Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Nissan Armada. Покорение Сибирью

    В своё время Сибирь была ловко покорена спецпредставителем Москвы Ермаком Тимофеевичем. Акция получила широкую известность, один из жителей Красноярска по фамилии Суриков позже даже выполнил на эту тему живописную работу (холст, масло, 285 х 599 см), можно посмотреть в Русском музее, очень понятно нарисовано. Ни Ермак Тимофеевич, ни Василий Иванович не могли предвидеть, что в начале XXI века другой житель Красноярска приедет в Москву со встречными требованиями...


    Общественный прогресс отрицать нельзя, нравы стали мягче, сибирский покоритель Москвы привёз с собой холст для будущей картины (низколегированная сталь, 200 х 525 см) и не отказывался уплатить положенную дань в московских рублях.
    Теперь - то же самое на языке текущего века. Житель Красноярска (здесь - без изменений) приобрёл в личное пользование автомобиль Nissan Armada, очень сообразный сибирскому климату и традициям, и немедленно, не сняв защитного полиэтилена с сидений, пригнал его в студию Zvuk-master для доводочных работ.
    Принято считать, что сибиряки немногословны. Но это - по обстоятельствам. В этот раз только для того, чтобы сформулировать в самых общих чертах, что должно быть изображено на полотне заказчика, этому заказчику пришлось разговаривать с полчаса в режиме монолога. Хронометраж дальнейших уточняющих диалогов подсчёту не поддаётся.
    Общие черты: «Армаду», приобретённую в весьма нафаршированном состоянии, требовалось довести до уникального уровня оснащённости. Внешний тюнинг включал в себя заказной, не как у всех, спойлер, замену выпускного тракта, обустройство нижнего аэродинамического обвеса, постройку на крыше грузовой платформы, по концам которой собралась дополнительная оптика, а внутри (хороша платформа, если у неё есть нутро) - небольшой дополнительный звуковой сигнал. Ничего особенного: компрессор, два воздушных ресивера и две упрятанные в платформу дудки, длиной по 60 см каждая. Ничего лишнего, всё - по минимуму, гимн скромности и аскетизму.

    «Дезинтегрировать» штатное головное устройство из панели «Армады» немыслимо. Новое подвесили под потолком
    Требуемое заказчику звуковое давление могли обеспечить только спаренные пищалки
    Справа и слева от панели DVD-ресивера - «главные кнопки» запуска мультимедийной системы. Слева - аудио, справа - видео

    Справа от селектора коробки - индивидуальные выключатели усилителей, без этого настройка системы превратилась бы в ужас
    Штатный монитор из информационного стал информационно-развлекательным
    Идентичного калибра НЧ и НСЧ-головки в дверях установлены не только под разным углом. Для верхней (НСЧ) при изготовлении подиума выгорожен герметичный объём
    Место в торпедо для 4-дюймовых среднечастотников первоначально занимали 2-дюймовые пимпочки непонятного частотного диапазона

    В задних дверях разместились только НЧ-излучатели трёхполосного тыла
    Внутри же машину, на заводе укомплектованную аудиосистемой и DVD-проигрывателем с потолочным монитором для задних пассажиров (не говоря о мониторе в приборной панели, предназначенном для информационных, не развлекательных, целей), предстояло укомплектовать по-настоящему.
    Задание, предложенное Дмитрию Скорнякову, по объёму и сложности оказалось сопоставимо с попаданием в рабство всего коллектива студии на неопределённое время, пока не будет найдено спасительное решение.

    Штатный потолочный монитор (вот ведь дожили) перекоммутирован на новое головное устройство, тоже по-своему потолочное

    Дело в том, что владелец «Армады» пожелал аудиосистему не просто большой, а чудовищной мощности, при этом - с самыми высокими требованиями к качеству звучания и мультимедийными возможностями одновременно. Или попеременно, но в пределах одной и той же машины. Категория компонентов - топовая плюс-минус один шаг. От топа шагов наверх быть не может, значит, допуск - ещё уже.
    Последовательными приближениями стала формироваться схема системы. Головное устройство, в котором уживаются мультимедийность и эксклюзивное качество звучания, на сегодня, по существу, одно: новейшее дополнение серии Alpine F#1 Status, DVD-ресивер DVI-9990R. Естественно, в связке со «статусным» процессором PXA-H990, иначе затея теряет связь с техническим заданием.
    То, что в системе будет фронтальная и тыловая акустика плюс сабвуфер, было очевидно, как и то, что обычным двухполосным фронтом здесь не обойтись. Итог синтеза оказался весьма необычен. На фронте работает четырёхполосная акустика, составленная из компонентов Focal, при этом физически в каждом канале задействовано по пять головок. Тыл, соразмерный по возможностям такому фронту, оказался трёхполосным, поскольку речь шла, помимо прочего, и о мультимедийном режиме, когда тыловые каналы перестают быть пасынками фронтальных.
    Итак: пойдём от носа машины к корме (географически) и сверху вниз (по частоте). ВЧ-фронта - сдвоенные, установленные рядом в широких стойках лобового стекла пищалки Focal TN-52. Максимально близко к ним, в углах торпедо, смонтированы диффузорные среднечастотники Focal 4K Slim, работающие на отражение от лобового стекла.

    В архиве студии сохранена вся последовательность изготовления «силового блока», от компьютерной фрезеровки деталей до разводки проводов
    Главное know how системы: панель тотальной перекоммутации компонентов
    Одно в трёх лицах: заднее сиденье как таковое, скрывающийся за ним силовой блок с принудительной вентиляцией и космического вида внутренности силового блока
    Патентованные «бесфланцевые» сабвуферы заглублены ниже плоскости рельефных накладок и дополнительно защищены поперечинами из акрилового стекла
    СЧ и ВЧ-головки тыловой акустики помещены в боксы по обеим сторонам силового блока
    Плюсовая клемма по индивидуальному проекту. Вначале - макет из пенопласта, потом - фрезеровка из бронзы
    В левой пазухе багажника собрались цепи управления и защиты нештатной электрики (не относящейся к аудио и видео). Ее здесь тоже хватает...

    НЧ-диапазон фронта поделен на два поддиапазона, каждый из которых поручен отдельной головке. Обе они - 6-дюймовые, но не совсем одинаковые. Работающая на нижней середине - Focal 6K2P, с фазовыравнивающей «пулей» и более высокой резонансной частотой, а ниже действует 6K3P, специально предназначенная для роли НЧ-головки в трёхполосной системе (подробнее об этих компонентах можно прочитать в «А3» №1/2005).
    Тыловая акустика - трёхполосная Focal 165K3P в штатной комплектации, только НЧ и СЧ-«шестёрки» разнесены в пространстве. НЧ-излучатель 6K3P работает на объём задней двери, а среднечастотный 6K2P встроен в бокс с направлением излучения вперёд.
    Завершает путешествие вдоль машины (и вниз по частотной шкале) сабвуферное звено. Динамики - два 13-дюймовых JL Audio 13W7, ставшие настоящим украшением прошлого номера «А3». На каждый из них работает (как и рекомендовано изготовителем) по отдельному моноблоку JL Audio 1000/1 (также украсившему упомянутый номер). Звуковые катушки сабвуферных головок с импедансом по 1,5 Ом соединены последовательно, так что каждый из 1000/1 выдаёт на свою нагрузку ровно киловатт, это было проверено уже знаете в каком номере нашего журнала.
    Усиление более высокочастотных каналов решено так: пищалки и среднечастотники запитаны от четырёхканального Helix B4 Precision. Две фронтальные 6-дюймовые головки, включённые через пассивный разделительный фильтр, подсоединены к одному из каналов DLS A3 Twin Mono, а от другого канала работает тыловая акустика через штатные фильтры. Понятно, что на другой стороне автомобиля такие же функции выполняет второй A3 Twin Mono.
    Разделы частотных полос реализованы так: на СЧ/ВЧ-усилитель Helix процессор выдаёт сигнал, ограниченный снизу на частоте 1 кГц. Внутри усилителя его кроссовер делит эту полосу на частоте 4 кГц, всё, что выше - на параллельно соединённые пищалки, всё, что ниже - на среднечастотники в торпедо.
    Для НЧ/СЧ-блока в дверях процессор выделяет полосу от 90 Гц до 1 кГц. Пассивный разделительный фильтр делит эту полосу между головками на частоте 300 Гц, ниже - на 6K3P, выше - на 6K2P. На этой же частоте снизу подрезан тыл, это же значение, 90 Гц, взято в качестве верхней границы сабвуферного диапазона. «Главная» частота раздела, как видим, довольно высока, что связано с требованием обеспечить максимально возможный уровень неискажённой громкости, а его при выборе более низкой частоты раздела лимитировал бы ход диффузора фронтального НЧ-излучателя. С этой же целью в сабвуферных усилителях задействован фильтр-сабсоник, настроенный на 30 Гц, а не то киловаттники при задуманных владельцем машины уровнях могли бы натворить бед на инфранизких частотах, где даже шедевр сабвуферного искусства бессилен сопротивляться.
    Ну вот, сказали себе Дмитрий Скорняков со товарищи, решение найдено, можно браться за пилы и топоры. Тут-то сибирский поработитель московских установщиков и нанёс решающий удар. Дополнительное требование к системе: возможность выступать (ясно, что подразумевается: успешно выступать) на автозвуковых соревнованиях категории «топ плюс-минус этап». Здесь Скорняков вынужден был привести закатанные было рукава в исходное положение, тем более что и руки опустились: как же так? Нельзя, невозможно, немыслимо, - было разъяснено заказчику. Соревновательная система строится по иному принципу, и, если следовать ему, с требованием ураганной громкости придётся распрощаться. Прощаться владелец не собирался и с сибирской прямотой предложил сосредоточиться и найти решение.
    Скорняков сосредоточился и нашёл. Одно из самых необычных за всю нашу антологию автомобильных аудиосистем. Для участия в соревнованиях система должна быть урезана до минимального количества излучателей, а частоты раздела, частотная коррекция и временные задержки должны быть другими. Вторая задача относительно легко решается процессором, в котором надо сохранить два набора настроек: для себя (его обозначили FULL RANGE) и для соревнований (его назвали, понятно, SQ).
    А для первой сосредоточившийся Дима придумал устройство, наречённое им Reconnection Circuit Block. Смысл его такой: все акустические соединения идут не напрямую с усилителей на акустику, а через две коммутационные панели. С одного края прицеплены усилители (все), с другого - динамики (все). Те из соединений, которые должны перекоммутироваться при переходе от одной конфигурации к другой, заведены на батарею RCA-гнёзд, используемых в данном случае не по назначению. Для них приготовлены ответные части с закорачивающими перемычками внутри. Для перехода от одной схемы к другой вынимается один блок заглушек и ставится другой. Одновременно включается настройка процессора «SQ», и дело сделано. А ведь какое дело: взгляните на вторую схему системы.
    Она становится классической поканальной трёхполоской с сабвуфером. На фронте теперь работает только по одной пищалке на сторону, два канала «Хеликса» не используются вообще, а среднечастотник 4K Slim перебрасывается на один из каналов А3 Twin Mono. Второй канал Twin Mono (на каждом борту) теперь работает с низкочастотной головкой 6K3P в двери. Полностью выводится из тракта «нижне-среднечастотное» звено на 6K2P, весь тыл и один из сабвуферных агрегатов.
    Меняются границы частотных полос, причём все они задаются на процессоре. Частота раздела «фронт - сабвуфер» снижается до 63 Гц (18 дБ/окт.), НЧ-головка фронта работает до 180 Гц (18 дБ/окт.), СЧ-излучатель - от 200 Гц (18 дБ/окт.) до 5 кГц (6 дБ/окт.), выше, ясное дело - пищалка, тоже отфильтрованная первым порядком.
    Согласитесь: по существу это не перенастройка системы, а её полная, радикальная переконфигурация, а проводится она минут за пять, если учитывать время, необходимое для снятия защитных панелей с «блоков перекоммутации», как их назвали в «Звук-мастере».
    Теперь, когда решение для несовместимых задач было найдено, стало можно снова засучить рукава и встряхнуть онемевшим от долгого пребывания в повисшем состоянии руками. Теперь дело за малым: реализовать всё это «в металле». Пара пустяков. Разобрать салон догола, включая не только приборную панель, но и всё, что было под ней, для полной виброизоляции (кондиционер потом заправили заново). Наварить на крыше силовые узлы для грузовой платформы. Выклеить из стеклопластика спойлер и юбки. И наконец, взяться за звуковое оснащение.
    Пищалки в стойках установлены по известной технологии, на этом можно не останавливаться. Над стойками, то есть на крыше, поставили консоль, где устроилось новое головное устройство (штатное непреодолимо интегрировано с органами управления другими системами машины). Головные устройства F#1 Status, даже несмотря на выносной блок питания, ощутимо греются при работе, поэтому консоль снабжена принудительной вентиляцией. Среднечастотники установлены там, где в штатной системе стояли непонятные динамики, то ли диффузорные пищалки, то ли маленькие среднечастотники. На их месте (и вокруг) в торпедо замонолитили точёное металлическое опорное кольцо до СЧ-«четвёрки». Им позволено работать на весь объём «подторпедного» пространства, но для этого нижняя поверхность приборной панели оклеена звукопоглощающим материалом.
    Обивки дверей в нижней части были изготовлены сызнова, из стеклопластика, а в них устроены посадочные места под две «шестёрки», делящие между собой нижне-средний частотный диапазон. Головка, расположенная ниже, работает в НЧ-полосе и на весь объём двери, над ней - развёрнутая кверху «нижне-среднечастотная» 6K2P, она изолирована от остального объёма пластиковым «полубоксом».
    НЧ-головки тыла стоят в задних дверях аналогично передним, а СЧ вместе с пищалками размещены в боксах по краям основного аппаратного блока. Корпус блока (он же - корпус сабвуфера, состоящий из двух изолированных объёмов по 35 л на головку, сделан из заготовок, вырезанных на станке с ЧПУ из 30-миллиметровой плиты MDF. Из неё же (и одновременно) вырезались и рельефные кольца для акустики. Сабвуферы смотрят назад, в багажник, а передняя наклонная и верхняя стенки использованы для размещения всех электрических компонентов. Наверху стоят два моноблока JL Audio, спереди - Helix, закрытый сверху (благо он совсем плоский) процессором, по бокам - два DLS, внизу - знаменитый Reconnection Circuit Block, закрытый защитным стеклом с гравировкой. Пассивные кроссоверы тыла устроились в пазухах по бокам основного силового блока, другие пассивные фильтры, работающие во фронтальной акустике, интегрированы в блоки перекоммутации.
    На фоне аудиочудес видео в этой системе производит скромное впечатление. Потолочный монитор теперь закономерно работает от головного устройства и добавленного «от себя» ТВ-тюнера, фронтальный информационный дисплей получил новую профессию: он теперь - тоже часть видеосистемы, работающая через транскодер от головного устройства. Штатный DVD-проигрыватель сейчас убран подальше и жёстко заклинен в режиме работы от внешней игровой приставки, в будущем его так же стационарно зарядят диском с мультимедийной презентацией системы, на соревнованиях высокого уровня это теперь принято, а то, что владелец «Армады» на них окажется, не вызывает сомнений, да, собственно, и было заявлено ещё до начала работ.
    Система, которую нам продемонстрировали её создатель и её заказчик - одна из самых впечатляющих по размаху поставленных (и решённых, заметим) задач. По размерам полотно чуть уступает шедевру красноярского художника Василия Сурикова, но сколько деталей, какова композиция...

    RTA


    При настройках системы FULL RANGE видно, насколько уровень на ВЧ и на нижнем басе превышает звуковое давление на средних частотах, такова «заказная» настройка системы. На самых нижних частотах система играла бы и ещё ниже (по частоте), максимум отдачи приходится как раз на частоту, ниже которой сабсоник начинает умерять пыл двухкиловаттного басового агрегата.
    В положении SQ средние частоты подтягиваются к нижним и верхним (вернее - те приглушаются до уровня «середины»), намного более плавным становится сопряжение полос (особенно - верхов с верхней серединой), а главное - почти без следа исчезает пик на 6,3 кГц, видимо, обусловленный взаимным влиянием сдвоенных ВЧ-головок.

    SQ

    В конфигурации системы FULL RANGE звучание её не просто впечатляло, в том положении регулятора громкости, которое считал уместным владелец машины, оно подавляло. Но не одной лишь громкостью: регулятор можно и обратно отыграть (что было сделано почти немедленно). При любых уровнях громкости система играла на удивление легко, показывая не только отсутствие слышимых искажений, но и полное отсутствие знакомства с ними. При этом на разумной громкости сохранялась завидная детальность. Тональные настройки, предпочитаемые заказчиком, не совсем совпадают с предпочитаемыми нами, поэтому звук оказался чересчур нарочитым, с обилием суббаса и верхних частот, но и то и то было отменного качества: бас - без малейшего гудения, верх - без малейшего шипения или «песка». Звуковая сцена, нарисованная множеством полосных излучателей, разумеется, более подходила под синтетические (в смысле - электронные) музыкальные жанры, но если под реализмом понимать дорогой клуб на Ибице - реализм был налицо (насколько удаётся вспомнить).
    После перестройки в SQ (действительно очень быстрой) мы услышали... просто другую систему. Звуковая сцена выстроилась (с водительского места) по линеечке, верхние частоты получили не только высшее музыкальное образование, но и отменное светское воспитание, суббас улёгся на место, и здесь стало ясно, насколько безукоризненно его исполняет 13W7 в одиночку. В общем, насколько мы вправе судить, на соревнованиях шансы у машины очень серьёзные.


    ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
    АУДИО 4-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    ИСТОЧНИКИ Alpine DVI-9990R, TUE-252TX, DVD OEM Nissan
    МОНИТОРЫ OEM Nissan
    ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H990
    УСИЛИТЕЛИ Helix B4 Precision, DLS A3 Twin Mono, JL Audio 1000/1
    АКУСТИКА Focal 6K3P, 6K2P, 4K Slim, TN-52
    САБВУФЕРЫ JL Audio 13W7

    Студия Zvuk-Master, руководитель проекта Дмитрий СКОРНЯКОВ
    Источник: журнал Автозвук, 05/2006
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa