Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра. ВАЗ-2111. Время эксклюзива

    У студентов УГТУ-УПИ много свободного времени, которое необходимо куда-то девать. Это - древняя и красивая традиция. Куда девать - каждый решает сам. Я, например, люблю автомобили и не лишён здорового честолюбия. Накопились кое-какие оригинальные идеи, которые можно воплотить в собственной машине. Всё, вместе взятое, и дало начало работе по озвучиванию ВАЗ-2111. Сначала хотелось сделать систему для души, а уже потом для соревнований, но спорт оказался сильнее.
    Первой идеей стали закрытые ящики в дверях, и к ней меня подтолкнул Сергей Смирнов (a.k.a. wildbox). Тем более что акустика уже была в наличии, мидбасы Dynaudio MW160, которые пока стояли на обычных дверных подиумах и играли на весь объём. И, как следствие, они начинали стучать катушкой уже при довольно малой подводимой мощности, что не удивительно при их добротности 0,5. Поэтому приходилось резать диапазон выше 80 Гц, что просто убивало фронтальный бас, как таковой. В ящиках же низкодобротные динамики можно вообще не резать снизу, поскольку такой тип акустического оформления, по сути, является фильтром верхних частот. К плюсам отнесём ещё и жёсткость, недостижимую для двери, и полное отсутствие утечек.
    И началось... Сначала стал потихоньку отрезать металл двери - было ужасно её жалко - и мерить свободный объём пенопластом. После первого отреза получилось 3 л, их совсем было просто набрать, потом дело дошло до 5 л. Когда от двери осталась буквально половина, набралось 9 л объёма. Пока - «брутто», без учёта того, что отъедят будущие стенки. Со стороны выглядело всё пугающе, даже более чем! Знакомые крутили у виска...
    Дверные ящики такого объёма можно сделать только с помощью электрических стеклоподъёмников фирмы «Иж» (не путать с маркой машины), поскольку у них нет тросов. Однако и это не самое страшное - после такой операции пришлось убрать направляющие стёкол, самый большой минус такого решения, на мой взгляд.
    Вот с такой, довольно обычной установки и началась история дверных ящиков
    После того как я изготовил из пенопласта макет будущего ящика, он перекочевал домой, где с него были сняты все размеры. И началась работа по копированию макета фанерными деталями. Фанера не самый лучший материал для дверей, это я понял уже потом, лучше было взять текстолит. Внутрь двери каждого авто затекает вода во время дождя или мойки, и этот «дождь» мне так и не удалось побороть. Вода по стеклу бежит на ящик, фанеру ведёт, герметичность страдает и срок службы такого изделия оказывается очень маленьким.
    Примерно месяц я повторял пенопластовые обводы фанерными кусочками, материала извёл невозможное количество. Однако хлопоты того стоили: готовые ящики заняли практически весь доступный в дверях объём, а их литраж «нетто» составил чуть меньше 8 л. Если бы я решил выклеивать боксы из стеклоткани (или углеткани), то объём вряд ли получился бы больше, чем на 0,5 - 0,7 л, а время изготовления точно увеличилось бы в разы.
    Между собой стенки ящика соединены эпоксидкой, замешанной с опилками, и саморезами в количестве пары сотен. За счёт большого числа деталей и стыков конструкция получилась очень жёсткая. Внутри ящик покрыт тремя слоями «антигравия», а снаружи - антикором с резиной плюс ещё три слоя мебельного лака. Я рассчитывал, что такая обработка убережёт фанеру от контакта с водой.
    Посадочное место динамика я решил поднять повыше, хотя это было и не очень просто. При такой установке диффузор динамика не перекрывается ногами водителя и пассажира, что благоприятно сказалось на положении звуковой сцены, она и без пищалок оказалась на уровне панели приборов. После того как я смонтировал ящики в дверях, окончательное положение мидбаса было выбрано по тест-диску, чтобы и на низких, и на средних частотах они работали в фазе.
    Перед пробным прослушиванием ящик был заполнен смесью овечьей шерсти и синтепона. Звук просто порадовал! Отличная атака на мидбасе, призвуков ящика - ноль, а неискажённая громкость вышла далеко за пределы комфортного прослушивания. За что, собственно, и боролись.
    После звука дело дошло до оформления дверных обивок. Из «родных», с помощью шпаклёвки со стекловолкном и всяческих распорок удалось сделать новые. Процедура, надо сказать, трудоёмкая, но ведь хотелось эксклюзива!


    Чтобы получить эксклюзив, сначала нужно отодрать ткань с родных обшивок, это совсем не просто и требует немалых физических усилий. Потом на обшивке делается каркас из фанеры, и на него наносится шпаклёвка со стекловолокном, после чего всё это хозяйство шкурится до полной потери ощущения времени или окончания запасов шкурки. Когда шкурки больше не остаётся, нужно придать готовому полуфабрикату товарный вид. Я выбирал из трёх вариантов: винил, кожа и флок. Винил в работе довольно прост, но в гаражных условиях не получится сделать обивку в два цвета. Кожа - это дорогое удовольствие, требует кройки и шитья. А флок... Оказался самый подходящий вариант. После того как поспрашивал, за какие деньги мне смогут отделать обивки, понял, что на местном рынке за «не дорого» никто делать не станет. Поэтому и решил просто купить для личного пользования аппарат для флокирования, сам флок и клей к нему. Какое-то время потренировался на знакомых, а потом уже сделал себе.
    Поверхность перед флокированием должна быть ровной и чистой. На каждую обивку у меня ушло по две банки чёрной грунтовки. Решил делать в два цвета: серый и чёрный. Сказано - сделано! Результат более чем удовлетворил. На этом с дверями было покончено.
    Принялся за сабвуфер, для которого заготовил динамик Boston Pro Series. Эта головка имеет одну из самых лёгких подвижных систем среди «двенашек», что косвенно говорит о потенциальной скорости баса. Ну и ящик ему был нужен всего 28 л. Ящик, опять же, должен быть эксклюзивным, это одно из главных условий, просто воткнуть коробку - это не наш метод. И пошло...
    Решил сначала поставить саб в пол багажника, чтобы места в отсеке оказалось не просто много, а очень много. Можно было бы просто поместить ящик в нишу запаски, а её оттуда выкинуть. Но на наших дорогах без запаски нельзя, это объяснять не надо. «Родное» колесо слишком большое, поэтому выбрал докатку-банан от «японца», но даже после этого места для саба оказалось мало. И уже хотел совсем отказаться от этой затеи, как пришла мысль выпустить воздух из докатки и обмять её квадратом. Это помогло, по прикидкам получилось литров тридцать. Боковые стенки из фанеры толщиной 20 мм, верхняя - 30 мм, местами доходит до 40 мм. Ящик был усилен распорками и покрыт внутри антикором с резиной и лаком, как дверные корпуса. Внутренние стенки проклеены акустическим ячеистым поролоном марки Tyrotex.
    После сборки и установки ящик нужно было оборудовать механизмом подъёма, для чего подошли газовые упоры багажника от ВАЗ-2111. Один упор не мог поднять ящик, поэтому пришлось использовать два. Каждый упор закреплён на ящике металлическим уголком, и прочность получилась с запасом.
    После этого поднимать ящик руками? Это нарушило бы гармонию эксклюзива, я решил всё сделать «с кнопки». По этому поводу прикупил сигнализацию StarLine, в которой имелось нужное количество дополнительных каналов управления, ну и обратная связь тоже не помешала.
    Поначалу сигнал с брелока шёл на два соленоида, соединённых с дверными замками ВАЗ-2108. После первых проб стало понятно, что соленоиды не могут «дёрнуть» так, чтобы замки открылись и ящик поднялся. Раздумья были недолгими, и автомагазин обменял мне на денежные знаки парочку втягивающих реле стартера от ВАЗ-2110, которые по размерам оказались чуть больше, чем соленоиды, но дёргают так, что могут работать стоматологами. Правда, и ток потребляют такой, что питание в авто просаживается на вольт-полтора, часто лучше не нажимать.
    Ещё пять дней ушло на то, чтобы ящик саба поднимался с первого раза. Пришлось настраивать замки, менять положение болта на ящике, а поскольку замка два и каждый миллиметр важен, это просто... В общем, нервы нужны железные!
    После того как ящик начал подниматься, принялся за боковины багажника. Они получились довольно сложной формы и были предназначены для крепления усилителя. Усилитель хотелось тоже эксклюзивный. Мои долгие поиски увенчались успехом, и я нашёл Phoenix Gold Octane Limited Edition, выпущенный ограниченным тиражом всего 200 экземпляров. Аппарат работает на мидбасы и на саб. В конструкции усилителя использованы фильтрующие конденсаторы во вторичном питании ёмкостью 0,3 Ф, и это идеальный вариант для баса.
    Подиум под усилитель опирается на боковины, усилен металлическим уголком и закреплён бесчисленными саморезами. Его поверхность покрыта шпаклёвкой со стекловолокном, зашкурена до идеальной плавности форм и покрашена чёрной грунтовкой в три слоя. Затем всё покрыто флоком прямо в машине. После окончательной сборки всё радовало глаз и не только...
    Когда перебрал-переслушал почти все топовые автомобильные твитеры, остановился на Eton, их резонансная камера позволила задать частоту среза 2 кГц первым порядком. Подиумы под твитеры изготовлены из «родных» вазовских накладок, усиленных алюминиевым каркасом, а окончательная форма выведена шпаклёвкой со стекловолокном. После покраски и они были отделаны чёрным вездесущим флоком.
    Усилитель на твитеры - PowerAmper PA60. У него отличное звучание и очень скромные габариты, которые дали возможность упрятать корпус за центральную консоль и уменьшить длину межблочника и акустических проводов до минимума.
    Грили мидбасов и саба изготовлены из зеркальной нержавейки методом лазерной резки на одном из предприятий Екатеринбурга. И это единственные детали системы, которые были сделаны вне гаража.
    Изначально система планировалась беспроцессорной, но буквально накануне соревнований в Екатеринбурге я поменял «голову» на процессорный Alpine. И, как потом выяснилось, излишне поспешил. Alpine был заказан в Иркутске и пришёл в последний день. Машину пришлось дособирать ночью, а утром 10 сентября нужно было прибыть на финал ЛАС. Настроить систему в новой конфигурации толком не удалось, и баллы за звук оказались не самые высокие. Зато фото моего сабвуфера, «съевшего запаску», стало украшением прошлого «А3». По-моему, лучший снимок номера...
    Хотел бы сказать большое спасибо конференции «Блюзмобиля» и моим друзьям, которые всегда меня понимают.



    ТИП СИСТЕМЫ аудио
    СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер
    ИСТОЧНИК Alpine CDA-7998R
    УСИЛИТЕЛИ Phoenix Gold Octane Limited Edition, Poweramper PA60
    АКУСТИКА Eton CX 280 V, Dynaudio MW160
    САБВУФЕР Boston ProSeries 12.5LF

    Игорь СТЕПАНЕНКО, a.k.a. flatron, г. Новоуральск

    Источник: журнал Автозвук, 12/2005
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa