Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Mitsubishi Lancer EVO VIII. Материализм и маскировка

    Первый раз методы маскировки человек осваивает в очень юном возрасте. И начинает с не самого бесспорного, но, безусловно, самого эффективного. Метод прост: закрыть глаза ручонками, и эффект достигнут полностью. Я тебя не вижу, значит, и ты меня тоже.
    В более сознательном возрасте этот метод снабжается философическим турбонаддувом. Раз я тебя не вижу, то тебя, может, и вовсе нет. Заскорузлый от частого упоминания умозрительный опыт с яблоком, приводимый школьным учителем: существует ли оно, когда спрятано (читай - замаскировано) за непрозрачной перегородкой? И как узнать, если никогда не представится шанс заглянуть за неё? Может, это сплошной обман и надувательство, и никакого яблока там нет и не было, а ты сиди тут, слюни глотай и тверди на все лады: «объективная реальность, существующая независимо от наших представлений о ней...»
    Личный состав нашей редакции безусловно относится к материалистам стихийного склада, о вещах, нами не виденных, не слышанных, не щупанных и не обмеренных, мы предпочитаем говорить «скупо и невнятно», строго в соответствии с рекомендациями в.р.и.о. императора Наполеона Бонапарта. Поэтому, говоря ранее об эффектах звуковой маскировки и неарифметического сложения звука от разных источников, мы много слов не тратили - да, дескать, есть такая штука, сами сталкивались и слышали, но показать инструментально пока не можем. Теперь кое-что можем, правда немного, а то уже давно бы атаковали Нобелевский комитет заявками на матпомощь.
    Салон и кузов оформлены в цветах раллийного триколора Mitsubishi
    Дополнительные контрольные приборы вытеснили CD-ресивер в нижнюю часть консоли, к блоку турботаймера
    Доработанная подвеска остаётся мягкой при небольших перемещениях рычагов, но на полных ходах приобретает спортивную жёсткость
    Доработанная подвеска остаётся мягкой при небольших перемещениях рычагов, но на полных ходах приобретает спортивную жёсткость
    Во время перетяжки дверных панелей заводские рамки динамиков были аккуратно сохранены
    Монтажные чашки твитеров надёжно прикреплены к кузовному металлу передних стоек
    В отличие от «боевых» новые четырёхточечные ремни дают некоторую свободу седокам
    Задняя секция ремней безопасности тянется через весь салон к катушкам преднатяжителя
    Ни расчётная пассажировместимость, ни музыкальные стили не требовали установки тыловой акустики в дверях
    Новые знания удалось получить после визита в студию «Спортмобиль», сотрудники которой предоставили нам нечасто выпадающую возможность не только посмотреть, послушать и померить НЕПОДВИЖНЫЙ автомобиль, пусть и с заведённым двигателем на душевных оборотах, но и познакомиться с его музыкальным характером В ДВИЖЕНИИ. Со скоростью, гармоничной и модели автомобиля, и названию студии. Гармония оказалась полной: после заездов я долго не мог стереть с лица глупую улыбку, вызванную адреналиновой интоксикацией. Придя в себя, замечу, что этот эффект вызывает не абсолютное значение скорости автомобиля, а оперативность, с которой эта скорость приобретается при разгоне и теряется при торможении. Эта закономерность, надо отметить, более фундаментальна, чем кажется поначалу, в акустике лучшими динамиками тоже оказываются те, чьё максимально возможное ускорение при движении диффузора, или импульсная характеристика, позволяет наиболее точно отслеживать форму подаваемого сигнала.
    Однако вернёмся от адреналинов и ускорений к объектам сугубо материального толка - автомобилю и его звуковой системе. Заказчик попросил сделать машину броскую и громкую, в одной посуде. Для уточнения этих двух концепций в материализуемых понятиях технического задания потребовалось несколько месяцев. Собственно же работы по согласованному ТЗ отняли времени намного меньше, около двух недель. Редкий и нетипичный для наших краёв «японский» дисбаланс в пользу планирования.
    В первую очередь изменения механических узлов автомобиля коснулись двигательной установки, которая после комплексной программы тюнинга SX 500 Light получила мощностные распредвалы и усиленные клапанные пружины, топливную систему и систему охлаждения повышенной производительности, контроллер управления двигателем разработки «Спортмобиля», «нулевой» воздушный фильтр, турботаймер и прямоточную выпускную систему. Кроме двигателя изменения были внесены в заводскую подвеску, которая уступила место новой, с прогрессивной жёсткостью, позволяющей передвигаться даже по московским улицам комфортно, но без постоянного срабатывания отбойников. Вместо стандартных двухламповых блоков фонарей головного освещения установлены их аналоги для американского рынка, с третьей противотуманной фарой, лампы ближнего света заменены газоразрядными. Для защиты двигателя снизу смонтирован алюминиевый щит, поставлена растяжка на задние стойки. Надобности в передней растяжке нет, поскольку она входит в базовый комплект и ставится на конвейере. Безопасность водителя и его пассажира обеспечивают новые четырёхточечные ремни, оборудованные преднатяжителем и собранные в зигзаг, прошитый специальной ниткой. В случае аварии нитка рвётся, зигзаг расправляется и сокращает время, когда на тело действуют максимальные нагрузки.
    Исходя из сугубо скоростной, спортивной специализации автомобиля, в состав звуковой системы вошли только самые необходимые компоненты. Два источника, основной CD-ресивер Clarion DXZ948RMP и его однофамилец чейнджер VCZ628 формируют сигнал для четырёх каналов усиления, собранных в одном корпусе марки... снова Clarion APA4300HX. Первая стереопара работает на фронтальную двухкомпонентную акустику, опять Clarion SRS1751HX, а ко второй раздельно подключены две 25-сантиметровые сабвуферные головки, теперь уже DLS OA10. Столь короткая спецификация диктовалась необходимостью ограничить избыточный и пагубный для объёма адреналиновых инъекций вес дополнительного оборудования, что, тем не менее, не сказалось на качестве звукового сопровождения во время инъекций, в чём я смог убедиться во время прослушивания.
    Конкуренция звуковых компонентов и дополнительных контрольных приборов за право попасть на центральную консоль была довольно острой, и, чтобы снизить её накал, специалистам студии пришлось использовать однодиновую рамку от «гражданского» «Лансера». Установленное в неё головное устройство смещено вниз, ближе к рукоятке КПП, а на его место, в центр торпедо, вмонтированы три указателя: температуры масла, давления наддува и напряжения бортовой сети. Турботаймер поставляется в розницу в корпусе, вполне пригодном для наружной установки, поэтому для него отведено место у самого основания «бороды».
    Низкочастотная секция фронтальной акустики традиционно установлена в углах дверей, за штатными защитными сетками. Акустическая подготовка выполнена по самому строгому весовому минимуму, все работы были ограничены запросами со стороны мидбасовых динамиков. ВЧ-динамики смонтированы в накладках передних стоек, и в целях безопасности их посадочные места специально прикреплены к металлическим деталям кузова. Ориентация осей пищалок близка к поперечной на уровне одной трети высоты стоек.
    Блок приборов в заводском гнезде головного устройства состоит из указателей температуры масла, давления наддува и напряжения бортовой сети
    Оба сабвуфера в задней полке закрыты акустически прозрачной накладкой
    Динамики прикреплены к полке в самой широкой части, возле оси автомобиля
    Чтобы торсионы крышки багажника не мешали, вместо них установлены газовые упоры
    Для неспешной езды виброустойчивости CD-чейнджера в заднем крыле хватает с запасом
    Через окно в фальшпанели доступны все регулировки усилителя и цифровые индикаторы
    Акустические свойства багажника остались в первозданном виде, что вкупе с установкой обоих сабвуферных динамиков в акустический экран (буквы ОА в названии модели сабвуферов относятся к разряду «говорящих фамилий»: ничего, кроме Open Air, они означать не вправе) позволило свести к минимуму нарушение развесовки автомобиля по осям. Металлический каркас задней полки усилен, а торсионы, удерживающие крышку багажника в поднятом положении, заменены газовыми упорами. Это дало возможность без помех поместить оба излучателя в самой широкой части полки, ближе к оси автомобиля. Единственный усилитель звуковой специальности установлен прямо за спинкой заднего сиденья и замаскирован фальшпанелью, обтянутой, как и весь отсек, серым карпетом. Через окно в фальше доступны все оперативные регулировки устройства и его контрольные цифровые индикаторы.
    По части боевого раскраса машины подробности исходного ТЗ предписывали использовать раллийный триколор Mitsubishi: красный - серебристый - чёрный. Наружные элементы оформления кузова выполнены аэрографом, а внутренняя начинка представляет собой стильное сочетание гладкой и перфорированной кожи всех упомянутых цветов.
    Замаскированная в недрах заряженного болида система лишь отдельными деталями обнаруживала себя в салоне автомобиля. Умозрительная школьная история с яблоком грозила перейти в практическую плоскость, поэтому, оставаясь верными своему стихийному материалистическому выбору, мы не стали судить да рядить, спрятан ли там какой загадочный сочный фрукт, а, засучив рукава, всё облазили и посмотрели. И даже поездили, на месте пассажира, разумеется. Конечно, руки на коленях дёргались, а ноги безбожно топтали породистый пол спорткара. Таковы были ощущения, данные в такой реальности, мало не покажется...

    SQ
    Вняв букве ТЗ, я решил считать обозначенным там тяжёлым роком редакционный сборник «Gothic Party», весомую тяжесть которого способна поднять не каждая система, и даже не каждая вторая, проверено. Работа компактной аудиоустановки откровенно порадовала плотным и низким басом, хорошей передачей солирующих гитары и мужского вокала (1-й трек). Среди группы ударных (6-й трек) хорошо удалась передача атаки маленьких барабанчиков, скрипки были ненавязчивы, однако верхние обертона отличились некоторой колкостью. 7-й трек, наполненный басом в особой концентрации, был исполнен практически без проблем на громкости, близкой к максимальной. Удивили бесплотные барабаны на 12-м треке, хотя общий музыкальный рисунок композиции сохранился почти без изменений.

    RTA
    Проводить измерения в движущемся автомобиле оказалось довольно непросто. Во-первых, несмотря на «прогрессивную» подвеску, на скорости выше 100 км/ч трясёт не по-детски. Во-вторых, 4-точечный ремень с катушкой хоть и даёт некоторую свободу посадки, но не такую, чтобы ловко манипулировать громкостью CD-ресивера с пассажирского сиденья, пульты ДУ придумали определённо не спьяну. И в-третьих: дурацкая адреналиновая улыбка, она совершенно не даёт сосредоточиться, и лишь загодя составленный план позволил уложиться с измерениями в два ездовых круга.
    АЧХ системы при заглушенном двигателе в очередной раз показала: сабвуфер free air, сделанный на правильно выбранном для этого динамике - это вещь, однозначно. Картина поведения АЧХ на низких частотах может служить иллюстрацией к тесту специализированной фри-эйрной сабвуферной головки, такие там неоднократно появлялись в виде прогнозных характеристк, а здесь возникла в виде реальной, данной в очень ярких ощущениях. Басовая часть, при корректности формы частотной характеристики, очень мощная, но здесь по-другому и нельзя. Свои требования диктует и избранный приоритетный музыкальный жанр, и особенности машины. Для иллюстрации мы сняли АЧХ шума, который аудиосистема должна перекричать на скорости всего-то 100 км/ч, правда сознаемся, в процессе грамотно выполняемого разгона. АЧХ оказалась тоже дай бог, но этот божий дар для аудиосистемы едва ли вожделен. Общее звуковое давление - как при неудачном вступлении новичка на SPL-соревнованиях, а «магнитолка» даже не включалась...
    Возвращаясь всё же к «магнитолке». Нельзя не отметить, что эксперименты с пищалками, производимые фирмой Clarion в последнее время, не всегда приводят к блестящим результатам. Здесь характерная форма АЧХ на верхних частотах привела к соразмерно характерному звучанию верхов. Материя, как кто-то говорил, дана нам в ощущениях...
    Возможности автомобиля в руках одного из сотрудников «Спортмобиля», Юрия Андрианова, вызвали неподдельный интерес публики
    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ
    Макс. скорость, км/ч 253,6
    Время разгона, с
    0 - 50 км/ч 1,68
    0 - 100 км/ч 4,66
    0 - 150 км/ч 10,38
    0 - 200 км/ч 20,69
    на пути 400 м 13,16 (170 км/ч)
    на пути 1000 м 24,38 (212 км/ч)
    Тормозной путь
    Cо скорости 100 км/ч, м 35,7
    Замедление, м/с кв. 10,8
    Со скорости 150 км/ч 75,6
    Замедление, м/с кв. 11,5

    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
    Источники: Clarion DXZ948RMP, VCZ628
    Усилитель: Clarion APA4300HX
    Акустика: Clarion SRS1751HX
    Сабвуферы: DLS OA10

    Студия: «Спортмобиль», руководитель проекта Олег КОМАРОВ

    Источник: журнал Автозвук, 09/2005
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa