Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Dodge Viper. Гадюка необыкновенная

    Viper - это то же самое, что «гадюка обыкновенная», она же - Pelias berus, это уже по латыни. Обыкновенны они в Тверской, скажем, губернии, знаю не понаслышке, хоть улицы мости. К нам же на страницы попадают гадюки затейливые, с наворотами, уж не знаю, как это по-научному. Острота ощущений от встречи с ядовитым гадом со временем притупляется, от первых встреченных норовил подорвать с максимальной резвостью, теперь лишь равнодушно отмечаю характерный шорох в траве.
    Похоже и с машинами, названными в честь пресмыкающегося хищника. Первая «гадюка» марки Dodge появилась в «АЗ» №9/2002 в рубрике «Экзотика», ибо первая, до неё такого не встречали. Время, отделяющее от нас от той поры, прошло, пролетело со скоростью не то чтобы уж очень большой, но так, весьма заметной, примерно 24 часа в сутки. Ровно три года, тридцать пять номеров журнала и 156 повествований о других системах рядового и экзотического происхождения. Вроде бы уже и не такое видали, но есть, по-прежнему есть что-то притягательное в этом необычном распластанном силуэте небольшой двухместной машины. А ведь если вспомнить, та, первая, была куда более «обыкновенной», окрашенной в натуральный гадючий чёрный цвет. Владельца этой машины такой расклад не устраивал.
    Он завернул в MAD Audio и попросил сделать с автомобилем что-нибудь эдакое, ну, чтобы со стороны заметней было. Желаемого результата, как учит нас наука о человеке, можно достичь с помощью пяти сенсорных систем - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Пятое, механизм которого наукой до конца не осознан, руководитель проекта Антон Монтенегро к делу решил не привлекать, сократив список до четырёх, приём пищи за рулём автомобиля дело второстепенное. Даже на родине «Доджа», единственной стране, где это принято делать на систематической основе.
    Форма торпедо и центральной консоли сохранена в оригинальном заводском варианте
    В работу пошло только отверстие под мидбасовый динамик, заводская сеточка твитера выполняет чисто декоративные функции
    Накладные корпуса позволили отодвинуть ВЧ-динамики на максимальное расстояние
    Замок и уплотнители едва удерживают заднее стекло под рабочим давлением сабвуфера
    Для придания «эдакого» зрительного образа весь кузовной пластик «Доджа» (да-да, все наружные панели кузова из пластика) пошёл под ствол краскопульта. И краской, притягивающей взоры сторонних наблюдателей и случайных зевак, было решено считать двухцветный «хамелеон», зелёный с лиловым.
    Очень удобный лакокрасочный материал, способный деморализовать сотрудника ДПС до состояния неходячки. Содержание доноса о нарушении ПДД начинает зависеть от угла зрения, а это - непосильная нагрузка для тонкого и ранимого интеллекта дорожного надзирателя.
    Чтобы усугубить возбуждение нервных окончаний зрительной системы, лампы головного освещения поменяли на газоразрядные, а задействовать кроме глаз ещё обоняние с осязанием оказалось возможным с помощью салона, обтянутого лиловой алькантарой, серой кожей и чёрным ковролином. Кое-что из салонного оборудования, ручки и всякие рычажки оставили в оригинальном заводском пластике исключительно по соображениям практичности - легко моются и чистятся.
    Если бы дело касалось только воздействия на три упомянутые сигнальные системы, то мы бы, скорее всего, прошли мимо этого автомобиля, лишь бросив на него взгляд, исполненный здорового любопытства и немного нездоровой зависти. Но поскольку автомобиль вышел из ворот звуковой студии и побывал в руках далеко не последнего в мобильном звуке человека, наш интерес оказался существенно выше мимолётного.
    О чём, собственно, идёт речь? О компактной (вынужденно компактной, под давлением особенностей машины) системе с двухполосным фронтом и раздельным усилением в полосах верхних и нижних частот, подкреплённой фундаментальной звуковой основой в виде сабвуфера. CD-ресивер Alpine CDA-9833R избавил от необходимости ставить отдельный звуковой процессор с регулируемыми временными задержками. Без них в коротком, маленьком и совершенно не приспособленном для музыки салоне (читай - приспособленном ещё меньше, чем у других автомобилей) обойтись было бы крайне тяжело. Усилителей, на которые поступает сигнал с головного устройства, два, фронтальный 4-канальник DLS CA450 и включённый мостом сабвуферный 2-канальник Lightning Audio S2.300.2. Эти два устройства Антон использовал как самые удобные для доводки, или, как называют эту операцию в узких кругах, твика.
    Вкратце суть твика-доводки усилителей заключается в следующем. Сначала идёт работа с цепями питания, увеличивается сечение плюсовой и минусовой шины, фильтрующие конденсаторы меняются на аналоги большей ёмкости. Затем, если речь идёт об устройстве для работы в диапазоне от верхнего баса и выше, имеет смысл поменять часть активных элементов сигнальных цепей, в основном это касается операционных усилителей. Антон признает, что самые большие проблемы в автозвуке с басами, причём дело не в том, что их мало или много, а в том, что повсеместное использование импульсных усилителей для работы с сабвуферами существенно искажает исходный сигнал и «...превращает контрабас в бас-гитару». Будь для этого инструментальные средства, впору было бы вводить показатель к.б.г. (коэффициента бас-гитарности).
    Доработанные по всем правилам усилительные агрегаты работают на фронтальную акустику DLS R6A и сабвуфер Impact Reference 12.65, тот самый, с гирляндой неодимовых магнитов в моторе. Мидбас из комплекта DLS подключен к акустическим зажимам усилителя напрямую, а твитеры - через неполярные конденсаторы ёмкостью по 1 мкФ. Такой пассивный фильтр первого порядка позволил убрать назойливый горб на АЧХ в районе 8 кГц. Деление сигнала по всем трём полосам оформлено активными кроссоверами головного устройства и фильтром НЧ сабвуферного усилителя. Суббас работает на частотах до 80 Гц, мидбас - от 125 Гц до 3,5 кГц, а твитеры распущены вверх от 3,5 кГц.
    Пластмассовая кожа американской гадюки стоила MAD Audio немалой установочной крови. Чтобы хоть в какой-то степени заглушить панели, пришлось подвергнуть тотальной многослойной обработке не только двери, но и крышу, пол и багажный отсек автомобиля. Основным ограничением по количеству вибродемпферов и шумоизоляторов STP стал дорожный просвет, который хотелось хоть какой-нибудь сохранить, чтобы «Додж» не стал ползать по асфальту, как подсказывает его имя, а всё же катился бы по нему.
    ВЧ-секция фронта установлена на максимальном удалении от слушателей единственного ряда сидений, по углам торпедо, возле основания передних стоек. Предложенная конструкторами автомобиля дверная диспозиция была отвергнута немедленно и с гневом: когда пищалка «дует» в локоть, никакая временная задержка не поможет. Высокочастотники смонтированы в небольших накладных подиумах, которые направляют их оси в центр короткого салона, над рычагом ручного тормоза.
    Мидбасам традиционно отведены дверные объёмы, история создания которых в царстве пластика заслужила бы отдельной развёрнутой статьи. Заданное формой дверной обивки место монтажа динамиков является не самым лучшим выбором с учётом высоты центрального тоннеля, поперечные резонансы салона отравляют жизнь установщикам даже в самых безобидных случаях. Но ничего, справились.
    Установка сабвуферного корпуса в багажнике потребовала изъятия запасного колеса из ниши пола. На его место помещён закрытый ящик объёмом 42,5 литра, собранный из MDF-панелей, оклеенный изнутри жёсткими листами демпфера STP и набитый овечьей шерстью, выпускаемой под маркой DLS. Натуральной, High End, однозначно. Головка Impact стоит вертикально и закрыта сверху защитной решёткой.
    К сабу примыкает подиум с усилителями, установленными в пакет один за другим. Снаружи просматривается только фронтальный DLS, а сабвуферный LA вместе с двумя буферными конденсаторами ёмкостью по 1 Ф спрятан в недрах подиума. Туда же, внутрь подиума, выходят отверстия пластикового кузова, которые пришлось проделать для силовых, межблочных и акустических соединителей. Вся проводка, имеющая отношение к передаче музыкального сигнала, выполнена из кабелей профессионального назначения, снабжённых RCA-разъёмами с цанговой фиксацией. Самым занимательным оказалась укладка межблочников вдоль правого борта, где конструкторы не предусмотрели ни единого отверстия. Исправлять недочёт пришлось на подъёмнике, сняв колёса и подкрылки. С силовой проводкой было полегче, поскольку левый борт используется и для штатных жгутов.
    Разные сочетания вещей обычных и новаторских довольно популярны в быту, а уж в автозвуке от них тем более никуда не деться. Замечали, наверное, что пищу по-прежнему приходится готовить на открытом огне, примерно так же, как это делали наши предки тысяч эдак десять лет назад. Однако розжиг этой самой плиты уже давно делается электрической искрой, как в цилиндрах инжекторного двигателя. Получается, что, разогревая суп, хозяйка совершает прыжок через тысячелетия.
    Автомобили по-прежнему красят краской, как их дедушек и бабушек на конной тяге и дегтярной смазке, в то же время банальных однотонных лакокрасочных материалов сейчас днём с огнём не найдёшь, в оборот пошли «клиркоты», «металлики», а то и того хлеще, «хамелеоны». Вот и «гадюка», даром что была обыкновенной на заводском стапеле, такой, какой ей и положено быть до появления на страницах «АЗ». Однако нашлись люди, которые не испугались злобного шипения и сумели поправить, прямо скажем, грубоватый голосок машины. Ну а что по ходу гадюку с хамелеоном скрестили - только к лучшему.

    SQ
    Антон всё сокрушался, что добиться в такой машине нормального звука невозможно. Короткий салон, высокий тоннель, сплошной пластик, прыгающее заднее стекло - казалось, всё было против гармоничного воздействия на слуховой аппарат расположившихся внутри слушателей. Ну так кто из установщиков хвалит свою работу? Такие сразу увольняются - и в Думу.
    Невзирая на ламентации автора проекта, приступили к делу. В приёмную щель «Алпайна» пошёл проверенный «NAIM Sampler». На громкости, которая не утомляет в неподвижной машине, звучание показалось очень приятным (трек №1), домашним, что ли, да и стереопанорама была очень недурна. Передача атаки рояльных аккордов (трек №3) немного подкачала, но это, пожалуй, было единственным существенным замечанием. Норвежцы (трек №5) сыграли собранно и живо, к тональному балансу я бы не стал придираться. И вместе с Антоном мы порадовались хорошей передаче контрабаса с весьма коварной записи 7-го трека. Сложная композиция 9-й дорожки всё же была передана с излишним акцентом на верхнем басе, поперечные «стояки» при нашем появлении никуда, разумеется, не исчезли. Вместе с тем высокие оказались чистенькими и в меру звонкими. С энергетикой в системе всё было в порядке,
    10-й трек отыграл богато, хотя мне всё-таки показалось, что бас-гитара потеряла свой рельеф.

    RTA

    Поскольку во время съёмки всегда необходимо «засветить» приборный щиток и другую полагающуюся иллюминацию, а двигатель следует держать заглушенным, чтобы машина не тряслась, закончив фотосессию, мы попытались немного подзарядить аккумулятор, погоняв двигатель на двух-трёх тысячах оборотов. Десять минут не очень помогли, поэтому решили слушать на оборотах чуть выше холостых, так оказалось намного тише, лёгкий кузов не отзывался на неторопливое шевеление огромного двигателя. Для познавательных целей в салоне была замерена АЧХ шумов двигателя и выпускной системы.
    Что же касается АЧХ аудиосистемы, надо отметить: скромность - лучшее украшение установщика (после медали на грудь от заказчиков). В заведомо дурном салоне удалось отстроить очень неплохую характеристику, огрехи на ней есть, но не такие откровенные, как можно было ожидать. Тесный салон изрядно напакостил в области средних частот, но компенсировал это возможностью создать отменную басовую АЧХ: от 100 Гц и ниже идёт сплошной басовый натиск, без малейших признаков как слабости (в виде провалов) так и нахальства (в форме горбов).

    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт +
    сабвуфер
    Источник: Alpine CDA-9833R
    Усилители: DLS CA450,
    Lightning Audio S2.300.2
    Акустика: DLS R6A
    Сабвуфер: Impact Reference 12.65

    Студия: MAD Audio, руководитель проекта Антон МОНТЕНЕГРО
    Источник: журнал Автозвук, 09/2005
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa