Tribeca - это что? Божество племени инков или средиземноморская акула? Это - название квартала в Нью-Йорке, сокращение от TRIangle BElow CAnal Street. Похоже на наше Замоскворечье и по построению названия, и по сути - квартал прилегает к Гудзону, тамошней Москве-реке, и востребован для жилья или для бизнеса платежеспособными жителями города, который никогда не спит. Одним из них довольно долго был Джон Ф. Кеннеди-младший, успешный адвокат из довольно небедной семьи, часть состояния которой стала его по праву наследования в ноябре 1963 года. Это кое о чём говорит, не так ли?
Так. И неудивительно, что это словечко компания Subaru приберегла для своего самого большого и самого дорогого автомобиля. Ведь машины этой фирмы ориентированы на американского потребителя в первую очередь, многие покупатели Subaru в США уверены, что купили американскую машину, а странно звучащее название - какое-нибудь сокращение, ну, скажем, SUBurban And RUral («пригородный» и «загородный»). Чем плоха гипотеза? Только тем, что неверна, а так - очень даже ничего... Чтобы не терзать более, скажу: словом «Субару» японцы именуют ту же группу из шести звёзд, которую греки в своё время назвали Плеяды, отсюда и эмблема марки.
Ну что, всё, закончили со съёмкой? Извините, вынужден был как-то вас развлечь, пока фотограф довершал начатое. Теперь - к делу.
Владелец самой большой (и, не будем забывать, самой дорогой) модели Subaru, разумеется, считал нелишним свою вновь обретённую собственность уберечь от лихого люда, с чем и приехал в очень подходящее для этого место - в центр автомобильной безопасности Dellson. И, как это не раз уже бывало, когда всё решили насчёт лихих людей, разговор повернулся в сторону более приятную и интересную, музыкальную. Самым предсказуемым образом штатная музыка в самом большом и т.д. его владельцу энергично не нравилась. «Треугольник претензий» был таков: звук непрозрачный и неестественный на любом уровне громкости; сцена низкая; пародия на сабвуфер (13-сантиметровая головка в фазоинверторе на неведомую частоту) воспроизводила всё что угодно, только не то, что хозяин «Трибеки» считал басом).
Машины такие у нас пока нечасты, пришлось мастерам во главе с Олегом Пиндичуком разбирать дело по существу. С акустикой и как-бы-сабвуфером всё было ясно, нечего им тут делать. Дело упёрлось в головное устройство, оно, как это теперь нередко происходит, здесь интегрировано с управлением климат-контролем, включая и использование общего дисплея.
Подозревая, что при всех усилиях именно штатная «голова» может оказаться итоговым слабым звеном, всё же попробовали её использовать по назначению. Добравшись до недр центральной консоли, обнаружили: за причудливым «форм-фактором», как теперь принято выражаться, скрываются два гнезда совершенно стандартных габаритов DIN, одно - под собственно ресивер, второе - под штатный 6-дисковый чейнджер с фронтальной загрузкой.
6-дисковый чейнджер под сиденьем взял на себя обязанности главного источника звука | |
Фронтальные мидбасы оставили на месте, а пищалки из верхней части дверей решительно убрали | |
Усилитель и буферный конденсатор скромно заняли лишь часть "подполья" в багажнике | |
Перерешили иначе: оставить штатную «голову» в покое и бездействии, реальное головное устройство поставить новое, а акустику не только заменить, но и передислоцировать оптимальным образом. Этот вариант пошёл в дальнейшую проработку.
Просматривалось три способа (опять три, у названия машины какое-то магическое свойство притягивать заветную цифру) установки головного устройства, не как замена, а в дополнение к штатному. В бардачок с глаз долой; в «домик» на верху приборной панели; раздельно (основной блок скрыто, панель управления - удобно), с соединением по шлейфу.
«Домик» в эстетику салона никак не вписывался, бардачок в этой модели откидывается целиком, там ставить что-либо неудобно, да и неизящно как-то, решили - резать. Не детали машины, а новую «голову». В конкурсе на должность приняли участие две модели Alpine: CDA-9853 и 9855. На выбор марки повлияло, помимо прочего, и настоятельное пожелание сохранить функциональность кнопок управления аудиосистемой на руле, это можно было реализовать с обеими присмотренными моделями, хотя и не совсем просто: в большом многообразии адаптеров Alpine, через которые можно подключить рулевые кнопки, этой серии Subaru нет. Но расследование показало: штатные кнопки работают не по кодовому принципу, а по резистивному, когда каждой команде соответствует определённой величины сопротивление между выходными проводами. К такому типу команд головные устройства Alpine приучены, оставалось привести номиналы кодирующих резисторов в соответствие с «языком» головного устройства и сваять адаптер по индивидуальному проекту.
Конкурс между моделями решил дисплей. Панель управления установили в центре салона, над зеркалом заднего вида, там от природы жил футляр для очков. Угол обзора получался довольно острый, и здесь продвинутый дисплей 9855 показал себя намного лучше.
«Тело» головного устройства засунули... под штатное. Там, в недрах, оказалось место под третий этаж габаритов DIN, оттуда на потолок потянулся шлейф обмена командами. Как, спросите вы, при такой компоновке добраться до CD-транспорта? А никак, транспорт собственно ресивера остался не у дел, а главным источником информации стал помещённый под переднее сиденье чейнджер Alpine CHA-S634.
В отношении фронтальной акустики были некоторые диспуты. Установщики склонялись к идее трёхполосного фронта, как более соответствующего требованиям обитателя «престижного квартала». Но заказчик, однажды услышав звучание двухполосного комплекта Focal K2Power, твёрдо заявил: вот это. Это и поставили. Мидбасы улеглись в заглушенные и усиленные по посадочным местам двери спокойно, без сцен. А пищалки переехали сильно и смело и как раз для сцены, на этот раз - звуковой. Было решено под установку ВЧ-головок задействовать странные и мало для чего нужные треугольные окошки между лобовым стеклом и кромкой передней двери. Там установили подиумы (куда, в принципе, могли поместиться и некрупные среднечастотники, но, как говорилось, этот вариант отпал). Сами окошки затонировали самой новорусской плёнкой, то есть - в ноль, и ансамбль стал смотреться очень органично: снаружи - стекло как стекло, изнутри - совсем другая картина.
В тыл установили более скромный комплект Focal 165V1, тем более что его единственная функция, согласно концепции системы - ассистировать фронтальной акустике в формировании звуковой сцены, при значительной временной задержке тыла и небольшом уровне тылового сигнала сцена при настройке заметно выравнивалась и уходила вперёд.
Усилителем в системе удалось обойтись всего одним, зато - из очень престижного квартала. Это - обновлённый шестиканальный Audison LRx6.9. Из его встроенных фильтров задействован лишь один - ФНЧ сабвуферного канала, настроенный на 70 Гц. Остальные фильтры используются «головные». Фронт подрезан снизу на 75 Гц, тыл - на 150.
Оформление сабвуфера - закрытый ящик объёмом 22 л, полностью собранный из деревянных панелей, без стеклопластика. В «Деллсоне» накопили немалый опыт работы с этой головкой и отдавали себе отчёт в том, что такой объём для Focal 27KX - на грани, особенно в просторном салоне внедорожника, и даже готовы были корректировать АЧХ сабвуфера «головным» эквалайзером. Но заказчик, послушав готовую систему, попросил воздержаться, звук оказался как раз такой, какой ему был нужен, а с жителями престижного квартала спорить не принято...
SQ
Главное, что покоряет в звучании системы, - потрясающая способность к воспроизведению деталей, они буквально заполняют звуковое пространство. Выставляя звуковую сцену, установщики следовали рекомендациям будущего слушателя, а он сформулировал свою идею «автомобильного стерео» как приближающегося к эффекту очень больших наушников. И действительно, воображаемый край сцены, где стоят музыканты, после окончательной настройки прошёл ненамного дальше линии, соединяющей пищалки, хотя Олег говорил: в ходе настройки сцену удавалось увести намного дальше вперёд. Но поставили куда сказано, благо процессор «головы» это позволяет. Семь барабанов встали на сцене очень равномерно, но первый и седьмой как бы делали шаг вперёд, норовя упасть в зрительный зал. Интеграцию сабвуфера в систему мы проверили на новом тестовом материале, диске «Focal Tools», там есть запись мотоцикла без глушителя в ближнем поле, здесь на перегазовках суббас затягивался назад. На музыкальном материале это было заметно в гораздо меньшей степени, но всё же было не исключено, что к идее басовой коррекции житель престижного квартала позже вернётся.
RTA
Да, действительно, тесноватый корпус сабвуфера пробудил к жизни более чем заметный горб на 40 - 50 Гц. Его можно было бы попытаться убрать (хотя в иных системах именно на этих частотах горб создают, выкручивая бас-буст), но - не заказывали. Что же касается остальной части АЧХ в салоне «Трибеки», надо отметить, что ведёт себя частотная характеристика просто отменно, привычные волны на частотах салонных стояков проявились не сильно (в виде провала на 125 Гц), а от 2 кГц и выше всё складывается просто по-чемпионски.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Alpine CDA-9855R
Усилитель: Audison LRx6.9
Акустика: Focal K2Power 165K2P, 165V1
Сабвуфер: Focal 27 KX
СТУДИЯ DELLSON, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОЛЕГ ПИНДИЧУК
Источник: журнал Автозвук, 06/2006
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro