ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН
Параметрический эквалайзер Soundstream PQ-7
АвтоЗвук №2 2006г., НА КОВЕР! Soundstream PQ-7
Года полтора назад мы не то чтобы сетовали, а так, ностальгировали по временам, когда отдельных активных кроссоверов и эквалайзеров легко набиралось на приличный групповой тест. Сейчас и то и другое — редкость, кроссоверы спрятались в усилители, эквалайзеры стали цифровыми и ушли под крышу головных устройств. Вопрос, казалось бы, решён, на что жаловаться?
Спрятались некогда гордые и самостоятельные устройства в чужие корпуса не со страху, а от прогресса. У которого всегда найдутся не только поборники, но и противники. Не будь они сильны, вид вакуумных ламп и виниловых пластинок стал бы для нас таким же забытым, как карбюратор или жестяной бампер у автомобиля. Этих победить удалось, а аналоговые средства обработки звука имеют куда более энергичных защитников, не случайно в международной спортивной классификации по автозвуковому спорту в XXI веке появилась категория Pure Passive (по-нашему, «Беспроцессорные системы»), где цифре позволяется пробежать от головки CD-транспорта до микросхемы ЦАПа — и всё, дальше ни шагу.
Свои позиции на фронте аналоговых эквалайзеров сдали считавшиеся некогда непобедимыми торговые марки, как, например, Phoenix Gold, третьоктавные приборы которого были почти обязательной принадлежностью соревновательной системы 90-х годов прошлого века. Или PPI, у которых были чумовые параметрические приборы. Выпавшее из рук опытных бойцов знамя подхвати ла фирма, весьма знаменитая в других отношениях, но прежде не проявлявшая большого интереса к аналоговым эквалайзерам. Soundstream.
Одна из последних разработок — классический параметрический эквалайзер PQ-7. Слава богу, выбирая индекс для этой модели, фирма не стала мудрить, поэтому вышло коротко и ясно: параметрический и семиполосный. Упомянутое последним обстоятельство довольно любопытно. Принято считать (а значит, и принято делать), что графический эквалайзер — это когда полос много, но в каждой регулируется только усиление. Параметрический корректор может иметь мало полос (частенько даже у продвинутых приборов их было 4 — 5), поскольку и центральная частота любой полосы, и её ширина могут выбираться по произволу. В этом отношении PQ-7 приятно выделился из общей картины. Хотя и не совсем. Дело в том, что семь полос полностью параметрической коррекции разделены в PQ-7 между шестью каналами. Два приписаны к фронту, два — к тылу и два — к сабвуферу.
Частотные полосы поделены между парами каналов не поровну, а, скорее, по-братски. Фронту — как положено если не всё, то побольше, чем остальным, четыре полосы. Тылу предложено обойтись двумя полосами, сабвуферу — одной, последнее сожаления не вызывает: сабвуфер в машине работает, по существу, в пределах двух нижних октав надо быть очень невезучим, чтобы в таком узком частотном диапазоне огрести более одной области, требующей частотной коррекции.
Однако, чтобы не обижать стол! важную для нас часть аудиосистемы сабвуферной секции подогнали два бонуса, один из которых — даже навороченный. Во-первых, в составе сабвуферной секции есть плавный регулятор фазы. Во-вторых — регулируемый сабсоник, наворот последнего в том, что, помимо частоты среза фильтра инфранизких частот, регулируется и добротность.
Внешне PQ-7 устроен предельнс сдержанно, в полном соответствии ее своей классической схемотехникой. Прямоугольный корпус размерами с половинку компактного усилителе (сходство подкрепляется пусть не совсем функциональным, но зрительно уместным оребрением боковых секций) Кстати, оказалось, что прибор обладает неплохим аппетитом: потребляемый ток около ампера, и при длительной работе даже заметен небольшой нагрев корпуса. К корпусу прихвачена рамка, с помощью которой эквалайзер можно врезать в монтажную плоскость, а не установить поверх неё, если такова концепция дизайна системы. Рамка съёмная, цена вопроса — четыре винта.
Боковая плоскость — место обитания всех разъёмов: шесть входов-выходов RCA и гнездо колодки питания с ремоутом. Остальное и главное — на верхней плоскости. Для каждой частотной полосы выстроены в шеренгу три регулятора: центральной частоты, добротности (ширины полосы) и усиления/ослабления в выбранной полосе частот. Как говорилось, первые четыре полосы относятся к входам-выходам, обозначенным Front. Полосы покрывают большую часть звукового диапазона, причём с взаимным перекрытием. Пределы регулировки частоты таковы: 30 — 350 Гц; 100 — 1000 Гц; 330 Гц — 3,3 кГц и 1,5 — 15 кГц. У каналов, размеченных под тыл (Rear) полос две: 200 Гц — 2 кГц и 1,5 — 15 кГц.
Усиление-ослабление в каждой полосе может быть установлено в диапазоне от -10 дБ до +10 дБ, добротность — от 0,5 (широкая полоса) до 20 (узкая).
Говоря формально, такое распределение ресурсов означает, что если, скажем, система построена по схеме «фронт + сабвуфер», фронту достанется только четыре полосы, поскольку входы-выходы сделаны раздельными. Однако если система настолько продвинута, что в ней предусмотрено место для эквалайзера, велика вероятность того, что она будет устроена по принципу по-канального усиления. Тогда сам бог велел наплевать на обозначения Front и Rear и использовать первый, четырёхполосный блок регуляторов для канала мидбасов, а второй — для пищалок, для которых, правда, практически полезной будет только одна полоса, 1,5 — 15 кГц. Или же, если применена 2,5-полосная схема с тремя излучателями на сторону, три полосы блока Front (кроме последней, у которой нижний предел 1,5 кГц — не для трёхполосной схемы) будут обслуживать басовики, а обе полосы блока Rear — СЧ и ВЧ-акустику, работающую от одного канала усиления через пассивные фильтры. В общем, пространство для манёвра есть.
Сабвуферная часть системы может параметрически корректироваться на одной центральной частоте, выбираемой от 20 до 180 Гц (по разметке на панели, как на самом деле — потом проверят специально тренированные люди). Частота среза сабсоника, по той лее разметке — от 10 до 80 Гц, добротность — от 0,5 до 1,2. Сабсоник сделан неотключаемым, предполагается, что при таком низком значении нижнего предела регулирования это не обязательно. Проверим. Регулятор фазы, понятно, размечен от 0 до 180 градусов.
Полный частотный диапазон (+0/-1 дБ), Гц | |
Front/Rear | <4 – 29 000 |
Sub | 15 – 29 000 |
Максимальное выходное напряжение, В | 8,1 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 97 |
Переходное затухание, дБ | 79,5 |
Коэффициент нелинейных искажений, % | 0,006 |
Габаритные размеры, мм | 250 х 100 х 45 (рамка 265 х 150) |
Прежде чем заняться регулировками, отметим: у PQ-7 весьма внушительный запас по входному-выходному напряжению, 8 В RMS проскакивают без проблем, и очень низкие нелинейные искажения. Усиление прибора — единичное, сколько на входе — столько на выходе, что, по нашему мнению, есть некоторый минус: ценой регулятора общего усиления прибор превратился бы из просто эквалайзера в драйвер-эквалайзер.
Предельные случаи коррекции в сабвуферных каналах. Реальные пределы перестройки центральной частоты заметно отличаются от разметки регуляторов и составляют от 30 до 290 Гц, чего, заметим, по-любому достаточно.
Примеры регулировочных возможностей каналов Front и Rear. Глубина коррекции в зависимости от установленной добротности и частоты может составлять от 8 до 12 дБ. Интересно заметить: поскольку устройство аналоговое и полосы совершенно независимы, можно двумя регуляторами корректировать одну и ту же частоту. Не лишённые некоторого эротизма зелёные кривые — пример такой коррекции. Одним регулятором на этой частоте сделан широкий провал (при минимальном Q). А потом другим в центре образовавшегося провала поставлен высокодобротный пик. Забавно. Это — только часть фокусов, которые легко осуществлять с помощью аналогового параметрика и практически невозможно — с помощью цифрового.
«Бонусы» сабвуферного канала. Неотключаемый сабсоник обеспечивает, тем не менее, нижнюю граничную частоту 15 Гц (при частоте среза, установленной на 10 Гц и добротности около 0,9). Регулятор фазы действует безупречно: изменение фазы на выходе на частотах 100 Гц и ниже — от 170 до 200 градусов.
ЧТО | Параметрический эквалайзер | |
КТО | Soundstream PQ-7 | |
ПОЧЕМ | $209 | |
ЭТО – ПЛЮС | Гибкость в применении Интересные возможности басовой коррекции Продуманная конструкция | |
ЭТО – МИНУС | Нерегулируемое общее усиление | |
ОДНИМ СЛОВОМ | Последний (и довольно сильный) оплот аналоговой техники | |
РЕЙТИНГ |
| |
Технические характеристики | 8 |
|
Оснащенность | 8 |
|
Возможности коррекции | 9 |
|
Интерфейс | 8 |
|
Эргономика | 8 |
|
Итого | 41 |
|
|
| |
|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll| |
|