Поэтому для нового приобретения оставалась только одна операция — «подгонка по руке» (знаете, у спортивного оружия анатомические рукоятки делаются под ладонь конкретного стрелка?). Ибо заводская комплектация, сколь бы хороша она ни была, рассчитана на среднестатистического покупателя со среднестатистическими же запросами. А тут случай был особый, в статистику не укладывающийся, а потому требующий серьёзного вмешательства. Впрочем, у нас каждый случай — особый...
Про полный перешив салона и тотальную шумоизоляцию можно было бы даже не говорить — это само собой разумеется, коль задуманы такие серьёзные изменения. А изменения эти напрямую следовали из назначения машины, и хотя далеко не все доработки имеют отношение к нашей основной теме — car audio, познакомиться стоит определённо. Потому что в результате получилось именно то, что вынесено в заголовок статьи, и, признаюсь, не я это сказал. Окрестили машину сами мастера, по кусочку собравшие всю мозаику, да так, что автомобиль на первый взгляд ничем не отличается от серийного. Но это только на первый взгляд...
Начнём с того, что этот Land Cruiser, прописавшись в Москве, не переквалифицировался в «паркетники» (впрочем, московский асфальт — тоже не совсем паркет). Хозяин использует его на полную катушку и по прямому назначению: отправляется в далёкие поездки, в том числе и по совсем неиспорченным цивилизацией уголкам нашей страны. Обычно группой из нескольких машин, а связь в пути — дело первостепенное. То есть направление мысли понятно — «рация на бронетранспортёре». Тем более что на просторах «великой и могучей» иные средства мобильной связи нормально работают далеко не везде, даже по федеральным трассам, а уж леса-озёра и вовсе не охвачены (слава богу, а то ещё зверьё и рыбу распугают мобильниками. Шучу). Однако диапазон Си-Би (27 МГц, длина волны 11 м) для рыболова-охотника-грибника не слишком удобен — хотя бы из-за полутораметровой антенны-«удочки» на высокой крыше: с ней по дворам-то ездить нелегко, а уж по лесу... А «портативки» в этом диапазоне страдают малой дальностью связи — разумной длины антенна оказывается совершенно неэффективной. К тому же диапазон оживлённый, кого там только нет — от таксистов и дальнобойщиков до рекламы придорожных автосервисов и гостиниц. И самое главное — диапазон открытый, шифрование переговоров там не предусмотрено. А какой рыболов рыбные места выдаёт?
Вувузелы? Берите выше: Hadley с компрессором | |
Вот это, похожее на небольшой экран, и есть лампа противоослепления ABL Sebili | |
Где радиостанция? Да вот же она... |
Ещё два момента, облегчающие жизнь водителя джипа-дальнобоя (оцените, хотя редкий городской водитель регулярно проезжает несколько сот километров за один приём, тем более по неосвещённым ночным трассам) — это система ABL Sebili, предотвращающая ослепление водителя, и противотуманные фары. С противотуманками всё понятно (хотя отнюдь не просто) — изготовили новую оптику, имплантировали в бампер две пары фар вместо штатной одной, да так, что смотрятся как родные. С системой ABL Sebili, напротив, всё просто, но не совсем понятно, и заслуживает эта система отдельного разговора. Попробую коротко: на противосолнечном козырьке водителя закреплена плоская лампа подсветки с датчиком освещённости. Она издалека реагирует на фары встречных автомобилей и воздействует своим светом на периферийное зрение водителя, облегчая адаптацию глаза к изменению освещённости. По отзывам тех, кто уже испытал на себе — потрясающая вещь, надо будет попробовать.
Ну вот, о «дальнобойной» начинке «Крузака» я рассказал, теперь пора перейти к «лимузинной». Штатной мультимедийной системой в автомобиле сегодня уже никого не удивить — времена не те, это десяток лет назад обычный DVD-проигрыватель был экзотикой, а навигационная система — и вовсе фантастикой. Теперь это и даже большее — норма жизни, но вот отношение автопроизводителей к звучанию аудиосистемы за последние полтора десятилетия изменилось мало. Уже вроде бы всё, что нужно, у производителя в наличии, а результат — сами знаете какой. Надо что-то менять в консерватории…
В нижней, откидной части пятой двери обустроили место для домкрата | |
Причудливые очертания сабвуферно-усилительных боксов постепенно рождались из плоскостей (фанера) и кривых (композит) | |
Для СЧ и ВЧ-излучателей в пятую дверь были встроены опорные модули из фанеры и стеклопластика |
Структура аудиосистемы — традиционная 5.1, но в расширенном варианте: фронт и тыл трёхполосные, причём фронт — с двухполосным усилением. Понятно зачем: для настройки фронтальной сцены полезно поиграть уровнями сигналов в разных полосах, а с пассивными кроссоверами это возможно в очень ограниченных пределах. Раскладка каналов возложена на процессор Audison bit one, а дальше сигналы поступают на три усилителя Focal. Один четырёхканальник Solid 4 обслуживает фронт, второй Solid 4 — тыл и центральный канал (четвёртый канал остаётся не у дел). Третий усилитель — сабвуферный моноблок Solid 1.
Искусство, как известно, требует жертв. Пришлось пожертвовать третьим рядом сидений, заново изготовить и проложить воздуховоды климатической установки в задней части салона. На высвободившемся пространстве багажника разместились самые объёмные компоненты аудиосистемы: два десятидюймовых сабвуфера Focal 25A1 в закрытых корпусах по 23 л каждый, усилительное хозяйство и два конденсатора. Места для багажа и улова осталось достаточно.
В левой боковине багажника установлен сабвуферный моноблок, а в правой, где места побольше — оба четырёхканальника и процессор. Там же спряталась радиостанция — к водителю вынесена только съёмная гарнитура (в городе она не нужна). Кстати говоря, полвека назад радиостанции на самолётах часто устанавливались вдали от пилота (не по прихоти, а по соображениям центровки и обслуживания), но для настройки приёмника конструкторам приходилось прокладывать гибкий валик или ставить электромотор... Извините, опять отвлёкся.
Для фронта и тыла использованы трёхполосные комплекты Focal 165VR3, причём штатный кроссовер фронтальных динамиков доработан (отключена низкочастотная секция). Для центрального канала применён компонентный двухполосный Focal 100VRS со штатным кроссовером. Низкочастотные динамики фронта и тыла установлены в штатные места в дверях. Расположены они весьма удачно, поэтому потребовалось только доработать посадочные места («лопушистые» в передних дверях, «треухие» — в задних). Для этого изготовлены фасонные проставки из многослойной фанеры и притянуты к металлу двери. Все двери, включая пластиковую облицовку, основательно демпфированы. Фронтальные среднечастотники также в штатных местах (на торпедо), а пищалки вынесены на стойки лобового стекла чуть ниже середины. Тыловые среднечастотники и пищалки — в пятой двери в основательно доработанных штатных местах. Подробности — на фотографиях.
Машина получилась приятная во всех отношениях. И если и отличается от серийной, то только в лучшую сторону. Во всяком случае, хозяин уверяет всех любопытных, что это ограниченная серия для ралли-рейдов с музыкой. Многие верят...
SQ
Первое, что бросилось в уши при прослушивании — могучий бас, очень выразительный даже на средней громкости. При громкости выше 90 дБ его становилось уже в избытке. Это своеобразная плата за отсутствие тонкомпенсации, система намеренно настраивалась при небольшой громкости, порядка 80 дБ. В общем, правильно — «громко» и «долго» за рулём совмещаются плохо. Для «долго» требуется «хорошо». Зато сыну хозяина такая настройка пришлась по вкусу именно на большой громкости, тут налицо гармония интересов. Потенциал системы серьёзный, с таким басом и с таким запасом мощности вполне можно озвучить небольшую площадь, а не только лесную поляну.
Динамика великолепная, бас чёткий и глубокий и, за редкими исключениями, на наиболее тяжёлых записях локализуется спереди. Исключения — понятно почему, при таком уровне саба замаскировать его басом от фронта (в абсолютном зачёте, кстати, басящего отменно) нереально. Но стоит сделать потише — и всё становится на свои места. Кстати, о местах: сцена выстроена отлично, равномерно и высоко — спасибо удачно расположившимся среднечастотникам. Центральный образ сфокусирован, даже когда безмолвствует центральный канал.
Впечатляет и тональный баланс. Звучание ровное, без окраски и заметных изменений тембра, чем иногда грешат фокаловские же, но двухполосные системы, хотя свой почерк у системы есть, звучание не мониторное, а «с характером». А любимые хозяином композиции тридцатилетней давности звучат просто великолепно, в тех записях как раз маловато баса — этот недостаток система и восполняет.
RTA
Насчёт баса — это да, вдохновенный полёт сабвуфера трудно не заметить на АЧХ. Заметим при этом и другое: как грамотно подхватывают песнь сабвуфера басовики фронтальной акустики (выше 60 Гц). Некоторая нерегулярность наблюдается на АЧХ в полосе 250 — 600 Гц, где-то здесь должна быть первая частота раздела трёхполосной акустики, может, в этом дело. На самых верхних частотах заметен фирменный «подброс» фокаловских металлических пищалок, но поскольку общий уровень звукового давления на верхних частотах находится в гармонии с уровнем на середине, резкости в звучание это не вносит, а ощущение «воздуха» — вносит.
SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 3-полосный фронт + 3-полосный тыл + центр + сабвуфер
Источник/монитор: ОЕМ
Процессор: Audison bit one
Усилители: Focal Solid 4, Solid 1
Акустика: Focal 165VR 3, 100 VRS
Сабвуферы: Focal 25A1
Студия: Shark Studio
Руководитель проекта: Марат Кучегов
Источник: журнал Автозвук, 08/2010.
Бас из высшей лиги. Тест сабвуферных динамиков Focal SUB 30 KXE (12 дюймов), Focal SUB 25 KXE (10 дюймов) и Focal SUB 25 KXS (10 дюймов)