С Рубиком ясельная игрушка превращается в спортивный снаряд, с которым даже чемпионат мира проводится. Это же совсем другое дело. Кубик остаётся, но приходится немало поработать, чтобы разноцветные элементы сложились в единую картину. А их помногу каждого цвета, и каждый должен оказаться там, где ему полагается быть.
Хозяин машины хотел получить «очень автомобиль громкий повседневный». Нет, подождите, кубик не собрался. Слово «очень» отнести к автомобилю язык не поворачивается, это, по существу, маленькая Toyota, альтернативное имя ей придумали маркетологи, им виднее зачем (мне — совсем не видно). Повседневный — тоже не очень, в «очень повседневных» не делают прыгающую пневмоподвеску. Сейчас повернём вот так... потом вот так... есть! «Очень громкий повседневный автомобиль».
Да и громкий планировалось не просто очень — таких немало, а с качественным звучанием. И в салоне, и за его пределами, когда потребуется. Поэтому компоненты акустической системы выбирались, исходя из максимальной неискажённой громкости звучания и приличного тонального баланса.
Как только я начал заполнять графы «личного дела», попал в тупик. Комплектов акустики в привычном понимании здесь нет, все компоненты самостоятельные, и помногу каждого цвета. Поэтому пришлось обратиться за советом к Сулейману ибн Дауду (мир им обоим. И третьему, по имени «ибн» — тоже мир) и указать просто имена компонентов, а вы уж сами по схеме посчитаете, каких по сколько.
Главное здесь — звуковая мощь, ради неё всё и затевалось. Поэтому на фронте поместили счетверённый мидбас Саdenсe CVLM 64 и сдвоенные рупорные пищалки Cadence CVLT 50. В любимых композициях хозяина понятие звуковой сцены весьма условно, поэтому за ней особо и не гнались. А звуковое давление — совершенно не условно, гнались за ним. Это позволило несколько упростить задачу и отказаться от звукового процессора. Мидбасовые головки установили в одной плоскости без разворота, одна пищалка встала в дверь, другая — поверх торпедо.
Рупорные пищалки выбрали неспроста — только они могут излучать без искажений и озвучить открытую площадку, недаром концертная акустика исключительно рупорная. Пищалки работают со своими пассивными кроссоверами первого порядка, частота среза 3 кГц. Мидбас сверху дует в полную полосу, снизу кроссовером усилителя полосу ограничили частотой 90 Гц — объём для четырёх динамиков вышел не условно-бесконечный, и так выбрали всё, что можно. К технологии корпусов мы ещё вернёмся, а пока закончим с акустикой.
В сабвуфере установлены четыре восьмидюймовых головки Sundown Audio SA-8. Сабики компактные, но увесистые, с очень мощной магнитной системой и жёстким подвесом (протестированный по моей просьбе экземпляр показал эквивалентный объём порядка 7 л). Головки — в общем фазоинверторном корпусе объёмом 60 л, частота настройки порта 30 Гц. Полоса частот ограничена кроссовером усилителя: сверху — 80 Гц вторым порядком, снизу — 30 Гц четвёртым. Последняя настройка — средство избежать повторного заезда заказчика в студию для замены выбитых инфразвуком диффузоров. Ну или хотя бы его отсрочить. Заказчика здесь знают хорошо...
Среди усилителей налицо полное разделение труда. С пищалками работает самый слабый в системе Dragster DAD 852 — «всего-то» по 85 Вт в каждом из двух каналов. Более мощный Sundown Audio SAX 125.2 нагружен на мидбасовые головки, при этом не превышается допустимая для них мощность. А для сабвуфера — импульсный усилитель Sundown Audio SAZ 2500D мощностью 2,5 кВт, тут не скромничали. Номинальная мощность сабвуферных головок — 400 Вт, в пике они выдержат вдвое больше, даже запас есть (благо от инфразвука избавились).
Разместилось всё усилительное хозяйство в багажнике под фальшполом, отсек частично заходит под сабвуфер, это — своеобразная визитная карточка студии. Естественно, под такое пришлось полностью пересмотреть систему энергоснабжения. Штатный генератор обеспечивал всего 70 А, это четверть необходимого. Поэтому под капотом появились новый генератор на 240 А и аккумулятор Optima. Вся проводка и дистрибьюторы — Knukonzept...
Это пищалочка. Небольшая. Рупорная. Одна из четырёх в системе... | |
Четыре «восьмёрки» — это как две «двенашки» и больше, чем одна «пятнашка» | |
Весь Рубик у этой машины внутри. Снаружи — только кубик |
Подиумы под пищалки на торпедо отлично встали взамен пластиковых решёток штатных динамиков, стыки аккуратно подогнали — затем и подиумы, и дверные облицовки отправились в перетяжку, а мастера занялись установкой остального оборудования.
На роль головного устройства без колебаний был выбран двухдиновый мультимедийный центр JVC KW-AVX900EE — почти компьютер, если смотреть по функциям... Топовый аппарат работает с HDD, дисками и карточками и поддерживает множество видео- и аудиоформатов, в том числе некомпрессированный WAV, это встречается нечасто, а нужно — часто. Несомненное удобство — возможность работы JVC KW-AVX900EE в двухзонном режиме, когда задние пассажиры смотрят кино (в наушниках), а водитель наслаждается музыкой. Наконец, есть встроенный ТВ-тюнер и вход для камеры. Управление хорошо продумано. Помимо сенсорного дисплея с удобным интерфейсом и входящего в комплект пульта ДУ, можно подключить и штатные рулевые кнопки. Разумеется, и камеру, и штатные кнопки подключили немедленно.
Удобства удобствами, но аппаратуру мы любим (если это слово здесь уместно) не столько за это, сколько за качество звучания. Потенциал у JVC на уровне: 24-битный ЦАП обеспечивает безукоризненное звучание, а встроенный цифровой семиполосный эквалайзер iEQ позволяет скорректировать акустические недостатки салона. Не все, но очень многие — и это пригодилось. Геометрия салона вкупе с «громкими» пищалками потребовали специфической «концертной» коррекции АЧХ — к этому мы ещё вернёмся.
Чтобы закончить с мультимедийной составляющей, скажу пару слов и про мониторы AVIS AVS0712BM. Это готовый универсальный подголовник с вмонтированным в него семидюймовым монитором, который подходит ко многим типам сидений (есть три цвета отделки: чёрный, серый, бежевый). Вопреки всем опасениям качество картинки и управление оказались на высоте — несмотря на смешную цену. Поскольку в JVC KW-AVX900EE только один видеовыход, для раздачи сигнала понадобился разветвитель. Мелочь, но без него три экрана в одну грань кубика сложить бы не удалось...
SQ
Непростая в акустическом отношении геометрия кузова (почти вертикальное лобовое стекло, изогнутое по радиусу) не могла не сказаться на звуковой сцене — центральный образ постоянно играл в неуловимых мстителей. Несимметричность сцены на тестовых записях тоже была заметна, при таком взаимном расположении динамиков без процессора это не исправить. Впрочем, зачем привязываться к сцене, не для джаза система строилась, а к остальному претензий нет.
Все треки с диска АМТ прошли испытания успешно, хотя и не без замечаний. Маловато показалось «воздуха», на умеренной «тестовой» громкости 90 дБ временами отмечена нехватка верхней середины и избыток ВЧ. Эффект пропал при переходе к «концертным» уровням громкости — звучание выровнялось. Спору нет, рупорные пищалки — вещь специфическая, а здесь ещё и слушатели в ближней зоне...
Баса было много, а при большой громкости — даже с избытком, однако макро- и микродинамика сохранялась в широком диапазоне уровней. Перегрузочная способность системы очень высокая, искажения не были заметны даже при уровнях громкости за 110 дБ, когда разговаривать в салоне уже невозможно.
RTA
Ход АЧХ не совпал с прогнозами «на слух», дело в рупорных пищалках. Чтобы на большой громкости они не били по ушам, при настройке пришлось подавить участок от 1,5 до 3 кГц. Горбик в области 200 — 300 Гц на слух почему-то заметен не был, как и не совсем гладкий стык фронта и саба. Молодой ещё, разомнётся…
Снижение уровня выше 10 кГц — виновник нехватки «воздуха». А больше придраться не к чему, хоть и не идеальная АЧХ, а звучит приятно.
SUM
Тип системы: аудио/video
Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: JVC KW-AVX900EE
Мониторы: AVIS AVS0712BM
Усилители: Dragster DAD 852, Sundown Audio SAX 125.2, SAZ 2500D
Акустика: Саdenсe CVLM 64, CVLT 50
Сабвуферы: Sundown Audio SA-8
Студия: D Style Audio
Руководители и вдохновители проекта: Игорь Швырков и Андрей Белых
Источник: журнал Автозвук, 06/2011.