Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Daewoo Nexia GLE. Принцип Вольтера

    Их несколько, старик Франсуа был плодовит. Здесь имеется в виду приписываемое ему (возможно, апокрифически) высказывание: «Всякая инициатива наказуема её исполнением». Работает, между прочим, как часы, наверняка сами сталкивались, без всякого Вольтера.


    Виталий, хозяин Daewoo Nexia, оказался в роли героя (а его «Ксюша» — героини) этой публикации именно в силу принципа великого просветителя. Виталий прислал в редакцию письмо, где укорял нас в снобизме, с которым, по его мнению, мы высказывались относительно пригодности самой распространённой у нас формально иномарки для построения в ней аудиосистемы, заслуживающей внимания. Это письмо опубликовано в прошлом номере журнала, там мы объяснили, что не снобизм нами двигал, а недоумение и сожаление о несчастливой звуковой судьбе «Нексий». Там же автор письма и редакция обменялась вызовами. Виталий сказал: «Могу доказать...». Мы ответили: «Так вперёд, за чем дело стало?»
    Ведомый собственной инициативой, Виталий привёл, вернее — привёз доказательства. Да ещё и кооптирoвал в заседание человека, ставшего не просто соавтором, а идеологом системы. Это — весьма небезызвестный в российском автозвуке Вячеслав Леонидович Резников, чьё неизлечимое увлечение автозвуком старше российского автозвука, как такового. Как пересеклись пути Виталия и Вячеслава Леонидовича — вопрос отдельный и посторонний, важно, что пересеклись. В точке пересечения возникла идея не идти к искомому Граалю мелкими шагами, а сразу построить «взрослую» систему с 3-полосным фронтом, сабвуфером и двумя усилителями. При этом подбор компонентов следовало начать с прослушивания акустики на стенде. При этом Резников предупредил, что после установки в автомобиль звук будет сильно отличаться от стендового. Спросили, зачем тогда тратить время возле стойки с динамиками? Спросили и получили ответ: многое меняется в звучании, но есть у каждой акустики черты звукового почерка, которые практически не зависят от места установки, их-то и надо изучить в стационарных условиях.

    Головное устройство смонтировано в заводском отверстии центральной консоли и получает питание отдельным проводом из точки подключения силовых кабелей усилителя
    Фронтальный усилитель и дистрибьютор питания установлены на фанерном основании, на полу, под сиденьем водителя
    Свободное пространство под пассажирским сиденьем отведено для размещения пассивных кроссоверов
    Пищалки установлены на высоте одной трети передних стоек и направлены под внутрисалонное зеркало заднего вида
    Среднечастотные динамики установлены в заводских отверстиях, но защитные грили переделаны полностью. Пластиковый угловатый профиль был вырезан, и взамен него вставлена редкая металлическая сетка


    Победителем в стендовых соревнованиях по искусству звуковой каллиграфии оказались среднечастотные динамики Morel CDM-54 и высокочастотные MT-23. А в роли мидбасов... Здесь идеолог системы предложил весьма нетривиальное решение. В роли мидбасов оказались овальные басовики 5 х 7 дюймов с надписью «Ford», предназначенные для заводской комплектации автомобилей Focus и Mondeo какой-то очень известной марки, сейчас выскочило из головы.
    Что это в них оказалось такого хорошего, притом что мы знаем: 1) на заводах акустику ставят по принципу «бери, боже, что нам негоже» и 2) выбор происходил в шаговой доступности от стенда, где породистой акустики было навалом?
    Ответ таков: из всякого правила бывают исключения. Акустика для фордовских (вот, вспомнил!) конвейеров поставляется фирмой Goodmans. А Goodmans с 1987 года — это то же самое, что Tannoy. А что такое Tannoy, объяснять не надо. Факт такого неожиданного подарка от аудиоиндустрии Вячеслав Леонидович, между прочим, обнаружил, когда заголил дверную акустику в собственном Mondeo с твёрдым намерением отправить штатные динамики куда положено по давней традиции, но почему-то остановился и решил послушать «штатники» в хорошем тракте, с хорошими пищалками и хорошими кроссоверами. Хорошими, и тогда, и сейчас, в этой системе стали изготовленные по проекту фирмы «Арт Тек», которую ранее возглавлял Вячеслав Леонидович. Фильтры делят звуковой диапазон на двух граничных частотах, 850 и 3500 Гц. Подбору тыловой акустики было уделено внимание строго пропорционально её роли в мобильном звуке, и в перечне компонентов оказались незатейливые коаксиальные излучатели Pioneer TS-1756.
    С энтузиазмом новообращённого в автозвуковую веру Виталий решил попробовать в своей установке экспериментальные образцы двух усилителей, которые были доработаны по рекомендациям Резникова. Фронтальный усилитель, двухканальный Poweramper в технологическом, без всякой отделки и декора, корпусе чёрного цвета, прошёл тотальную замену всех проходных конденсаторов, установленных в сигнальных цепях, и фильтрующих конденсаторов питания. Кроме новых электролитов с лучшими импульсными характеристиками и низкими потерями и шумами, паяльник монтажника коснулся и штатных операционных усилителей, которые уступили место аналогам из каталогов фирмы Analog Devices, выпускающей, по твёрдому убеждению Резникова, самые лучшие «музыкальные» полупроводники. Глубокая ревизия элементной базы не миновала и сабвуферный усилитель, один из прототипов двухканальника ORIS Charisma, который тоже обзавёлся новыми электролитами и операционниками.
    Являясь сторонником равной значимости всех компонентов системы для передачи звука, Резников заразил своими убеждениями Виталия, и тот немало внимания уделил слабо- и сильноточным кабелям. Межблочник, соединяющий линейные выходы головного устройства Pioneer DEH-P77MP и входы обоих усилителей, изготовлен из литцендрата, в 122 изолированные жилы, в точности как в высокочастотных катушках радиоприёмников. Собранные в пучок жилки обмотаны шерстяной ниткой и помещены в экранирующую оболочку, покрытую защитным пластиком. В мире передачи сигнала низкого уровня существует много школ, являющихся приверженцами тех или иных технических решений — витые пары, сверхтонкие моножилы, воздушные диэлектрики, поляризация постоянным потенциалом и прочее. В том числе — и такое. И отрадно, что даже недорогие мобильные системы уже стали полигоном для эксперимента, теперь у практического слушателя появится шанс лично убедиться в необходимости подобных технологических деликатесов. Тем более что на роль новой «головы» уже отобран хорошо сохранившийся Clarion/ Addzest DRX9255.
    Акустический кабель, соединяющий выходные зажимы усилителя и входные — пассивного кроссовера, применён марки Cordial 2 х 2,5 кв. мм. На другом конце пассивных фильтров путь низких частот продолжается по кабелю Cordial, а сигнал на мидрейндж и твитер поступает по сдвоенному кабелю Canare 4 х 1,27 кв. мм, который поделён надвое недалеко от места установки СЧ-динамика.
    Возможность выбрать в качестве сабвуферного излучателя фри-эйрную головку — это, безусловно, несомненная выгода от владения автомобилем с кузовом типа «седан», прочие типы
    4-колёсных транспортных средств такой возможности лишены. И Резников, сам являясь сторонником акустических экранов, поддержал решение Виталия. Кроме достоинств музыкального порядка такой подход несёт массу выгод утилитарного плана, и на первом месте стоит простор в багажном отсеке, свободном от корпуса сабвуфера. Специализированная динамическая головка, подобно усилителям, вышла из экспериментальной лаборатории, где стандартный заводской комплект «корзина — магнит — центрирующая шайба» был оснащён новыми катушкой, диффузором и подвесом. Диапазон частот, в котором работает саб, ограничен фильтрами головного устройства на частоте 80 Гц. Точные параметры Тиля — Смолла штучного динамика остались неизвестными, но музыкальные способности изделия, как в один голос заверили Резников и Виталий, не имеют аналогов, а возможность не знать параметров Тиля — Смолла — ещё одно достоинство фри-эйрной установки: какие есть параметры, такие и есть, по ним ничего не рассчитывается и не проектируется.

    Накладной подиум для овальных мидбасов фронта позволил избежать конфликта с механизмом стеклоподъёмника
    Усилитель суббасовой специализации и сопутствующий конденсатор ORIS CP-101 закреплены на фанерном щите, повторяющем контуры проёма между багажным отсеком и салоном. Вся проводка закрыта фальшпанелью, покрытой серым карпетом
    Сабвуферная 12-дюймовая головка установлена на 40-миллиметровой фанерной плите, которая через слой монтажной пены привинчена к металлической основе задней полки. Корзина смонтирована на плите сверху, что позволило сохранить в неприкосновенности торсионы крышки багажника и освободить больше места для поклажи
    Тыловая акустика установлена в штатных отверстиях задней полки и закрыта от избыточного давления со стороны сабвуфера гофрокартонными цилиндрами, усиленными рёбрами жёсткости и обшитыми карпетом

    Дотошный выбор всех без исключения компонентов подразумевал столь же серьёзный подход к вопросам шумоизоляции и вибродемпфирования салона «Нексии». В большом почёте оказались передние двери, которые, как ответственные элементы акустического оформления фронтальной акустики, были оклеены листами V-Blok. Сплошной обработке подверглись в основном металлические конструкции дверей, а внутренний декор — лишь частично. Все прочие части автомобильного кузова — пол, потолок, моторный щит и багажник — укрыты «шумкой» марки STP.
    Первое после всех монтажных работ включение системы оставило совершенно незабываемое для Виталия впечатление, когда CD-ресивер, проснувшись от долгой спячки и не обнаружив компакт-диска, бодро перескочил на радиоприёмник и запустил в тракт музыкальный сигнал, измученный цифровой предобработкой на передающей стороне. Но даже и обеднённый звуковой материал играл неожиданно богато и правдиво, насколько это вообще возможно для передач УКВ-диапазона. «Удивительное рядом, и оно разрешено!» — так бы прозвучали популярные строки песни Высоцкого, не правда ли?

    СВОИМИ УШАМИ


    Владелец Daewoo Nexia смотрит на окружающий мир сквозь призму рок-музыки, ведущей своё начало от классики Deep Purple и Rainbow. Поэтому я без колебаний извлёк сборник «Gothic Party» («АЗ» №2/2004), а для контрольного «взвешивания» — «Heart of Rhythm’n’Blues» (№1/2003).
    Готы оставили двойственное впечатление: с одной стороны, подчёркнутый голосовой диапазон постоянно привлекал к себе внимание, сибилянты были на грани назойливости, с другой — совершенно роскошные маленькие барабанчики с просто отменной атакой. Рельеф басовых инструментов показался приглаженным, хотя недостатка баса, как такового, не было и в помине.
    Блюзовые композиции были приятно легки и подвижны, как это и следует из оригинальных свойств самой записи. Мужской вокал, на других системах, бывало, режущий слух, прозвучал весьма натурально, с характерной хрипотцой. Ударная секция, на мой вкус, оказалась обеднена средним и даже верхним басом, хотя нижний был просто образцовым. Приглушённость низких нот в партиях женского вокала слышалась как некоторая нервозность исполнителя.

    RTA
    Эту кривую и хозяин системы, и главный её консультант впервые увидят на наших страницах. В.Л. Резников (а равно и обращённый им в свою веру Виталий) на дух не признают материалистического подхода к настройке, с приборами и цифрами. Такая разновидность аудиоимпрессионизма имеет право на существование наряду с противоположным, аналитическим и инструментальным подходом и всеми промежуточными оттенками. «Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его». Это тоже Вольтер, между прочим. Жизнь, положим, мы отдать повременим, но в целом согласны. Хотя от частотной коррекции нижней середины (200 — 500 Гц) звучание системы, по нашему скромному мнению, могло бы выиграть. Вот к басам претензий нет. И к верхам нет, спад на крайней верхней частоте — фамильный признак пищалок Morel.

    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источник: Pioneer DEH-P77MP
    Усилители: Poweramper (custom), ORIS (custom)
    Акустика: Goodmans 5 х 7, (Ford OEM), Morel CDM-54, MT-23, Pioneer TS-1756
    Сабвуфер: Custom

    Студия «Автокомфорт»
    Источник: журнал Автозвук, 05/2005
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa