Toyota Land Cruiser.
Автозвук №1 2006г. Системы.
Студия «САС», руководитель проекта Алексей Хлебородов
ПОДВИЖНЫЕ ПЛАТФОРМЫ для наших звуковых систем не смогли избежать общей участи конвейерных изделий, выбирая себе новый автомобиль, можешь быть на все сто уверен: именно в эту минуту на точно таком же аппарате где-то начал разъезжать другой новоиспечённый владелец. Исключения есть, но их доступность неприятно зависит от тиража и числа нулей на ценнике. Выходов из сложившейся ситуации несколько, от экстремального (изготовление автомобиля своими руками) до более прагматичного, когда пресная стандартная машина по вкусу владельца приправляется звуковыми компонентами. Вкус в этом случае имеется в виду музыкальный.
Хозяин «Тойоты» завершил работы по выбору марки машины и её комплектации на отметке дизельного Toyota Land Cruiser. А вкус приправы никак от выбора автомобиля не зависел, это джаз, классика, ритм-энд-блюз и соул. Все ингредиенты — высшего качества, поэтому главное требование, которое адресовал заказчик Алексею Хлебородову, — создание звуковой системы, не уступающей по своему уровню домашней. Конкретной домашней, стационарно установленной по месту регистрации владельца машины. Ознакомившись с перечнем домашних компонентов, Алексей осознал масштабность задачи и предложил для колёсного варианта трёхполосный фронт с сабвуфером и раздельным усилением в каждой полосе звукового сигнала. Причём прилагательное «раздельный» подразумевало не только индивидуальные пары каналов на каждый комплект динамиков, но и отдельные усилители. Это решение отличается полной развязкой по питанию между компонентами, отвечающими за сигнал разной мощности и полосы частот.
Камертоном в любой системе всегда становится источник сигнала, поэтому Алексей настоятельно рекомендовал заказчику избавиться от штатного устройства и возложить его обязанности на CD-ресивер Clarion HX-D2. Репутация новейшей реинкарнации легендарного 9255 вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнения. Безошибочно извлечённый с дорожки компакт-диска сигнал нарезается в четыре полосы цифровыми фильтрами встроенного процессора «Клэриопа» и поступают на четыре стереоусилителя, все итальянские, но разной породы. Три из них — Sinfoni 45.2, не похваляющиеся заоблачной мощностью, но знающие себе цену в другом: это одни из немногих серийных моделей, максимально приближающиеся к работе в классе А на большей части реального диапазона мощности. Четвёртый усилитель (тоже двухканальный, таков был принцип построения системы: не больше двух каналов на один источник питания) — сабвуферный Audiosystem F2>300. Мидбасовый Sinfoni и сабвуферный Audiosystem, работающие в полосах самых энергоёмких низких частот, дополнены внешними буферными конденсаторами Helix DPC 1000.
Нагрузкой сабвуферному усилителю служат два динамика Xetec G10XLS, звуковые катушки которых подключены раздельно, каждая к своему каналу. Полоса частот принудительно ограничена снизу на 31,5 Гц (12 дБ/окт.), что стало определённой страховкой от инфранизких вибраций сабвуфера специфической конструкции, и сверху на 80 Гц (18 дБ/окт.), в точке стыка диапазонов нижнего и среднего баса.
Далее эстафету звукового диапазона подхватывают мидбасы из двухполосного комплекта Brax Graphic 6, которые питаются от одного из трёх Sinfoni. Заданный процессором головного устройства диапазон рабочих частот снизу примыкает к сабвуферу (80 Гц, 12 дБ/окт.), а сверху — к серединке на довольно высокой частоте 1,25 кГц (12 дБ/окт.). Выбор нетипично высокой частоты раздела обусловлен выбором нетипичных среднечастотных головок. Ими, ответственными за самые тонкие оттенки звучания, стали 75-миллиметровые домашние купольники Vifa D75MX4108. Чтобы не оставить ни малейшего шанса нелинейным искажениям, возникающим при работе купольного излучателя вблизи частоты его основного резонанса, рабочая полоса мидрейнджей уведена в диапазон 1,25 — 4 кГц фильтрами с крутизной 12 дБ/окт.
Пищалки Graphic также работают от отдельного усилителя, но уже в полосе частот, заданной фильтром ВЧ с частотой среза 4 кГц (12 дБ/окт.).
Все компоненты, за исключением мидбасов и твитеров Graphic 6, Алексею знакомы давно, были не раз проверены в разных конфигурациях и условиях, включая соревновательные, поэтому готовый результат оказался предсказуем и должен был обеспечить искомое заказчиком «домашнее» звучание. Эксперимент с «графическим Браксом» также оказался вполне удачным, хотя некоторые особенности его звучания потребовали тщательного подбора частот раздела.
Автозвуковые опыты с машиной заказчик ограничил своими соображениями по размещению и установке компонентов внутри салона. Ведь недаром в правилах соревнований Installer Challenge («Бой по правилам», «A3» №10/2005) появились жесточайшие ограничения на разрушения кузова и обивок, вносимые в процессе монтажа системы установщиками. Всё чаще и чаще владельцы автомобилей, находясь в неизбежном плену ожиданий новых моделей массовой продукции, ограничивают себя минимальными переделками с целью облегчить демонтаж системы и восстановление салона при продаже машины.
Эти мотивы сузили количество безвозвратно изменённых обивок до минимального значения — две накладки передних стоек и пара кикпанелей. А декор нижней половинки пятой двери был просто демонтирован и складирован «до востребования» в гараже, вместе с заводским головным устройством.
Новые проставки мид-басов
закрывают почти четверть
площади двери
Перед тем как оказаться запакованной в целлофан, передняя панель штатной «головы» послужила моделью для изготовления стеклопластиковой матрицы. Когда эта матрица окончательно затвердела, в ней выклеили такую же, как и заводская, переднюю панель. Теперь в руках установщиков оказалась заготовка переходной рамки между однодиновым телосложением «Клэриона» и двухдиновыми обводами центральной части Торпедо. Последней простой операцией была, наверное, подгонка прямоугольного отверстия под новый CD-ресивер, поскольку потом последовал кропотливый подбор фактуры и цвета.
Фронтальная акустика расположена по нечастой, хоть и многообещающей схеме с мидрейнджами в кикпанелях. СЧ-динамики незначительно выдвинуты в салон и установлены практически вертикально, что для широкой диаграммы купольного диффузора является вполне оправданным решением. Резонансная камера у мидрейнджей собственная, поэтому никакого акустического оформления динамикам не потребовалось.
Твитеры, как и мидрейнджи, получили эксклюзивное право на переделку заводских накладок, после чего заняли положение в нижней трети передних стоек, с ориентацией оси излучения на центр лобового стекла.
Заказные 3-миллиметровые решётки
из нержавеющей стали способны
выдержать вес взрослого человека
Мидбасы закреплены за штатными сетками в дверях, на новых фанерных проставках, закрывающих почти четверть площади дверей. Акустическая подготовка дверей выполнена материалами V-Blok, стык динамиков с декоративными панелями уплотнён кольцевыми валиками. По сравнению со многими аналогами машина в заводском исполнении оказалась очень тихой, дизельная комплектация требует серьёзных мер по борьбе с шумом и вибрацией двигателя.
Размеренный ритм работы с автомобилем, который задал его владелец, запретив любую спешку во время устройства экспериментального джем-сейшена в дизельном «тракторе», позволил Алексею со товарищи тщательно подойти к вопросу изготовления сабвуфера. Поскольку любые переделки багажника должны были стать легко обратимыми, на свет извлекли старинную идею устройства суббасовой машины в пятой двери, вернее, в её нижней половинке («Рапсодия в стиле stock», «A3» №2/2000). Главное, что требовалось для такой версии нижнего баса, — исключить даже намёк на любой внеполосный призвук, который на такой удалённости от места водителя способен породить неустранимый никакими задержками эффект «заднего баса».
Чтобы обеспечить необходимую для работы двух 25-сантиметровых «Зетеков» жёсткость половинки двери, её металлическая часть была укреплена алюминиевыми профилями, приклеенными на полиуретановом клее-герметике. Затем всю внутреннюю поверхность укатали в два (а кое-где и в три) слоя демпферов V-Blok. Толщина передней стенки саба, обращенной в салон, определялась высокими требованиями к её жесткости и немалой монтажной глубиной динамиков. В итоге получился массив из MDF толщиной около 70 мм. «Добро» на такую конструкцию было дано только при условии, если защитные решётки выдержат вес человека, опёршегося на них коленом в пылу погрузки или разгрузки багажа. Готовая передняя стенка сомнений не вызывала, а для защиты диффузоров были на заказ изготовлены 3-миллиметровые пластины из нержавеющей стали, оформленные на лазерном резаке в виде решётки.
Толщина передней стенки саба
определялась необходимой
жесткостью и монтажной глубиной
Небольшие габариты трёх Sinfoni позволили их компактно смонтировать на полу багажника, сразу за задним диваном, и закрыть сверху П-образной фальшпанелью. Первоначально они стояли с небольшими промежутками, которые должны были способствовать лучшему охлаждению корпусов, но когда выяснилось, что на оптимальный температурный режим выходит только один мидбасовый усилитель, а два других остаются совершенно холодными, Алексей решил скомпоновать их в единый блок. Теперь Sinfoni в режиме малой мощности на средних и высоких частотах быстрее прогреваются и выходят на рабочий режим за счёт тепла от более нагруженного низкочастотного блока.
Двухнедельная подготовка машины подходила к концу, и все участники эксперимента испытывали известное волнение по поводу его успеха, когда владелец сказал: если система окажется не в состоянии дотянуться до уровня домашнего звука, он продаст её вместе с машиной, чтобы перевернуть страницу целиком и чтобы ничто не напоминало о неудавшейся затее. При чём здесь машина? При всём. Не всё так просто с серийными изделиями, при кажущейся одинаковости каждое из них индивидуально. При тесном соседстве музыки и автомобиля, какое наблюдается в автозвуке, за музыкальный успех или неудачу отвечают в равной степени оба. Всем известно: свою машину на стоянке увидишь среди вроде бы таких же. Вы свою не отличаете? Ну, раз так, пора задуматься, не следует ли поближе познакомиться с собственным автомобилем, а заодно — придать ему побольше узнаваемости...
Полная укладка блоков позволяет горячему
мидбасовому усилителю быстро прогреть
менее нагруженных соседей
На случай такой разножанровости, которая была обозначена заказчиком, в редакционной коллекции есть поистине уникальный диск «Heart of Rhythm'n'Blues», почти не имеющий прецедентов опыт записи ритм-энд-блюза «вживую». Диск был встречен публикой неоднозначно и экстремально, от яростного неприятия до тотального восторга, но в одном придётся согласиться всем: это настолько близко к звучанию оригинала музыки своего жанра, насколько когда-либо удавалось приблизиться. Я не самый горячий поклонник ритм-энд-блюза, но всегда ставлю этот компакт, когда планка качества звучания — на самой верхушке. Система в «Тойоте», на мой взгляд, справилась с музыкальным материалом, хотя и проявила при этом свой характер.
Порадовала широкая и глубокая стереопанорама, звучание инструментов было лёгким, детальным и уверенно сфокусированным. Мужской вокал показался несколько облегчённым против натурального аналога, но впечатления некой визгливости, возникающего иногда в подобных случаях, не было и в помине. ^Женский вокал передавался лучше мужского, феминизм системы налицо, голос звучал эмоционально и с умеренной экспрессией. Басовые регистры инструментов, особенно ударника, выглядели скромно, как и звучало в зале при записи, но с такой же отчаянной по экспрессии атакой. Духовые, верхние регистры которых я не люблю по жизни (ну грешен, что теперь будешь делать), в этот раз оказались на той самой грани, перейдя которую, они стали бы восприниматься как навязчивые и крикливые. Ради интереса я послушал этот трек на домашней High End системе, оказавшейся в комнате для прослушивания издательского дома в интересах «домашнего» «Салона AV». Да, всё точно, именно эта грань, за которой многим они покажутся визгом ножа по тарелке и за полшага до которой они будут предельно напряжены, чего и добивались музыканты.
При первом же просвещённом взгляде на АЧХ системы становятся видны три проблемные зоны. Факт существования всех трёх хорошо известен авторам установки. По порядку: спад АЧХ ниже 30 Гц обусловлен работой сабсоника, настроенного на эту частоту, про это уже говорилось. Заметен подъём вблизи частоты раздела НЧ/СЧ (довольно высокой), здесь характеристики раздела выбирались из условия получения наиболее слитного звучания и стабильной звуковой сцены. Третья область вопросов — провал вблизи 4 кГц. Он появился, когда нижнюю граничную частоту пищалки подняли до 4 кГц, при более низком разделе становилась заметной некоторая окраска звучания, как и при более высокой верхней границе полосы купольника. Так что проколов на этой АЧХ нет: есть сознательно выбранные компромиссы.
Аудио
СОСТАВ
3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК
Clarion HX-D2
УСИЛИТЕЛИ
Audiosystem F2>300,
Sinfoni 45.2
АКУСТИКА
Brax Graphic 6,
Vifa D75MX4108
Xetec G10XLS
На стыке двух миров – «эстрады» и «классики». Тест 8-дюймовых коаксиалов AurA Fireball-i82