Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Экзотика. Alfa Romeo 2000 Spider type 4. Белый платок, темные очки...

    У каждого автомобиля свой характер. Даже соседи по конвейеру с VIN’ами, отличающимися на единицу, не похожи друг на друга. Как такое может получиться, науке по-прежнему неизвестно, а для всех по-прежнему несомненно. Личность владельца машины может лишь подчеркнуть и оттенить выгодные (или не очень) стороны продукта инженерной мысли, будь это утилитарное средство передвижения на каждый день или блистательный коллекционный шедевр.
    Хозяйка Alfa Romeo ездит на своей машине не часто. Её можно понять, средиземноморский климат Аппенинского полуострова разительно отличается от умеренно-континентальных экстремумов Восточно-европейской равнины. Но когда на несколько недель в году состояние нижних слоев атмосферы становится пристойным, приземистый двухместный автомобиль обретает достойное своих форм содержание в облике современной хрупкой женщины. Солнечный день, мягкий ветерок, изящная головка в белом шёлковом платке, тёмные очки... Кино смотрели? Вот примерно так. А возвращаясь с небес на землю, можем заметить, что салон автомобиля действительно удобен только для невысоких людей изящных форм, заметные отклонения от идеала красоты конца 60-х вызовут конфликт человека и техники.
    Spider — непременный экспонат всех сколько-нибудь заметных автоколлекций и автомузеев, реальных, виртуальных и индивидуальных. Автомобиль, с точки зрения техники никогда не представлявший ничего выдающегося, стал классическим почти в момент своего рождения, оставался им все годы своего выпуска и уж, конечно, укрепился в этом статусе, когда выпуск был прекращен.
    Описанный период, надо отметить, был очень долгим. Первый Spider, тогда не имевший еще этого имени, был построен на базе обычного, весьма популярного и довольно непритязательного Alfa Romeo Giulia в 1966 году. В том самом, в котором автомобилем года стала очень внешне похожая на «Джулию» модель конкурентов — Fiat 124. Век «Фиата» оказался продлен до противоестественного размера благодаря его второму рождению в облике ВАЗ-2101, а Alfa Romeo Spider выпускался с небольшими изменениями 29 лет, до 1995 года. Без всякого переливания крови с Аппенин на Волгу.
    При рождении Spider получил имя Duetto. Отличное имя для двухместного купе, согласитесь, но продержалось оно всего год. Оказалось, что именно так и именно тогда крупнейший в Италии производитель «продуктов быстрого питания» назвал нечто вроде «Твикса», только на итальянский манер. Изящному спортивному купе носить имя мусорной еды не пристало. Вообразите себе «Порше Сникерс» или «Мерседес Кит-Кэт», впрочем, не надо, не воображайте, это немыслимо и противоестественно. Интеллигентный автогигант с гербом герцога Миланского на эмблеме не стал бодаться с властелином обжорных рядов и уже в следующем, 1967 году, одновременно с первым рестайлингом, Duetto получил имя Spider. Насколько удалось выяснить, название это, ставшее впоследствии нарицательным обозначением для автомобилей такого рода, было тогда использовано впервые. Внешне Spider отличался от Duetto проработкой задней части кузова. Она из сигарообразной превратилась в обрубленную, из-за чего потом к названию добавилось уточнение Coda tronca. Этот вариант кузова стал самым долговечным, только через 17 лет появилась модель Aerodynamica со спойлерами и обрезиненными бамперами. После последнего рестайлинга 1990 года автомобиль получил имя Spider type 4, и на него стали устанавливать двигатель под новые (тогда) нормы токсичности Euro 2, бамперы в цвет кузова и новые задние фонари. Мощность двигателя за почти три десятилетия производства «Спайдера» практически не увеличивали, бывало даже, что и уменьшали. Duetto оснащали мотором в 1600 кубиков мощностью 125 сил (тогда только итальянцы умели такое), а под капотом «type 4» стояла 2-литровая «четверка» на 132 силы, что теперь умеют все, а тогда — уже многие.
    Alfa Romeo Giulia 1966 года, источник платформы для Duetto/Spider. Ровесник «автомобиля года», Fiat 124, эта машина могла бы стать ВАЗ-2101. И выглядит, кстати, довольно похоже...

    Первый Duetto, с круглой кормой. Корме и стало суждено быть предметом всех дальнейших рестайлингов. Главным образом...
    Превратившись из Duetto в Spider, машина приобрела обрубленный хвост и имя Coda tronca, что означает именно это, только по-итальянски.
    Следующая версия, Aerodinamica, была авангардом для тех лет, слово «спойлер» тогда еще было авиационным термином.

    И тем не менее, уникальный стиль «Спайдера», тщательно сбереженный миланцами в ходе немногочисленных и хирургически аккуратных рестайлингов, все сорок лет существования этой машины привлекал к ней поклонников. И, как оказалось, поклонниц...
    Обращение в установочную студию дамы у нас считается некоторым событием само по себе. А с таким автомобилем — тем более. И к пожеланиям изящного заказчика на изысканном купе в суровом мужском коллективе «СТ-Варианта» отношение сложилось почти трепетное.
    Исходная задача требовала обеспечить желаемое качество звучания в «полупространстве» автомобиля, то есть со сложенной крышей. Звук должен был быть универсальным, без явных жанровых предпочтений, мелодичным в верхней части спектра и по-американски плотным в нижней. Эти условия пришли от заказчицы. А от автомобиля поступили набитые механизмами маленькие двери и настроенная выпускная система, вполне способная забить слабосильный саб. Установочную рутину разбавили и очень круто (в градусах!) установленное лобовое стекло, которое с версии Duetto наклоняли только однажды, и то ненамного, и непростые требования к новому кожаному салону с вышивкой.
    Источник сигнала хорошо известен в наших кругах и в представлении нуждается мало.
    «Правильную» вышивку для сидений тоже нашли не сразу, вариантов логотипа было отсмотрено не меньше 20 штук.
    «Капельки» для пищалок на торпедо ориентированы вдоль стекла, с небольшим разворотом от слушателя

    Ведущий мотив оформления подиумов — вариации на тему каплевидных вырезов в передних крыльях для фар головного освещения.
    Слева от динамика — ящик для всяких мелочей, которые у дамы найдутся в ассортименте. Справа — покрашенная в цвет крышки ящичка «спина» усилителя.
    Электрическую схему системы избрали самую что ни на есть классическую: один усилитель обслуживает и фронтальную акустику, и сабвуфер. Источник сигнала, CD-ресивер Nakamichi CD-45z, хорошо известен в наших кругах и в представлении нуждается мало. Усилитель Signat RAM2 Mark II — тоже классика автозвуковой индустрии. Его долгожительство в масштабах отрасли сопоставимо с долголетием Alfa Romeo Spider в масштабах отрасли автомобильной, а отличия RAM2 Mark II от исходного RAM2 по степени вмешательства в схемотехнику сродни даже не отрезанию хвоста у Duetto, а установке спойлеров на Aerodinamica. Показатели качества звучания, мощности и, что немаловажно, надежности у этого аппарата по-прежнему делают его более чем оправданным выбором. На компонентах двухполосного фронта экономить был не резон, акустическая обстановка в машине полумер не допускала. И, выбрав на эту роль наполовину земляков автомобиля, американо-итальянские Polk MOMO/MM6, получили в качестве бонуса еще и несомненное стилистическое родство, а это тоже немаловажно для машины, рожденной стильной и сохранившей стиль в почтенном возрасте. Самое пристальное внимание было, как вы понимаете, и к суббасу, салон хоть и маленький, но с передаточной характеристикой открытого пространства, ни о каких «подарочных» подъёмах АЧХ даже речи быть не могло, 12-дюймовый Polk/ MOMO MM2124 оказался на своём месте.
    Сигнал между фронтальными и сабвуферными каналами поделён на частоте 80 Гц встроенными кроссоверами усилителя. Битвы с локализацией не предвиделось, так как динамик саба расположен чуть ли не ближе фронтальных компонентов, а значит, и в иезуитских 6-х порядках надобности никакой, канонические 12 дБ/окт. сработали как надо.
    Расстановка и фиксация компонентов системы в салоне автомобиля проходила под впечатлением от первой встречи с легендарным автомобилем. Ведущий мотив оформления подиумов — вариации на тему каплевидных вырезов в передних крыльях для фар головного освещения. «Капельки» для пищалок расположены сверху, на торпедо, и ориентированы привычным для тканых куполов образом, вдоль стекла, с небольшим разворотом от слушателя. Определённой усидчивости потребовал поиск оптимального положения пищалок для выравнивания баланса правого и левого каналов, из-за почти вертикального лобового стекла и сильно выступающей комбинации приборов небольшое, всего несколько миллиметров, перемещение излучателя по «столешнице» радикально меняло звуковую картину.
    Подиумы-капли для мидбасовых головок, помимо эстетической нагрузки, решают сугубо функциональную задачу, так как никаких технических возможностей утопить корзины динамиков в дверь не было. Идея ограничить ход стекла, и для обычной машины небогатая, для кабриолета, созданного для полного единения с набегающим потоком воздуха, превращается в окончательно варварскую. В пределах объема дверей удалось поместить лишь П-образные алюминиевые профили, приклеенные изнутри для укрепления тонкого металла с огромными технологическими отверстиями. Заводская облицовка двери, своей картонной основой удивительно смахивающая на такую же деталь от жигулёвских «копеек», уже успела пострадать от времени, но вполне сгодилась в качестве шаблона, по которому из фанеры вырезали новую декоративную панель. Панель обтянули, как и весь салон, жёлтыми и чёрными кожами. Поначалу были опасения, что дверь начнёт подыгрывать всем своим содержимым в такт мидбасовому динамику, но технологические прогоны на максимальной громкости показали, что боялись зря.
    Вообще, автомобиль оказался совершенно удивительным симбиозом основательных, вызывающих уважение основных, «машинных» узлов и сделанных, извините уж, на соплях второстепенных, декоративных элементов. Душа купе-кабриолета, складная крыша, легко складывается одной (!) рукой за 10 секунд — два замка возле рамки лобового стекла, оснащённых предохранительными фиксаторами, и всё. А крышку перчаточного ящика даже и не пытались реставрировать, её безжалостно выкинули, как раздавленную гадюку. Негоже женщине XXI века прикасаться к такому! Новую аккуратную крышку обтянули жёлтой кожей и чуть утопили внутрь, по мотивам общего решения торпедо.
    Поскольку сабвуфер в открытом салоне должен был сыграть ниже обычного, а на его место за единственным рядом сидений никто не претендовал, при определении объёма пошли сверху, от предельно возможных по компоновке 50 литров, с полной готовностью к необходимости «упасть» в объёме. И действительно, размерчик «от всей души» оказался великоват, «белый» американский бас у него не получался. Получался другой, а они на Alfa Romeo не ездят, тут вышла стилевая нестыковка, уже на уровне акустического восприятия. И тогда последовательно, в три приёма, стали двигать стенку ящика, уменьшая объём, каждый раз предлагая результат для прослушивания. Самым аккуратным и приятным женскому уху оказался бас, издаваемый головкой в 30-литровом объёме. Свободные 20 литров пустили под ящичек (слева от динамика) для всяких мелочей, которые всегда некуда положить в открытом двухместном автомобиле и которые, невзирая на это, у любой дамы найдутся в ассортименте. Справа, покрашенная в цвет крышки ящичка, виднеется «спина» усилителя.
    Строго в соответствии с заданием первый вариант салона был сделан в оттенках жёлтого. Сначала владелица машины критически отнеслась к предложениям кожевенного цеха студии заменить часть вставок чёрными. Но после осмотра переделанного на свой страх и риск сиденья скепсис улетучился, и работа специалистов по коже получила полное одобрение. «Правильную» вышивку для сидений тоже нашли не сразу, разных вариантов логотипа Alfa Romeo было отсмотрено не меньше 20 (!) штук за несколько дней. Кожаные салоны и вышивка — это одна из визитных карточек студии, их сделано не один, не два и не три, и известны они во многих окрестностях Москвы и Московской области.
    «NAIM Sampler» мы слушали сразу со сложенной крышей и были приятно удивлены возможностям системы создать звуковое давление в нижней части диапазона. На фоне просто физических ощущений от работающего под боком саба приятное впечатление произвела фронтальная акустика, лёгкое звучание скрипок без всякого намёка на визгливость на дорожке №5, действительно женский, тёплый вокал на дорожках №1 и 7. При максимальной громкости полновесно и без всякой зажатости прозвучала композиция с дорожки №10. Что примечательно, общий характер звучания при поднятой и опущенной крыше практически не меняется, хотя текстиль над головой всё-таки немного приглушает звук, делая его более домашним, что ли.
    Хотя домашнее, конечно, такой машине не к лицу, её стихия — это шелест шин по асфальту и бормотание вихрей, срывающихся с нахально вздернутого лобового стекла. Представьте себе: солнечный день, мягкий ветерок, ты голосуешь у оживлённой развилки, изящная женская головка в белом шёлковом платке, выхваченная взглядом из стремительного красного росчерка, сверкнёт чёрной молнией тёмных очков. Увидеть такое — уже везение. А если у «Альфы» вдруг вспыхнут стоп-сигналы, — везение фантастическое...

    ИСТОЧНИК: Nakamichi CD-45z
    УСИЛИТЕЛЬ: Signat RAM2 Mark II
    АКУСТИКА: Polk MOMO MM6
    САБВУФЕР: Polk MOMO MM2124

    Студия «СТ-Вариант»
    Источник: журнал Автозвук, 04/2004. Сергей Гаврилюк
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa