Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Компонентная акустика Lotus by Seas L5001. Плоды лотоса

    «Но лишь только сладкомедвяного лотоса каждый отведал - мгновенно все позабыл и, утратив желанье назад воротиться, вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны...»

    Гомер, между прочим, «Одиссея». Думается мне, что, выбирая имя для своей автомобильной акустики, норвежцы, основатели SEAS, имели в виду именно эффект питания плодами тропического растения, а не любования его цветами.Народ они, вне всякого сомнения, образованный, без этого не могли бы уже скоро шестьдесят лет выпускать динамики, входящие в первую тройку по популярности у производителей дорогой домашней акустики. Это предположение, конечно, спекуляция своего рода, но не делая предположений, не обнаружишь и истину.
    Истина же заключается, помимо прочего, и в том, что плоды лотоса созревают долго, это не банан. Первая специализированная автомобильная акустика под новой торговой маркой Lotus by SEAS появилась спустя почти ровно полвека после первой неавтомобильной, просто SEAS. В том же 2001 году вашему покорному слуге была оказана честь познакомиться с динамиками, тогда называвшимися CW17E0 01 и CT25AF001, и поделиться с читателями своими впечатлениями в «А3» №5/2001. Плоды лотоса тогда созрели, но как бы не совсем. Представленный на тестирование (и единственный выпущенный в продажу) комплект не был компонентной акустикой в привычном смысле слова. Это была совокупность мидбаса и пищалки, не комплектовавшаяся кроссовером, его вообще тогда не существовало. О чём мы сожалели, поскольку это ограничивало область применения акустики системами поканальной архитектуры.

    Сейчас плоды вызрели окончательно, даже появились новые побеги.
    В наше время под знаменем Lotus by SEAS выступают две модели сабвуферов (10 и 12 дюймов) и два полных, законченных набора двухполосной компонентной акустики с мидбасами в шесть дюймов. Та, что чуть проще, называется L5002 (другое обозначение PS165F), старшая именуется L5001 (она же RS165A/F). Сегодня разговор пойдёт о «старшенькой», и сразу поясню, почему в конце обозначения присутствуют буквы «A» и «F» через дробь.

    Комплект L5001 основывается на мидбасе RW165 (в прошлой инкарнации, что принято в тех краях, где растут и плодоносят лотосы, он назывался на скандинавский манер CW17E0 01) и одной из двух (по желанию) пищалок: RT25A с металлическим куполом (в прошлой жизни CT25AF001) либо RT25F (инкарнация первая, прошлой жизни не было). Конструктивно эта головка не отличается от первой, только мембрана у них не алюминиевая, а тканевая. Есть, правда, ещё одно отличие, настолько основательно законспирированное, что его не то что трудно, невозможно заметить, даже зная всё наперёд. У «металлического» твитера на защитной сетке установлен совершенно невидимый фазовыравнивающий диск из прозрачного пластика, которого нет у головки с мягким куполом. Уже сейчас вы, надо полагать, поняли: нам для теста были любезно предоставлены и те пищалки, и другие.
    Диаметр мембраны у обоих ВЧ-излучателей 25 мм. Корпус рассчитан в основном только на заглублённый монтаж, остальные варианты не приветствуются (что справедливо). Пищалки очень тяжёлые, поскольку помещены в цельнометаллические корпуса с довольно большой тыловой акустической камерой, как у пищалок домашнего разбора.
    Диффузор мидбаса изготавливается из магниевого сплава, но по внешнему виду об этом ни за что не догадаться, поскольку он окрашен красителем типично «полипропиленовой» наружности. Вот смотрите, как разнится подход: у некоторых производителей банальный полипропилен диффузора будет для понта сверкать и полыхать декоративной металлизацией, а у других супервысокотехнологичный магниевый диффузор скромно прикроется матовой краской, выполняющей, надо думать, и другие функции, помимо скромности.

    В центре находится фазовыравнивающая «пуля» диаметром 38 мм, а звуковая катушка, соответственно, не 38 мм, а 39 (и правда, к чему норвежцам гнаться за круглым размером 38,05 мм, сиречь 1,5 дюйма?). Диффузородержатель, разумеется, литой, ширина резинового (конгруентного) подвеса почти 10 мм. Габариты магнита 90 х 17 мм - это немало, но при такой катушке и не слишком много. Над и под полюсными наконечниками установлены медные кольца Фарадея (это известно из описания), которые позволяют компенсировать нелинейность, вызванную модуляцией магнитного потока и снизить индуктивность звуковой катушки, у раннего прототипа это удалось, удалось ли у этого - посмотрим. Рамка решётки монтируется под корпус динамика, соответственно, уплотнительного кольца на ободе нет - конструкторы имели полное право рассчитывать на заказную инсталляцию этой акустики.
    В принципе, в эту серию входит и среднечастотник с диафрагмой 110 мм, но кроссовера для трёхполосной системы пока нет, возможно, он именно сейчас рождается в недрах инженерного департамента SEAS. Двухполосный кроссовер там рождался долго, но теперь - вот он.
    Кроссовер раздельный: фильтры НЧ и ВЧ помещены в индивидуальные корпуса с индивидуальными входами. Это не только подталкивает к включению по схеме би-вайринга (да и би-ампинга с пассивными фильтрами, тоже схема многообещающая), но и исключает перекрёстный эффект, когда катушки из разных полос работают как трансформатор). Одна из двух катушек фильтра НЧ намотана на железном сердечнике сечением 1,7 см2 - обычно у нас обходятся сечением раз в 5 - 7 меньшим. Так что «Лотосу» потребуется всемеро больший ток для достижения той же нелинейности. Вторая катушка намотана на немагнитном каркасе. Здесь же присутствуют три электролитических конденсатора выдающегося качества - два из них включены параллельно, так что с электрической точки зрения конденсаторов два. В общем, фильтр НЧ 2-го порядка, а дополнительная LC-цепочка корректирует АЧХ мидбаса, ещё при знакомстве с прототипом 2001 года мы отметили необходимость такой коррекции на верхней граничной частоте НЧ-головки. У фильтра ВЧ одна катушка на немагнитном каркасе и два полиэфирных конденсатора. И опять мы имеем фильтр 2-го порядка, а «лишний» конденсатор призван корректировать спад на краю ВЧ диапазона. Соответствующего качества джампер служит для выбора уровня твитера: +2/0/-2 дБ.
    Пять лет назад мы для прослушивания вынуждены были включать головки по поканальной схеме, выбирая частоту раздела по своему усмотрению, сейчас можно всё включить штатно и как задумано конструкторами.
    Сначала берём основную комплектацию, с металлическими пищалками. Аттенюатор лучше оставить в верхнем положении, с включённой цепочкой коррекции на верхах. (Так фильтры и поставляются изготовителем.) Даже и так верх немного завуалирован, но благодаря этому звучание не вызывает утомления. Получается немного старомодный, очень «домашний» и очень тактичный звук. Образы чётко зафиксированы по панораме. У бас-гитары совершенно естественное, природное сочетание атаки и рельефа. Контрабас не просто отчётливо слышен, но подан, как в одноимённой пьесе Патрика Зюскинда - как самостоятельный, эффектный и драматичный музыкальный инструмент. Начинаешь слышать массу информации, которая вначале вызывает любопытство, а потом заставляет забыть, что ты сюда пришёл работать, а не слушать любимые джазовые композиции. Мужские голоса насыщенны и эмоциональны, порой даже кажется, что вокалисты немного переигрывают, может, из-за того, что подчёркнуты свистящие звуки. Высокая детальность середины проявила огрехи источника (весьма уважаемой фирмы, кстати), который нас до сих пор устраивал. Скрипки немного тяжеловаты, но отчётливы и музыкальны. Флейте не хватает спокойствия, на дискантах та как будто пытается всем доказать, какой она замечательный инструмент.
    С «мягкими» твитерами (все установки остались те же) скрипки стали легче, и, как ни удивительно, одновременно у них появилась плавность движений. Пробуем переключить аттенюатор в среднюю позицию. Верх стал чуть более сухим, но зато женский вокал приобрёл законченность. Вообще с этими пищалками звук более привычен для нашей отрасли. Но самое интересное, что акустика разыгрывается на глазах, дойдя до этого момента мы поняли, что разбирать «инсталляцию» уже не хочется. Как у Гомера: «Утратив желанье назад воротиться...»

    Кратковременная/долговременная мощность, Вт 250/80
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 96 - 16000/18000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц) 86,5
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), % 0,493/0,547
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), % 1,17

    Параметры Тиля-Смолла


    Fs, Гц Vas, л Qts
    RW165 61,6 9,33 0,450
    RT25A 850/2300 - -
    RT25F 850/2100 - -
    Показатели мощности специфицированы по стандарту IEC 268-5, можно даже сказать, что номинальная мощность должна быть 60 - 65 Вт. Вычисленное значение силового фактора 6,5 Тл м, соизмеряясь с размерами звуковой катушки. Можно сделать вывод, что магнитный зазор достаточно узкий. Чувствительность, будем говорить, средняя (по спецификации на мидбас на 0,5 дБ больше, но так оно и должно быть с учётом потерь кроссовера). На средних частотах в таблице приведены два показателя нелинейных искажений, с использованием «мягкого» твитера средний к.н.и. чуть выше, но и тот и другой устанавливают новый рубеж по достигнутому уровню искажений (вернее - по уровню их отсутствия). На басах тоже всё достойно, но на момент написания данного материала - уже не рекорд.

    Из импедансных кривых головок и системы в целом следует многое. Общий импеданс ведёт себя спокойно, не доставляя хлопот усилителю. Индуктивность звуковой катушки мидбаса действительно невелика, поэтому в ФНЧ кроссовера не было нужды прибегать к компенсации индуктивности цепью Цобеля. Малюсенькая пипка на кривой импеданса мидбасовой головки на частоте 4,5 кГц - не вкравшаяся помеха, а научный факт, иным проявлением которого и пришлось заниматься конструкторам из SEAS, но к этому мы ещё подойдём. Обе пищалки показывают типичные зависимости импеданса для ВЧ-головок с акустической камерой. У них две резонансные частоты: одна - основная частота резонанса подвижной системы (она выше) другая - диафрагмы, взаимодействующей с объёмом камеры (эта - ниже). Нижний резонанс у обеих головок одинаков, верхний - чуть различен, кроме того, у мягкой пищалки несколько выше сопротивление катушки постоянному току, так что идентичность конструкции - только кажущаяся.
    АЧХ фильтров на реальной нагрузке. Необычное решение: частота раздела почти что приходится на «верхний» резонанс любой из пищалок, но конструкторам виднее, тем более что этот резонанс как раз основательно демпфирован. Характеристика фильтра ВЧ не имеет горизонтального участка - на высоких частотах работает корректирующий конденсатор. Теперь взгляните на красную кривую АЧХ фильтра НЧ. Вот назначение дополнительной LC-цепочки в кроссовере: она призвана давить верхний резонанс сверхжёсткого магниевого диффузора, существование которого мы комментировали, ещё когда тестировали этот динамик «в голом виде».
    C «мягкой» пищалкой RT25F осевая АЧХ ровнее, но уже получается дисперсия излучения начиная с частоты 12 кГц. Всё верно, фазовыравнивающий диск не создаёт звуковое давление, он его только перераспределяет. Поэтому там, где его нет (пищалка RT25F), частотный диапазон пошире (отсюда и два значения верхней граничной частоты в таблице), а где есть (RT25A) - поуже, но лучше внеосевая характеристика. Выходит, что там, где есть возможность установить твитеры «в лицо» (реально это означает, что мы имеем систему для «эгоиста», построенную по принципу FTP), предпочтительным будет RT25F, в других случаях возможны варианты.
    В дверной инсталляции нижняя частотная граница (по -3 дБ) 107 Гц при добротности 0,496. То есть номинально бас неглубокий. Но тут (к месту или нет) вспоминается высказывание синьора Аббателли из Hertz. Помнится, у нас проходил текст, что после прослушиваний он сознательно выбрал мидбас с добротностью около 0,4. Здесь мы имеем почти то же, и бас получился на редкость информативным и музыкальным. Тут можно лишний раз напомнить, что в акустике нет канонов, есть лишь рекомендации. Можно на самом деле поместить мидбас и в очень компактный ящик 2,5 л, и вы получите практически такую же нижнюю границу (108 Гц) при добротности 0,92. Субъективно бас наверняка станет «больше», но станет ли он лучше?
    Раздельные АЧХ по звуковому давлению. Потенциальный «магниевый» пик резонанса подавили, что называется, «с походом», а благодаря малой индуктивности мидбаса АЧХ получилась с крутым спадом выше частоты раздела. Частотные характеристики пищалок с существенно разными материалами мембран оказались на удивление схожи, и это абсолютно точно намеренное решение авторов акустики. Ведь перед металлическом куполом поставили фазовыравнивающую пластину, она снижает отдачу по оси на верхней граничной частоте (где обычно металлические купола орут как потерпевшие), в то время как у мягкого купола этой акустической детали нет. По оси излучения АЧХ практически одинаковы, а под углом к ней - различны, и это станет очевидным при взгляде на суммарные АЧХ системы.
    Осевая АЧХ системы выглядит более чем достойно, при этом любопытно поведение на верхних частотах. Оно типично скандинавское, похоже измеряется, например, домашняя акустика Dynaudio стоимостью «мама дорогая», но при этом она и играет «мама дорогая». Не в одной АЧХ дело, это известно. И всё же при аттенюаторе пищалки в верхнем положении и включённой цепи компенсации, воздействующей на АЧХ на самом верху, общая характеристика укладывается в допуск +1,5/-4 дБ во всём диапазоне или в «коридор» шириной 5,5 дБ Напомним: 5 дБ -это норма для студийного монитора.
    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Компонентная акустика 6 дюймов
    КТО
    Lotus L5001
    ПОЧЕМ
    $1020
    ЭТО - ПЛЮС
    Бескомпромиссная конструкция
    Очень низкие искажения
    Информативный красивый бас
    ЭТО - МИНУС
    Требует источника адекватного качества
    Номинально ограниченные басовые возможности
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    «...вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны...»
    РЕЙТИНГ
    Конструкция 9
    Частотная характеристика 8
    Чувствительность 8
    Басовый потенциал 7
    Звук 9
    ИТОГ 41

    Источник: журнал Автозвук, 03/2006. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa