Это как у нас, в мобильном звуке, есть и типовые схемы систем, и закон Ома на месте, и даже теорема Котельникова имеется, а где начинается прослушивание — там сплошная эстетика, где бас может оказаться рыхлым, верх прозрачным, сигнал зажатым, а сцена — глубокой. Или в иных эстетических сочетаниях.
Чтобы не попасть под перекрёстный огонь адептов инструментальной и субъективистской крайностей автозвука, владелец Ford Focus подошел к вопросу с третьей стороны, прагматической. Он объявил на страницах конференции популярного автосайта своего рода тендер. Мол, так и так, хочу слышать это и вот это, у кого предложение лучше? Тендер выиграл «АВТО-ТАЙМ», с которым и завязалась переписка по электронной почте, и после детальных консультаций хозяин машины смог сам выбрать и приобрести компоненты будущей системы.
А будущая система должна была озвучить автомобиль: а) «на каждый день», б) с кузовом хетчбэк, в) в жанрах современного отечественного рока и инструментальной музыки. Такой непростой коктейль оказался под силу классической, как черный цвет «Форда», системе на базе одного усилителя по схеме «фронт + тыл + сабвуфер».
НЧ-динамики фронта и тыловые коаксиалы расположены в местах установки заводских динамиков и закрыты большими сетками заводского же разлива. | |
Чёрным карпетом отделана и фальшпанель усилителя, и спинка дивана. Последняя в заводской комплектации щеголяла голым металлом. | |
Сигнал на тыловую часть системы поступает напрямую со встроенных усилителей головного устройства, мощности которых для подзвучки (а не клубного «звука вокруг») вполне достаточно. Акустика тыла выбрана из недорогих коаксиальных излучателей Lightning Audio серии Bolt. Калибр излучателей не самый распространенный, 5 х 7 дюймов, к нему у «Форда» открылось какое-то необъяснимое пристрастие, и под него затеяны штатные места.
Кабельное хозяйство изготовлено из плоских акустических проводов NeoTech, с сечением, эквивалентным диаметру 2,5 мм на жилу, межблочников Phoenix Gold из серии «две витые пары в общем экране» и силовых проводов восьмого калибра. Почему восьмого? Потому что проложены они по два, рядышком. Два провода меньшего сечения проложить проще, ситуация почти как с плоским кабелем.
Конструкция системы, как и электрическая схема, выдержана в классических интонациях, все компоненты размещены по схеме, которую непременно поддержали бы в техническом отделе Ford Motors. Головное устройство заняло гнездо на передней панели, НЧ-динамики фронта и тыловые коаксиалы размещены в дверях, в местах установки заводских динамиков, и закрыты большими сетками заводского же разлива.
Кроме упомянутых заготовок поддержки «от Форда» больше не предвиделось, поэтому двери акустически нейтрализовали по всем трём плоскостям. Наружную, металлическую обшивку двери «дополнили» изнутри тонкой и мягкой виброизоляцией, с которой удобно работать через технологические окна. Внутреннюю поверхность укатали толстыми и жёсткими листами, закрыв эти же окна наглухо. Для «обеззвучивания» декоративной обшивки был определён тонкий вспененный полиэтилен, который неплохо гасит посторонние призвуки. Акустические головки смонтированы в штатных отверстиях 5 х 7 через фанерные переходники, приклеенные жидкими гвоздями.
Пока на конвейере не освоили правильные, под пищалки, подиумы на передних стойках и не озаботились аудиоподготовкой багажника для монтажа усилителя и малозаметного сабвуфера, эту работу с успехом выполнили установщики.
Гладкое сопряжение крупных морелевских пищалок с фордовскими накладками сформировали из «волосянки». Затем, после вышкуривания, в дело пошёл антигравий для придания поверхности характерной фактуры «апельсиновая корка» или «шагреневая кожа», это смотря что имели в виду на заводе, создавая такую фактуру. На заключительном этапе готовые подиумы вместе с защитными сетками задули краской, подобранной по цвету в рамках кооперации с соседней кузовной мастерской. Ориентация шёлковых излучателей ВЧ-секции фронта большого значения для формирования звуковой сцены не имеет, таково мнение специалистов студии. Небесспорное, кстати, но имеющее прочную опору на удачные результаты его практического применения. Главная задача при ориентации таких купольников (согласно тому же мнению) — не допустить привязки к ближнему излучателю путем выравнивания баланса громкости правого и левого канала. Чего и достигли небольшим поворотом осей излучения по горизонтали на лобовое стекло и по вертикали на внутрисалонное зеркало.
Корпус сабвуфера изготовлен из 15-миллиметровой фанеры с дополнительным слоем в месте монтажа динамической головки. Криволинейные поверхности внутренней части крыла и колёсной арки «аппроксимированы» небольшими фанерными сегментами, склеенными на вездесущих жидких гвоздях. Акустическое оформление — закрытый ящик объёмом 17 л, целиком заполненный распушенным синтепоном. Уже на этапе прослушивания по просьбе заказчика около половины синтепона было изъято для того, чтобы суббас звучал более жёстко, нежели академично. Снаружи ящик излучателя отделан чёрным карпетом, таким же, как и весь багажник, включая фальшпанель усилителя и заднюю стенку спинки дивана. Последняя в заводской комплектации щеголяла голым металлом. Естественно, чёрного цвета — Г. Форд, автомобили, конвейер, краска, помните, да?
Настройка системы включала лишь две крупные операции, обе выполнялись на слух, но с применением испытательных сигналов с диска «Let’s test!» На 23 дорожке этого диска записан тон переменной частоты 40 — 95 Гц с шагом 5 Гц каждые пять секунд. Первое (и главное) — стыковка тылового суббаса с фронтальным мидбасом. Сначала отключили фронтальные каналы и встроенные фильтры головы, чтобы под ногами не путались. Затем на слух, фильтрами усилителя установили частоту среза саба примерно 78 Гц. Почему 78? Потом будет понятно. После этого попросили сабвуфер помолчать, зато подключили фронт. Вновь 23-я дорожка и настройка на слух, но теперь уже фильтров ВЧ на волшебные 78 Гц. Когда с частотами закончили и восстановили подключение саба — всё внимание изменению громкости при переходе эстафеты от суббаса к мидбасу. Обнаруженные колебания громкости компенсировали, в первую очередь, регуляторами чувствительности, а во вторую — очень небольшой и осторожной подстройкой частоты среза ФВЧ. И когда всё встало на свои места (в первом приближении), включили встроенные фильтры головного устройства, частоты среза которых фиксированы. Как раз 78 Гц. Так и получился для фронта настроенный кроссовер 4-го порядка из двух 2-го, а для сабвуфера — 6-го, ведь в усилителе кривая ФНЧ имеет спад 24 дБ/окт.
Вторая настройка, тыловой подзвучки, делалась уже на реальном музыкальном материале путем постепенного уменьшения громкости тыловых каналов на головном устройстве. Момент пропадания источника звука в задней части салона и появления ощущения «эха помещения» и был правильным соотношением громкости фронта и тыла. Само собой разумеется, что это соотношение верно только для водителя и переднего пассажира.
Как утверждают авторы системы, приведённые элементарные способы настройки позволяют получить результат вполне доверительного качества, что многократно проверялось ими с помощью несложного измерительного стенда на базе компьютерной звуковой карты и микрофона Behringer ECM 8000.
Пока наш славный фотограф вспоминал Генри Форда-старшего на все лады за пущенную им моду на чёрный цвет, а попутно расчехлял и расставлял софиты причудливым, как того требовала колористика объекта съемки, образом, у нас была возможность не спеша послушать «NAIM Sampler». Звучание системы оставило самое благоприятное впечатление, ярко выраженные жанровые пристрастия (в диапазоне материала диска) практически отсутствовали, весь компакт был отыгран ровно и нейтрально. Конечно, сухой педант и здесь будет совать в наш стакан с мёдом свою пипетку с дёгтем — была отмечена «слабость третьей струны контрабаса при явном доминировании первой и четвёртой», или, по-нашему, недостаток среднего баса при вполне адекватном воспроизведении нижнего и верхнего. Шероховатость заметна только на знакомых произведениях симфонического и джазового толка, которые в исходном техзадании и не значились. Это, к слову, хороший пример особенности звучания мидбаса Morel в акустическом экране, ему закрытый ящик подавай («АЗ» №2/2004).
Заключительная часть съёмки, там, где общие планы, обычно проходит на улице, и Focus классического фордовского цвета смотрелся очень выигрышно на свежем белом снегу. Black’n’white — это совсем круто! Но традиции сильны, и увидеть белый салон в чёрном кузове «Фокуса» вряд удастся, нынешнему Форду (Уильяму) даже и не звоните.
ИСТОЧНИК: Sony CDX-MP80
УСИЛИТЕЛЬ: Xtant 4.4
АКУСТИКА: Morel Hybrid 6, MT-3, Lightning Audio B1.57.2
САБВУФЕР: Xtant X1044
СТУДИЯ:«АВТО-ТАЙМ»
Источник: журнал Автозвук, 04/2004. Рубрику ведет Сергей Гаврилюк
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором