, а малая масса диффузоров - их "скорострельность"
    ГЛАЗАМИ УСТАНОВЩИКОВ


    P.S.
    Алексей не останавливается на достигнутом, постоянно находясь в процессе улучшения звучания, и на момент сдачи номера в печать на роль головного устройства вместо Nakamichi уже «проходит кастинг» ресивер Clarion. Не исключено, что в скором времени и сама система может претерпеть заметные изменения. Мы же со своей стороны пожелаем Алексею успехов в этом интересном деле.

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
    «Эксперименты с динамиками явно принесли свои плоды...»
    АНТОН НИКОЛАЕВ, эксперт тестовой лаборатории CarMusic
    Прослушивание системы с первых же секунд показывает ее «скорострельность». Эксперименты с динамиками явно принесли свои плоды - бас быстрый, четкий и хлесткий, серединка открытая, а верх даже на грани колючести. Сабвуфер нисколько не отставал и не отслаивался от остального музыкального материала, как это часто происходит с крупнокалиберными динамиками. Более того, разведение сигнала по полосам оказалось настолько удачным, что обеспечило слитность звучания всех частотных диапазонов. Единственное, к чему можно придраться, -это построение сцены. В «музыкальном», не «киношном» режиме звук концентрируется около ближней стойки.


    Текст Антон Николаев, фото Алексей Трошкин
    Источник: журнал Car&Music, июль 2009.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa