Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра. ВАЗ-2106. Не по течению

    Мы, волгари, знаем: по течению плыть проще, но иногда цель находится в противоположном направлении.
    Сначала, впрочем, всё было по течению. Сегодня нетрудно почувствовать разницу между качественным звуком и «просто» звуком — столько машин с музыкой вокруг, столько соревнований и выставок... Один из увиденных примеров и столкнул меня в поток по имени автозвук. Стал приглядываться к другим автомобилям, обращать внимание на специальную литературу. Узнал о существовании вашего журнала и стал постоянным его читателем. А главное — это, конечно, собственный опыт, который приходит с каждой, пусть даже не совсем удачной, попыткой.
    Автомобильный опыт обычно идёт в направлении «Жигули» — классика — переднеприводной ВАЗ — иномарка. У меня оказалось всё против течения. Сначала была старенькая «Мазда 323», потом — ВАЗ-21099. Но сегодня я хотел бы поделиться опытом своей последней работы — ВАЗ-2106.
    На старте «заплыва» были собственно сам автомобиль и CD-ресивер Pioneer DEH-P5650MP — единственное, что осталось от предшествующей «99-й». Головное устройство для нового проекта меня вполне устраивало, неплохо звучит при скромной цене, есть две пары линейных выходов, что было нужно для более сложной, нежели предыдущие, установки.
    Установке аппаратуры предшествовало строительство новой консоли. Один из тумблеров на ней включает усилители, второй — зажигание. А вместо ключа у меня теперь кнопка стартера
    Из этих деталей, шпатлевки со стекловолокном и винила появились новые кикпанели
    Подиумы низкочастотников объединены с карманами дверей

    В отношении компоновки я решительно развернулся против течения, заключив, что для создания хорошей звуковой сцены и безупречного фронтального баса надо постараться расположить все компоненты акустической системы в передней части автомобиля. Кроме того, были некоторые идеи по расположению и ориентации излучателей, тоже не совсем по течению.
    Однако, прежде чем делать звук, который нужен, надо избавиться от шума, который не нужен совсем. Все двери, моторный щит и большая часть салона были оклеены вибропластом марки STP, а затем — шумопоглощающим материалом сплен.
    После проклейки дверей была заново изготовлена их обшивка. Для этого из 6-миллиметровой фанеры была выпилена заготовка, на которую для придания обшивке объема и мягкости был наклеен 3-миллиметровый сплен, затем все обтянуто винилом.
    Фронт я решил делать трёхполосным, с купольным среднечастотником. Компонентами стали мидбасы и пищалки двухполосного набора Ivolga SB-6.0 со своим штатным пассивным кроссовером, дополненные купольниками Ivolga CS-2.5 MID со своими фильтрами.
    Подиумы среднечастотников «выращены» на штатных «батонах» дверных обивок. Ось излучения каждого мидрейнджа при этом направлена строго на лобовое стекло

    Пищалки из комплекта SB-6.0 установлены на передние стойки и направлены в центр лобового стекла. Варианты технологии изготовления подиумов под ВЧ-динамики не один раз описывалась в вашем журнале, я выбрал такую: после того как при прослушивании определилась направленность твитеров, по месту их установки на стойки укладывается монтажная пена, которая затем обтачивается, покрывается полиэфирной смолой, в ней вырезается углубление под стакан твитера, после чего вся стойка выводится стекловолоконной черновой, за ней — финишной шпатлевкой и обтягивается винилом.
    Из прошлого опыта я уже знал, что не следует разносить далеко друг от друга компоненты акустической системы, и постарался максимально, насколько это возможно, сблизить их. Для этого решил поместить СЧ-излучатели вплотную к пищалкам, запустив их в режиме полного отражения от лобового стекла, похожее решение было описано в статье «От стекла», «А3» №6/2001.
    Для установки среднечастотных излучателей была доработана конструкция так называемых «дверных батонов» — рельефных обивок верхней части дверей в «классике».
    Технология была выбрана следующая: на штатный «батон» крепится фанерный каркас с отверстием для установки головок, затем натягивается капроновый чулок, придающий конструкции форму, а после покрытия полиэфирной смолой в 5 слоев — и жёсткость. Потом всё обтягивается винилом.
    Угол установки опорного кольца под среднечастотник выбирался так, чтобы ось излучения динамиков проходила через середину высоты лобового стекла на равном расстоянии по горизонтали от стойки и плоскости симметрии машины. То есть как бы на центр половины лобового стекла. Фактически — прямо перед лицом слушателя с каждой стороны. В дальнейшем, при прослушивании, была сделана корректировка направленности «серединки» за счет вращения корпуса среднечастотной головки в обойме, благо Ivolga — одна из немногих купольных головок, дающих такую возможность. На мой взгляд, сцена получилась довольно высокой и широкой, глубина просто поразила, одним словом результат меня очень порадовал.

    Работа над сабвуфером начиналась с изготовления макета. Когда выяснилось, что удаётся набрать требуемый объём, были изготовлены все 17 фанерных деталей, корпус собран и установлен на место. За жизнью сабвуфера можно наблюдать через прозрачное окно. Для этого же внутри устроена подсветка

    Подиумы под мидбас изготавливались в такой последовательности. Сначала были выпилены формы подиума и кольца, затем все было собранно, а при помощи шпатлевки была получена желаемая форма. Затем весь подиум обтянул винилом, а нишу кармана изнутри оклеил обивочным карпетом.
    Сабвуфер я твёрдо решил ставить в передней части салона, мне показалось несолидным класть ящик на пол багажника «классики». Поэтому выбрал 8-дюймовый Diamond Audio, по рекомендациям изготовителя, для него необходим объём закрытого ящика всего 14 л, такой объём можно было попытаться найти на месте бардачка в приборной панели. Чтобы это проверить, пришлось изготовить макет из пенопласта. Обмер показал: можно получить даже несколько больший объём, у меня вышло 17 л чистых.
    По размерам макета изготовил корпус из фанеры, всего — 17 деталей (так совпало: по детали на литр объёма). Кстати, в процессе прослушивания объём понемногу уменьшал пенопластовыми «кирпичиками» и в итоге остановился на 14,7 л, что почти точно совпадает с рекомендованным значением. От макета готовый корпус отличается, помимо прочего, и тем, что сделаны окна для контактной «чашки» и прозрачного окна, через которое видно подсвеченные внутренности ящика.
    Причина, по которой было решено установить тыловую акустику, проста. Когда требуется продолжительное звуковое сопровождение, скажем, на природе или даче, дабы сберечь энергию аккумулятора, выключаются усилители и включается тыловая акустика напрямую «от головы». В обычное время, когда машина используется по назначению, тыловая акустика отключена.
    Усилители решил крепить под передние сиденья: во-первых, потому что багажник хотелось оставить совсем нетронутым, во-вторых, чтобы свести к минимуму потери по проводам, ведь все остальные компоненты расположились в передней части автомобиля.
    В задней полке живёт пара «Блаупунктов», модель уже забыл. Они играют «от головы» на стоянке. На пляже, скажем, или когда шашлык...

    Несмотря на это, до настроек можно добраться без труда. Кроме этого, сабвуферный усилитель Audio Art комплектуется выносным (дистанционным) регулятором баса и регулировкой подъема баса на выделенной частоте, так что сложностей с регулировкой практически нет.
    К усилителям от аккумулятора был проведен не только плюс, но и минус питания. Рядом (практически вплотную) с сабвуферным усилителем Audio Art расположился конденсатор Fusion 1.0F. На фронтальную акустику работает усилитель Ivolga BG-502, расположенный под водительским сиденьем. Пассивные кроссоверы из комплекта Ivolga SB-6.0 были внедрены в заново изготовленные кикпанели автомобиля. А за кикпанелями, обернутые в битопласт, чтобы не издавать призвуков, расположились фильтры среднечастотников Ivolga CS-2,5 MID.
    Так как в дверях разместились и мидбасы, и среднечастотники, из дверей выходило две пары проводов по 2,5 мм2 в довольно серьезной изолирующей оплетке, плюс провода электрозамков дверей, ничего не оставалось, как сверлить отверстия под еще одну гофру.
    Для установки CD-ресивера было решено изготовить взамен штатной новую центральную консоль, на ней разместились тумблеры отключения усилителей и включения зажигания. Место штатного замка зажигания заняла «красная кнопка» стартера.
    Изготавливая консоль, пришлось немало повозиться, подгоняя фанерные детали друг к другу. Новая консоль прошпатлевана, загрунтована и покрашена акриловой краской черного цвета. Желаемый результат был достигнут только с третьего раза, как оказалось — маляр из меня неважный. Перед окраской консоль была покрыта антигравием BODY для придания текстуры «шагрень». Как позже выяснилось, подобной текстуры можно достигнуть при помощи грунта, распыляемого под высоким давлением, но в моём распоряжении имелся лишь компрессор от холодильного агрегата, и исходным материалом был выбран всё-таки антигравий. После первой окраски текстура получилась как у наждачной бумаги, всё пришлось счистить и покрасить заново, и не единожды. В конце концов результат был достигнут, а маляр резко повысил квалификацию.
    Закончив все работы над отдельными компонентами и неоднократно прослушав работу системы, после длительных настроек, остался доволен полученным конечным результатом. Собственное мнение объективно подтвердилось вторым местом в классе на проходивших в мае 2006 года соревнованиях FSQ «Волгоградский автозвук». Тот случай, когда к цели надо плыть против течения...

    SUM

    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источник: Pioneer DEH-P5650MP
    Усилители: Ivolga BG 502, Audio Art 100.2RXT
    Акустика: Ivolga SB-6.0, Ivolga CS-2.5 MID, Blaupunkt
    Сабвуфер: Diamond Audio D308

    Алексей КРИШТОПЕНКО, г. Волгоград

    Источник: журнал Автозвук, 11/2006
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa