В нашей редакции народ свою работу любит и уже не один год по нескольку академических пар в день изучает проявления автозвука в повседневной жизни автомобилиста. Здесь вам и лекции, и семинары, и лабораторные работы, и даже до домашних заданий дело доходит, которые каждый ставит себе сам. Любая поездка в установочную студию — это, как правило, сдвоенная пара, когда три, а то и больше часов (не считая дороги) уходит на изучение и документирование нового факта состоявшейся автозвуковой системы.
Телефонный звонок Денису Никишкину внёс поправки в учебный план практических занятий по курсу «Системы», уплотнив ещё одной темой сдвоенную пару фотосессии, интервью, измерений и прослушивания. Этой темы мы обычно касаемся вскользь, упоминая только объём работ и марки используемых материалов, хотя о её важности в отношении звука вообще и музыки в частности забывать нельзя ни в коем случае, тем более в автомобиле. И тем более в движущемся. Речь идёт об основах правильной подготовки кузова автомобиля, о теории и практике шумопоглощения и вибродемпфирования, базовых учебных курсах, зачёт по которым принимает самый строгий экзаменатор — заказчик автозвуковой системы.
Действующие рулевые кнопки - это не только удобство, но и безопасность вождения | |
Пищалки "стреляют" из дверных уголков на дальнего слушателя | |
Мидрейндж развернут вверх, а мидбас стоит вертикально, в глубине подиума | |
Давид, владелец автомобиля, вышел на контакт со студией в первую очередь в рамках её противошумовой специализации. Шумы мешали, причём больше всего досаждала именно дорога, шурша камушками и песком по совершенно голым — в шумопоглотительном смысле — аркам колёс. Кузов автомобиля, который к концу первого года эксплуатации «подразмялся» и набрался дорожной пыли, пробудил к жизни пластиковые панели салона, добавившие свой противный скрип к дорожному шуму. В общем, поводов для общения в профильной конференции на сайте dop.ru было предостаточно.
В стенах установочной студии Давид появился с заданием на тотальное устранение шумовых паразитов кузова и установку развитой стереосистемы с трёхполосным фронтом, тыловой подзвучкой и одним сабвуфером. Срок исполнения — две недели. Непременными условиями были сохранение функций «аудиокнопок» на руле «Тойоты» и интеграция мобильного телефона в систему. Пользуясь тематическими ресурсами печатной периодики и виртуального пространства, заказчик самостоятельно приобрёл основные компоненты, выбрав в качестве источников пару ресивер — чейнджер Alpine моделей CDA-7998R и CHA-1214. Фронтальная часть системы, по замыслу Давида, должна была базироваться на 2-канальном усилителе Audison VRx 2.150 и 3-компонентном наборе Focal Utopia 165 W3, подключенном через штатный пассивный кроссовер. Тыловая и сабвуферная секции акустики запитаны от единого источника на базе 4-канального усилителя Audison LRx 4.300. Звуковую атмосферу зала, скудостью которой часто страдают кузова типа «универсал», создаёт пара мидбасов из набора Nakamichi SP-S652, подключенных к первой паре каналов LRx. Вторая пара включена мостом и отвечает за работу с сабвуферным динамиком Hertz ES 250.
Для решения других задач, обозначенных в исходном ТЗ, установщики добавили в схему блок подключения телефонов Nokia марки Alpine CXA-B200NK и один из переходников, которым фирма Alpine предлагает воспользоваться для подключения рулевых кнопок к головному устройству. Серийных моделей для новой Toyota RAV4 у Alpine не оказалось, поэтому в студии стандартный модуль «обучили» нужному диалекту тойотовского языка. Кстати, в московском представительстве Alpine живо заинтересовались деталями прошедшего «обучения».
Расстановка компонентов системы в салоне автомобиля выполнена по классическому и многократно проверенному варианту: фронтальная акустика в передних дверях, тыловые динамики помещены в задние двери, а сабвуфер утоплен в нишу заднего крыла.
Необычным оказалось место монтажа среднечастотных динамиков фронта — они установлены в дверях над мидбасовыми. Такая схема размещения потребовала переделки накладных заводских подиумов, в которых были выгорожены небольшие акустические камеры для мидрейнджей. Поскольку здесь же, в теле подиумов, завод поставил свои блоки управления стеклоподъёмниками, накладным деталям добавили «пухлости». За счёт возросшей «окружности талии» удалось выгородить не только минимально необходимые 1,5 л на сторону, но и развернуть среднечастотники вверх, на середину салона.
Занятия нашей выездной бригады по плану сдвоенной академическая пары в аудитории «Технологии звука» начались с акустической подготовки автомобиля. Компания занимается не только обработкой кузовов шумопоглощающими и вибродемпфирующими материалами под маркой Noisebuster, но и участвует в изготовлении популярных комплектов на их основе для разных марок автомобилей. С недавних пор перечень материалов пополнился продукцией собственной разработки под маркой dop.ru, которые аналогичны импортному сырью по своим параметрам, а доходам российских автовладельцев — по цене.
Самые шумные места кузова — моторный щит, пол и ниши передних колёс — оклеены в три слоя. На первом снимке показан пол возле водительского сиденья, обработанный слоём вибродемпфера DF-10AL, самого эффективного в борьбе с вибрацией и шумами на низких частотах. Вторым слоём наклеен шумопоглотитель AA-12,5, отсекающий ВЧ-составляющую нежелательных в салоне звуков. И третьим слоем уложен тонкий, 3 мм, ISO-3, который закрывает и герметизирует открытые поры второго слоя — вода на полу автомобиля довольно частый гость. На втором снимке хорошо видно углубление, оставленное без второго и третьего слоя для обратной сборки штатного воздухопровода. | |
Глядя на снимок 3, легко понять, почему многие «японцы» голосом сообщают в салон характер дорожного покрытия. Чтобы задние крылья меньше разговаривали, первым слоём уложен вибродемпфер VL-4, а пол в багажнике и ниши задних колёс молчат под присмотром листов ISO-7 (фото 4). Шумоизоляцию во всех трёх случаях обеспечивает поглотитель AA-12,5 (фото 5). | |
Наружные панели всех четырёх дверей «Тойоты» тоже не могли похвастать особой вибро- и шумосдержанностью (фото 6). Поэтому обработка прошла в два слоя, сначала VL-4, а потом AA-12,5, точно так же, как и для задних крыльев (фото 7 и 8). К сожалению, остались за кадром листы VL-4M, с помощью которых на внутренних дверных панелях сформирован полноценный акустический экран. Буква «М» в маркировке означает дополнительный слой алюминиевой фольги. Посадочные места для акустики оснащены фанерными кольцами-проставками (фото 9). | |
Заводская обработка здоровенной мембраны крыши автомобиля была выполнена довольно скупо (фото 10). Возможное самовозбуждение кузовной жести на определённых частотах было устранено листами VD-13, самого лёгкого из применяемых в «Технологии звука» вибродемпферов (фото 11). | Капот машины оклеен в один слой деталями из AA-12,5, вырезанными по форме окон его несущей рамы. Декоративные фальшпанели багажника и дверей изнутри задемпфированы листами ISO-3, все стыки проклеены лентой из пенорезины разной толщины, IF-3 и IF-6. |
Выбранные Давидом компактные усилители позволили без проблем разместить их под сиденьями первого ряда, Audison VRx — под водительским, а LRx — под пассажирским. За счёт этого польза от багажного отсека осталась на уровне заводских стандартов, тем более что компактный корпус саба практически не выступает за линию правой колёсной ниши. Хотя на самом деле кажущийся маленьким корпус скрывает внутри закрытый ящик объёмом 23 л. Передняя, монтажная стенка ящика изготовлена из фанеры, а задняя, повторяющая кривизну изнанки крыла — из стеклопластика. Снаружи саб отделан практичным серым карпетом.
Завершив третий из четырёх академических часов, отведённых на изучение мобильного звука в кузове RAV4, пришло время приступить к самой неакадемической части обзора, поиску новых оттенков звучания дисков «NAIM Sampler» и «Расскажи Чайковскому новости, часть 8». Данные по настройке активных фильтров усилителей носят ориентировочный характер, поскольку разминка динамиков ещё не закончилась. Фильтр ВЧ фронтальной акустики ограничивает бас на частоте 63 Гц, 12 дБ/окт., такой же фильтр тыла — 80 Гц и те же 12 дБ. Фильтром НЧ сабвуфер распущен пока до 80 Гц, что даёт небольшое перекрытие с фронтальной акустикой. Временные задержки головного устройства установлены в соответствии со значениями, которые выдала система i-Personalize на европейском Интернет-сайте Alpine в ответ на введённые расстояния до излучателей.
Синтетические аккорды электронных «Новостей» отличились очень мягкими, но осязаемыми басовыми толчками. Однотонные пассажи, позволяющие даже без испытательного сигнала обнаружить резонансы панелей салона, в этот раз остались без ответа. Темп музыки субъективно показался даже чуть более быстрым, чем в оригинале. Женский народный хор, подкреплённый современной синтетикой, прозвучал очень напевно.
Когда в дело пошёл «NAIM», я остановился на джазовых композициях. Впечатления от «электроники» обманчивыми не оказались, акустическая музыка была такой же живой и, я бы сказал, подвижной, все инструменты звучали мягко и свободно, а «Carolynn’s Blues» просто впечатлил своим саксофоном.
В своё время у студентов была популярна такая хохма. Преподаватель предлагает: «Давайте пораньше начнём, попозже закончим, зато без перерыва». На сегодняшней лекции мы бы об этом и сами попросили...
RTA
Интересно, что измеренная в салоне АЧХ оказалась довольно далёкой от академизма, с ощутимо поднятыми басами, особенно на фоне ощутимо приглушенной нижней середины (300 — 500 Гц). При этом, как уже было отмечено, субъективно звучание воспринималось как мягкое и комфортное, не раздражающее беспощадной аналитичностью, как бывает у иных соревновательных систем. Впрочем, после окончательной стабилизации параметров динамиков и подстройки системы вид АЧХ может несколько измениться.
ТИП СИСТЕМЫ: аудио
СОСТАВ:3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ:Alpine CDA-7998R, CHA-1214
УСИЛИТЕЛИ:Audison VRx 2.150, LRx 4.300
АКУСТИКА:Focal 165 W3, Nakamichi SP-S652
САБВУФЕР: Hertz ES 250
СТУДИЯ: «Технология звука»
Источник: журнал Автозвук, 02/2005
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)