Особенно там, где во главу угла ставятся компактность и экономичность. А если взять в расчёт и эксплуатационную надёжность, то к очарованию винила и теплоте ламп добавляется изящество дискового транспорта, присоединяющегося к клубу пенсионеров. В домашних аудиосистемах пенсионный возраст ещё можно как-то увеличить, в автомобильных — труднее, в мотоциклетных — совсем никак. Так что появление в нашем поле зрения мотоцикла, оснащённого практически полностью цифровым трактом, меня даже не особо удивило: должен же кто-то сделать первый шаг?
Впрочем, не трактом единым интересен этот мотоцикл. Вот немного цифр: данный экземпляр с двигателем объёмом 1,8 л сошёл с конвейера в 2005 году, и вскоре выпуск модели был прекращён — в своём роде это «последний из могикан». Мне даже захотелось пересмотреть фильм «Easy Rider» сорокалетней давности — до того этот мотоцикл напоминает чопперы (давности такой же)...
В исходном состоянии мотоцикла музыка на нём, в общем, была. По меркам прошлого века это считалось бы круто, по нынешним понятиям — никак. Звуковую концепцию системы изложили в форме древнейшего, почти библейского императива автозвука: «громко и чисто». Пункты первый и второй в пояснениях не нуждаются, но был и третий: это не коллекционный экземпляр, на котором два раза за сезон выезжают покрасоваться на тусовку (с джипом охраны сзади или без него, это — по деньгам), а рабочая лошадка, на которой путешествуют далеко и долго. Поэтому требовалось сохранить не только стиль мотоцикла, но и центровку, управляемость, вместимость и прочие эксплуатационные характеристики. То есть компоненты должны быть лёгкими, компактными, экономичными и притом «громкими и чистыми». Это означает: всё, что можно — в цифре, да и цифры должно быть немного...
Схема системы рождалась не совсем просто, к тому же неоднократно пересматривалась уже в процессе работы. В качестве источника сигнала первоначально предполагался лишь iPod (кто бы удивился), однако потом хозяин мотоцикла вспомнил, что ещё и радио послушать неплохо. Схему в очередной раз подкорректировали, так в системе появился бездисковый Kenwood KMR-700U морского исполнения — пылевлагозащищённый, с герметичной док-станцией под iPod/iPhone или USB-носитель. К порту USB можно подключить и флэшку, и винчестер — жаль, не поддерживаются несжатые аудиоформаты, но мотоцикл не лимузин, давайте будем реалистами.
Полуторадиновую «голову», несмотря на морской вариант, спрятали в задний кофр, не столько из соображений метеорологии (не такое выдержит), сколько на основаниях общего стиля (это — материя более хрупкая). А для управления на руле слева установили проводной пульт Kenwood KCA-RC107MR — естественно, тоже морского исполнения. Вписался он туда как нельзя лучше, качающаяся кнопка-джойстик аккуратно легла под большой палец.
Акустическая система разнесённая: три полосы на фронт, мидбас на тыл и сабвуфер. Дело в том, что трёхполосный фронт на мотоцикле — необходимость, а не роскошь. Установить мидбас в корпусе нужного объёма (чтобы был не только «мид», но и бас) можно только на дугах, для средних частот это низковато, их бы хорошо поднять до руля. Зато при таком («в лоб») расположении мидбасов частоту раздела НЧ и СЧ получится сделать довольно высокой — 500 — 700 Гц. Это позволяет использовать малогабаритные среднечастотники, с размещением которых на руле проблем не предвидится. С пищалками — тем более.
На тыл мотоциклетной системы, как неоднократно показала практика, «необходимо и достаточно» поставить только мидбасы, они здесь не мешают, а помогают фронту, пищалки же лишние. Сабвуфер — само собой, без него на открытом воздухе делать нечего.
Собственно, для мотоцикла-одиночки придумать иное решение вряд ли возможно, даже размещение акустических компонентов подчиняется одной и той же схеме с минимальными вариациями. Зато настоящий простор для творчества открывается при выборе компонентов. Поскольку идеала в природе нет, принципы «каждой твари по паре» и «от каждого по способностям» при подборе акустики оказываются наиболее действенными. Пробовать приходится немало, зато в результате каждый компонент наилучшим образом выполняет поставленную задачу. А то, что при этом в одной упряжке оказываются изделия, различающиеся по цене в несколько раз, ничего удивительного, у маркетологов свои счёты, у нас — свои...
Несмотря на кормовое расположение, бездисковый Kenwood — мозг системы | Вместо диска здесь герметичный отсек для айпода |
Среднечастотное звено уже от другого производителя — Hertz HV-70. «Трёхдюймовочки» установлены в закрытых корпусах, оформленных как продолжение амортизаторов переднего колеса. Не буду тратить слова — на фотографии это видно хорошо. Объём каждого корпуса 0,33 л. Знакомые цифры? Здесь они играют две роли сразу: в качестве оправки для выклейки корпуса использовались алюминиевые баночки именно этой, столь популярной в народе, ёмкости — оказалось, что их диаметр подходит идеально. Правда, с окраской корпусов «под хром» пришлось повозиться, зато ансамбль получился что надо — я долго искал на руле среднечастотники, так хорошо они замаскировались под штатные детали...
Пищалки и среднечастотники подключены через пассивный кроссовер от трёхполосного комплекта Hertz HSK 163. В нём предусмотрена ступенчатая регулировка уровня сигналов (-2, 0, +2 дБ), она пришлась очень кстати, и фильтры — как было задумано: полосовой СЧ — первого порядка с частотами среза 500 Гц и 4,5 кГц, фильтр пищалки — второго порядка с той же частотой среза 4,5 кГц. Фильтр мидбаса не используется, в данном случае (когда известно, что ФНЧ первого порядка) его можно даже не отключать, на работу усилителя он никак не влияет. Вот неотключённый (считай — невыпаянный) ФНЧ второго порядка способен огорчить усилитель до невозможности, но это так, к слову.
Фронтальные мидбасы E.O.S. Opera 13 установлены на дугах в закрытых корпусах сложной формы объёмом по 5,5 л каждый, для «пятёрок», даже басовитых, какими по традиции делаются «Оперы», этого вполне, без натяжек, достаточно. Корпуса обтянуты кожей в стиле сумок мотоцикла. Работают мидбасы в полной полосе частот, до естественного спада АЧХ — с учётом влияния коленок и диаграммы направленности мидбас отлично стыкуется с полосой средних частот.
Тыловое акустическое звено — самое сложное в конструктивном отношении. Компактный с виду центральный кофр, изготовленный целиком из стеклопластика, разделён на четыре отсека: два для тыловой акустики, по одному для сабвуфера и головного устройства. Для каждого из тыловых мидбасов E.O.S. Opera 16 предусмотрен объём по 8 л, для сабвуфера — 25 л. Мидбасы расположены достаточно традиционно — по бокам задней спинки, а вот сабвуфер не сразу и найдёшь. Десятидюймовая головка Polk Audio MM1040 установлена в центральном отсеке диффузором вниз, а перед ней — небольшой туннель, образованный отсеками тыловых мидбасов. Обратите внимание на фото, это уже не классический ЗЯ, а что-то переходное к бандпассу, с резонансной камерой перед диффузором. Отсек под головное устройство сзади, по центру кофра, и закрывается не крышкой, а кожаным клапаном, позаимствованным у «родной» мотоциклетной сумки. Стиль должен быть выдержан во всём. Кстати, мидбасы и среднечастотники закрыли чёрными решётками от акустики Morel — они прекрасно вписались в общую концепцию мотоцикла.
Усилитель... А давайте честно, вы ожидаете здесь какого-либо иного усилителя, кроме импульсного (традиционно, пусть и не совсем справедливо, называемого «цифровым»)? Вот и мы не ожидали. Усилителем работает «цифровой» (импульсный, но так ведь тоже понятно?) и самый компактный на сегодня для своей мощности и «канальности» Alpine PDX5. Со всеми своими пятью каналами он установлен в правом кофре, и там ещё осталось немало места для необходимых в дороге мелочей. Так и предполагалось: всё — «по цифре», а цифры — немного...
RTA
Ход АЧХ в основном подтвердил результаты прослушивания. Провальчик на нижней середине оказался таковым лишь на фоне горбика в области 200 — 300 Гц, который и придаёт рельефность басу. Дальше всё ровно и пристойно, с монотонным подъёмом к высоким частотам. Даже 16 кГц воспроизводятся отменно. Небольшой выброс на 5 кГц (это вблизи частоты раздела СЧ и ВЧ) на слух замечен не был — значит, простим. Бас от 50 Гц идёт ровно, да и 40 воспроизводится с ослаблением в 4 дБ — а это прекрасный показатель, для открытого-то пространства.
SQ
Прослушивание проходило на улице — для полной чистоты эксперимента. Сцена — великолепная, высокая и стабильная. Само собой, абсолютно симметричная... Тут оценка — максимально высокая.
Тональный баланс очень приятный, хотя и с некоторыми особенностями. В области нижней середины ощущается небольшой провал, область верхней середины — наоборот, немного выделена, но в движении это определённо пойдёт на пользу. Там уже точно будет не до нюансов.
Бас отличный — чёткий, упругий и рельефный, несмотря на отсутствие поддержки в виде передаточной функции и компактное акустическое оформление. Не иначе, помогла фронтальная акустическая нагрузка диффузора.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Kenwood KMR-700U + iPod / iPhone
Пульт ДУ: Kenwood KCA-RC107MR
Усилитель: Alpine PDX5
Акустика: ESX QX6.2AT, Hertz HV-70, E.O.S. Opera 13, E.O.S. Opera 16
Сабвуфер: Polk Audio MM1040
Студия: GL-Audio
Руководители проекта: Владимир Шорохов и Игорь Гоглов
Источник: журнал Автозвук, 06/2011. Рубрику ведёт Железный ШИХМАН
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором