Сегодня это уже не шутка. Это называется «оснащение автомобиля аудиосистемой соревновательного уровня». Длинно, зато по делу.
Внимательный читатель (а другие сегодня не пришли) уже заметил, что этот проект — «междугородний». Василий (хозяин машины) как-то заехал в Eclectic Audio обсудить некоторые идеи по оснащению нового автомобиля. Виталий в данном случае выступил в роли руководящей и направляющей силы, другой его проект, не связанный с дальними переездами, тоже есть в этом номере, так получилось, а я не нахожу причин, чтобы этого избегать. Работают люди, нам за ними только успевай... Впрочем, я отвлёкся. «Легенда российского автозвука» предложения выслушал и выдвинул свои, встречные. В итоге синтеза идей и родился этот творческий союз. Расстояние, разделяющее Москву и Орёл, не препятствовало обмену мнениями и даже наоборот — помогло рождению новых технологических приёмов, да и время для размышлений в пути найти легче.
Итак, обо всём по порядку. Как заведено в этом несовершенном мире, Land Rover Discovery 4 был оснащён всем необходимым, кроме достойной аудиосистемы. Ситуация стандартная. Даже очень. До оскомины. Обычно в таких случаях следует не менее стандартное решение: заменить всё, что можно — с максимальным сохранением объёмов, дизайна и функций. В общем, желание понятно, учитывая универсально-семейное применение большинства автомобилей этого класса. А тут случай был особый, в статистику не укладывающийся, а потому требующий серьёзного вмешательства. Впрочем, у нас каждый случай — особый...
«Этот маленький шаг...» Присутствие в системе мощнейшего процессора нашего времени выдаёт только крошечный блок управления | |
Штатные места для мидбасов в дверях Disco 4 расположены высоко, и это иоказалось кстати. Задние, разумеется, остались вакантными |
Чтобы увязать столь противоречивые требования, систему разделили на две части — «кастом» и «сток», раздел прошёл как бы по экватору... или нет, намного ниже, где-то в районе «ревущих сороковых». Салон — облагородить, но максимально сохранить стиль. Багажник — принести в жертву искусству и всю «художественную» часть системы сосредоточить там. Разработкой и выполнением художественной части проекта занимались в Орле, Москва готовила технические директивы...
Выбирая структуру новой системы, последовали рекомендациям «легенды»: трёхполосный фронт, никакого тыла, а сабвуфер — сдвоенный, хотя и не стереофонический, чтобы полностью исключить возможную привязку звука к сабвуферу. Это во-первых...
Во-вторых, каждому динамику (включая сабвуферные) — свой усилитель, как в профессиональных системах звукоусиления. Иначе победный звук не выстроить.
В-третьих, все динамики — Brax Matrix, это была настоятельная рекомендация руководителя московской студии. Уникальные особенности этой акустики здесь не раз вытягивали самые безумные проекты, а этот обещал быть одним из таких...
В-четвёртых, никаких встроенных в усилители кроссоверов. Только процессор.
Вот с процессора и начнём. Выбранный для этой системы Audison bit one умеет, в принципе, делать две ключевые для аудиосистемы операции. Первая — собирать воедино сигнал со штатного головного устройства. Если оно остаётся на месте и в особенности если оно как-то преобразует сигнал, делит по полосам, вводит коррекцию и тому подобное. Вторая операция обратна первой: раскладка каналов, частотная и временная коррекция, но на этот раз — по сценарию автора аудиосистемы, а не автомобиля.
Со стороны салонат трудно заподозрить, что творится по другую сторону «ревущих сороковых», даже вплотную приблизившись к ним... | Даже расчистив себе путь... |
Участь bit one в этой системе несколько облегчили, подготовив для него нормальный сигнал ещё на входе. Для этого «голову» доработали, добавив линейный выход, а чтобы сигнал не потонул в шумах, установили буферный линейный усилитель собственного изготовления. Я уже как-то замечал, что подобные устройства прекратили выпускать совершенно зря — пускай это не нужно современным «головам» с напряжением линейного выхода 2 — 4 В, но для подключения слабосильных OEM-устройств очень полезно. Иначе в погоне за помехозащищённостью приходится иной раз предпочитать линейным выходам выходы уровня громкоговорителей (на что, в числе прочего, тоже рассчитан bit one), но качество сигнала здесь уже, разумеется, не то.
Дальше сигналы поступают на три усилителя. Для создания столь выдающейся системы и усилители нашли мегаэксклюзивные — Soundstream Human Reign. Те самые «усилители с человеческим лицом», которых было сделано немногим более полусотни — и в своё время семь из них попали в Россию. Где скрываются четыре оставшихся, я не знаю, а три — вот они, в багажнике, можете пересчитать.
Усилители выглядят одинаковыми, таковыми не являясь. Два из них — двухканальные, один — четырёхканальный, он, как более деликатный, занимается СЧ и ВЧ-динамиками. За бас и суббас отвечают более мощные двухканальные усилители. При таком построении системы исключается взаимосвязь каналов через общий блок питания, да и сабвуферы становятся совершенно независимыми. Интермодуляционные и нелинейные искажения снижаются, потенциал каждого компонента используется до конца.
Теперь можно перейти к акустике. Низкочастотные динамики фронта установлены в штатные места в дверях. Расположены они весьма удачно, поэтому потребовалось только доработать посадочные места. Для этого изготовили фасонные проставки из многослойной фанеры и притянули их к металлу двери. Фронтальные среднечастотники установлены не совсем обычно — в треугольниках зеркал, а пищалки вынесены на стойки лобового стекла прямо над среднечастотниками. Это я тут много слов написал, а на фотографиях всё с одного взгляда понятно.
Всю машину, включая пластиковую облицовку, основательно демпфировали. Даже слишком основательно — вес использованных вибродемпфирующих материалов известен точно — 137 кг! Монтаж системы — самостоятельное произведение искусства. За спинками задних сидений скрывается сложная конструкция, на которой смонтирован процессор и вся проводка, напоминающая распределительное хозяйство небольшой электростанции. Конечно, есть и дополнительный аккумулятор Stinger, и реле зарядки. Силовые кабели GL Audio, сигнальные — Analysis Plus, есть такие...
Но это, так сказать, изнанка системы, впечатляющая инженера, но не рядового зрителя. А лицом системы (и в прямом смысле тоже) стали обращённые в багажник три усилителя и два десятидюймовых сабвуфера Brax Matrix 10.1 в закрытых корпусах объёмом по 24 л («десятка» — выбор чемпиона, где-то в этом номере я это уже замечал). Для сабвуферов изготовлены литые грили, выполненные в том же стиле, что и корпуса усилителей. Таким же образом сделаны новые решётки в боковинах багажника и табличка с логотипом на полу багажного отсека. А корпус, несущий усилители и сабвуферы, — монолит из смолы. Получилась превосходно звучащая и потрясающе эффектная система. На настройку, учитывая неимоверное число «степеней свободы», предоставляемых bit one, было положено немало сил и времени, но усилия оправдались: первое место на соревнованиях в Твери заслужено по праву. Вернее — по техзаданию. Выигрыватель...
RTA
АЧХ весьма необычная — не плоская, а с монотонным подъёмом к краям диапазона. Критически настроенный глаз сразу замечает на АЧХ бугорок на 40 и 50 Гц — он-то и придаёт монументальность басу. А ниже — сами видите, как идёт. Всё-таки «десятка» — выбор... или я уже говорил? Небольшая неравномерность в диапазоне 630 Гц — 1 кГц на слух замечена не была — потому что небольшая, соседние частотные полосы отличаются по уровню незначительно. В районе 1 — 2 кГц располагается фирменная «ступенька Карева», придающая выразительность вокалу. Так что каноны канонами, а слух — лучший судья. Других поводов для обсуждения АЧХ как будто не даёт...
SQ
Первое, что бросилось в уши при прослушивании — могучий бас, очень выразительный даже на средней громкости. При громкости выше 90 дБ его было даже в избытке. В общем, правильно — на площадке соревнований с открытым багажником без такого баса делать нечего. Но и в салоне звучание не напрягает, весь бас (и суб, и мид) очень вкусный и сочный.
И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное и при этом исключительно детальное. «Виновник» очевиден — полная поканалка, никто никому не мешает, «многостаночников» нет. Макро- и микродинамика отменные — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра не превращается в кашу, и шумы процессора на слух незаметны. За это отдельное спасибо «горячим» усилителям, грамотной структуре тракта и правильно подобранным уровням сигнала. Я уж ограничусь одним общим «спасибо», потому что иначе придётся хвалить каждый компонент и каждое техническое решение.
Сцена великолепная: равномерная, высокая и симметричная — при таком расположении среднечастотников и пищалок иначе и быть не могло, а процессор окончательно расставил всё по местам. Неудивительно, что после прослушивания тестового диска AMT в ход пошли диски из коллекции хозяина. Засиделись мы тогда основательно, но это время к потерянному я бы не отнёс...
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: штатный
Процессор: Audison bit one
Усилители: Soundstream Human Reign 4, Soundstream Human Reign 2
Акустика: BRAX Matrix 1.1, 3.1, 6.1pp
Сабвуфер: BRAX Matrix 10.1 (2 шт.)
Студия: Eclectic Audio, «Эксперт 12V» (Орёл)
Руководитель проекта: Василий Рудой
Технический руководитель: Виталий Карев
Источник: журнал Автозвук, 08/2011.
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120