Спорить с этой логикой трудно, раз во Франции по-французски, а в Италии - по-итальянски, то, естественно... Потом детям объясняют, что в Америке говорят по-английски, это предлагается запомнить. Разумеется, детям лгут. Те из них, кто, повзрослев, выучил-таки английский (как следует, «Kate has a plate», чур, не считается), обнаруживают: тогда, сидя на горшке, они интуитивно угадали. В Америке говорят по-американски. Не вдаваясь в нюансы произношения, заметим, что из всех деталей автомобильного кузова только крыша и двери по-английски и по-американски называются одинаково, лобовое стекло - похоже (windscreen и windsheild, если двигаться со стороны Старого Света), остальное - кто в лес, кто по дрова (капот - bonnet и hood; багажник - boot и trunk; крыло - wing и fender и так далее). А это всего лишь кузов всего лишь автомобиля.
«Кадиллак» - машина американская. Это я не ёрничаю и не считаю читателя тёмным, как стёкла пацанского «бумера», это американская машина - по сути, по духу, по характеру. Её, в отличие от «Корвета», не считают американской мечтой, а напрасно. Проведя при подготовке этого материала некоторое время внутри не самого часто встречающегося у нас автомобиля, убедился ещё раз: в самом деле напрасно. Те, кто так считают, просто не понимают по-американски.
Давайте по порядку: что вам надо от хорошей машины? Мощность? Ну, восьмёрка Northstar уж как-нибудь со светофора вас увезёт, мало кто из тех, что стояли рядом, смогут оценить вид машины в профиль, про который остроумнейший из автожурналистов Александр Пикуленко как-то сказал: «Вы когда-нибудь видели бронепоезд на бреющем полёте?» Ключевое слово здесь «полёт», будем это иметь в виду. Причём внутри бронепоезда о существовании и исправности двигателя можно судить лишь по показаниям тахометра.
Новый интерьер построен на сочетании кожи и нубука по меньшей мере четырёх цветов одной и той же бежево-коричневой гаммы | |
Формат головного устройства 2DIN более всего подходит именно для американских машин, там этот размер популярнее, чем где бы то ни было | |
И днём и ночью корзина сабвуфера выставлена на обозрение публики через дюймовое стекло
Итак, чисто американская машина приехала на тюнинг салона и установку звука в студию «Аудиохирургия». Тамошние мастера Томаса Вулфа в оригинале, возможно, и не осилили, но перевод «Кадиллака» с американского на континентальный сделали умело и бережно. Начнём, например (как начали и в «Аудиохирургии»), с того, что при всех достоинствах «американского автомобильного» лексикон этого языка бедноват в части интерьера, даже в люксовых комплектациях STS салон внутри выглядит скучновато. Ему решили добавить американского задора, но с налётом европейского стиля. Новый интерьер построен на сочетании двух материалов, кожи и нубука, по меньшей мере четырёх (если я не сбился со счёта) цветов одной и той же бежево-коричневой гаммы. Незатронутой этим процессом осталась только обивка потолка, для интеграции которой в общую колористику один из оттенков новой обивки выбрали максимально близким к штатному потолочному.
Теперь дело дошло и до музыки. Рассуждения об «американском» и «неамериканском» звуке - это, конечно, миф и самоубеждение, тем не менее какая-то сила стала подталкивать к определённой брэндовой политике при проектировании системы. Всё в ней, кроме головного устройства, было выбрано одной марки: Diamond Audio.
Головным устройством стала мультимедийная станция Alpine IVA-W200Ri размерами 2DIN, что более всего подходит именно для американских машин, там этот размер популярнее, чем где бы то ни было. Место для нового источника было почти наготове, только поначалу его занимал штатный источник Bose. Источник этот ради установки нового был разорён, но лишь частично, чтобы не омертвлять многофункциональный дисплей в центре торпедо. Изнутри центральной консоли был вытащен CD-чейнджер, после чего требуемый объём стал вакантным.
Выбор на роль источника мультимедийного устройства был сделан не по причине устойчивых кинотеатральных пристрастий владельца, напротив, он однозначно определил свои преференции как чистое стерео, без потуг на многоканальность. Однако толика универсальности ещё никому не вредила, благо место для этой толики под рукой. Более того, часть универсальности, предлагаемой IVA-W200Ri, осталась пока в резерве: маленькая буква «i» в конце индекса модели означает легкоусваиваемость новомодных плееров iPod, однако эта особенность мультимедийной станции заказчика привлекала мало, он относится к числу принципиальных противников сжатых форматов. Посчитав, однако, что принципы принципами, а подстраховаться не помешает, установщики потихоньку вывели в бардачок хвост высокоскоростного диалога с iPod, не понадобится - и ладно, гамбургера не просит...
Какую акустику предлагать заказчику, столь радикально отвергающему самую возможность насилия над звуком? Понятно, что не «лопухи» за три копейки. Двухполосный фронт принялись ладить из топовых компонентов Diamond Audio серии D9. Место под мидбасы отвоевали у штатных Bose, которые, правда, попытались отомстить, оказавшись заметно меньше калибра новых динамиков. Выкинув из двери пластмассовую арматуру штатной конструкции и помудрив с металлом двери, мидбасы из комплекта D971 водворили на усиленные посадочные места. Частоту раздела фронта и сабвуфера установили довольно низко, на 65 Гц, семидюймовые мидбасы это легко позволили. Несмотря на врождённую тишину американского «бронепоезда», без виброзащиты его не оставили, в связи с резко возросшим потенциалом звуковой системы родной российский логотип STP украсил «подобивочное пространство» STS почти повсюду.
Пищалки своё право на жилище отстояли также у штатных шедевров работы Амара Бозе. Место им было предусмотрено в углах приборной панели, с работой на отражение от лобового стекла. Переносить места для пищалок не стали по двум соображениям: во-первых, хозяин STS был очень расположен сохранить первоначальную архитектуру салона, ограничив реформы цветом и фактурой, а во-вторых, подушки безопасности в стойках...
Места для пищалок оставили штатные, а с углам наклона повозились от души, при работе на отражение это процесс особенно увлекательный. Даже больше, чем обычно: у STS весьма своеобразная геометрия торпедо - из-за сильно поднятой поясной линии кузова, при которой боковые окна действительно сузились до размера смотровых щелей в броне, верхняя плоскость торпедо находится почти на уровне глаз водителя, с места которого решётки над пищалками видны под углом примерно градусов 10 - 15. Поэтому можно считать, что ВЧ-излучение идёт не на частичном, а на полном отражении.
Тыл, которому по концепции отводилась роль корректора фронтального звука, построили на «внесерийных» компонентах Diamond Audio HEX с сотовыми диффузорами мидбасов. Пищалки тыловой акустики спрятали за те же решётки, что закрывают мидбасы в задних дверях, чтобы устранить ненужный в системе такой архитектуры эффект прямого излучения на верхах. Снизу тыл «подрезан» на 90 Гц.
Сабвуфер здесь - одна 12-дюймовая головка в закрытом ящике объёмом 28 л (по-американски - один кубофут), диффузором смотрящая в люк подлокотника заднего сиденья, а корзину выставившая на всеобщее обозрение через прозрачную заднюю стенку ящика в багажнике (толщиной 25 мм, по-американски - один дюйм). Пол багажника, несколько приподнятый по сравнению с оригиналом, вместил оба усилителя: четырёхканальный D9 800.4 для фронта и тыла и двухканальный D9 800.2 для сабвуфера. Для полного использования его мощности был взят вариант головки с двумя 2-омными катушками, каждая села на свой канал. Был, кстати, другой вариант: взять второй D9 800.4, соединить каналы попарно в мост, а сабвуфер - такой же, но с двумя 4-омными секциями звуковой катушки, однако выбранная схема выглядела как-то логичнее.
В 70 - 80-х на родине «Кадиллаков» за ними закрепилась репутация «автомобилей для пенсионеров». Отчасти затем и были придуманы «бронепоезда бреющего полёта» STS, чтобы сломать этот стереотип. Сломали. Если же говорить об этом, конкретном экземпляре STS, к сносу стереотипа очень успешно приложили руку и наши соотечественники, только они скорее не ломали, а дописали недостающее, на чистом американском...
SQ
Очень любопытную шутку сыграла геометрия салона. Обычно при оценке высоты звуковой сцены идеальным считают, когда она выстаивается на уровне глаз слушателя, и с сожалением говорят о высоте сцены, если она не поднимается выше приборной панели. Здесь она не поднимается. При этом остаётся на высоте глаз, потому что глаза сами - на высоте верхнего края торпедо. Все исполнители, независимо от жанра, гуляют по обтянутой алькантарой просторной и практически лишённой привычного для европейской школы наклона приборной панели, что создаёт довольно комфортную и предсказуемую атмосферу при прослушивании. Я отметил даже интересную особенность этой системы: она почти начисто лишена разрешения по вертикали, зато очень чувствительна к эшелонированию сцены. От этого тестовая запись на «Focal Tools», где карандашом рисуют круги на доске, звучала забавно: круги были отчётливо двухмерными, но... располагались в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у систем (очень редких) с выраженным вертикальным разрешением. Но уж точно не звучали елозаньем карандашом вправо-влево, как это чаще всего бывает, когда разрешения нет вовсе. Равномерность звуковой сцены чисто аналоговыми средствами полностью обеспечить, разумеется, не удалось, но из семи барабанов «слипаются» только два левых, остальные локализуются устойчиво, пусть и не на своих местах, а тональный баланс сохраняется поперёк сцены весьма неплохо. Очень спокойно и ненавязчиво (что не означает скудно) прозвучали низкие басы, их как раз столько, сколько надо, локализация сабвуфера, которая вполне могла бы возникнуть при «голом» диффузоре, смотрящем в салон, на музыке не проявляется совсем, ни на какой, а на убийственной фонограмме мотоцикла без глушителя - в минимальной степени.
RTA
Одного американского кубофута, судя по АЧХ на самых низких частотах, свежему, неразмятому сабвуферу маловато, отсюда и выраженный, но не слишком резкий подъём на 50 - 60 Гц. Ниже этой частоты, однако, отдача сохраняется до самого низа, отчего на слух бас воспринимается вполне корректно. Любопытно, что добрую половину басового «утёса», то есть всё, что справа от вершины на 60 Гц, отыгрывают мидбасы фронта, ведь частота раздела - 65 Гц. Выше, в диапазоне 200 - 500 Гц АЧХ слегка загуляла на салонных стояках, но не сильно, не катастрофически. Очень ровно отыгралась верхняя середина, а самый верх, учитывая, что пищалки работают на отражение и им приходится нелегко, внушает уважение.
SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Alpine IVA-W200Ri
Усилители: Diamond Audio D9 800.4, D9 800.2
Акустика: Diamond Audio D971, HEX S500A
Сабвуфер: Diamond Audio D912D2
СТУДИЯ «АУДИОХИРУРГИЯ», РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА РОМАН МАТВЕЕВ
Источник: журнал Автозвук, 8/2006.
Эстетика апгрейда. Тест компонентных акустических систем Musway MAE6.2C