С помощью самой обычной киянки
И собственной скромной мышечной силы...
А. Лаэртский
И собственной скромной мышечной силы...
А. Лаэртский
Хотя, ради исторической справедливости, первые, ещё не завозившиеся к нам автомобили марки KIA и впрямь были незатейливы, как деревянный молоток. Изящество линий и удобство управления появились позже, и прозвище подзабылось. Но не умерло и вполне применимо и к этому элегантному автомобилю — хотя и на других основаниях.
Машина эта на все случаи жизни и для жизни — вместительный универсал, достаточно комфортабельный и функциональный. Но для жизни и комфортабельность, и функциональность требовалось приумножить, причём без взаимного ущерба и компромиссов, с полным сохранением качества салона и количества багажника.
Заметим, сегодня именно эта постановка задачи становится типовой, уникальные по исполнению инсталляции заказывают не каждый день (что вытекает из значения слова «уникальный»), даже не уникальные, а просто фасонистые — тоже редко, интерьер салона современного автомобиля давно не вызывает таких нареканий, как десять или больше лет назад. Это, а также более вдумчивое, чем раньше, отношение к личному и семейному бюджету делает популярными минималистские решения в области звука. Но, как я уже не раз убеждался, минимализм минимализму рознь — возросшая интеграция компонентов позволяет создавать системы, простые внешне, но достаточно серьёзные по структуре и функциональности. И герой (героиня?) сегодняшнего рассказа прекрасно иллюстрирует эту тенденцию.
«Девяносто девятый» — это ещё и многоформатный USB-вход, для него теперь тоже можно найти штатное место | |
Помимо виброизоляции и опорных колец рискованного цвета пришлось применить пористые кольца вокруг динамиков |
Акустику из соображений и компоновочного, и бюджетного, и эстетического плана выбрали двухполосную — при низкой посадке водителя третья полоса не стоит затраченных на неё усилий и уж точно ни в какие штатные места не встанет. Но вот от возможности поканального усиления отказываться было бы грехом — главным образом из-за временной коррекции: расстояния от слушателя до пищалки и мидбаса существенно различаются, и для получения слитной звуковой сцены это обстоятельство следовало учитывать.
Значит, требовалось пять каналов усиления — по два для мидбасов и пищалок, один для сабвуфера. С позиций «чистоты идеи» следовало бы использовать отдельные усилители, которые всё бы отлично разрулили, при этом заполнив багажник и опустошив бумажник. Опять пришла на помощь интеграция — пятиканальный усилитель E.O.S. AE-4100.1LE. Пусть не воротят носы пуристы, а то автор посоветует, куда этот нос на время пристроить на хранение. Если пятиканальный усилитель и уступает в незначительных мелочах кучке отдельных усилителей, то выигрывает по габаритам. Это — общее правило. Но есть и частности: усилители бывают разные — этот, например, с индексом LE, что означает Limited Edition. Ограниченная серия, тщательная сборка, предварительный отбор деталей и так далее. Почему бы не интегрировать такой в систему... В результате система сложилась в лучших традициях минимализма: акустика двухполосная, почти всё стоит по штатным местам, ничего лишнего. Перефразируя поэта — с помощью «скромной мышечной силы...»
В согласии с концепцией багажник семейного автомобиля сохранил семейные размеры | «Интегральный», а значит — единственный усилитель закреплён на алюминиевой раме в левом крыле |
Технология изготовления корпуса — «фанер-стелс», в умелых руках не менее эффективная, чем «стекло-стелс» |
Теперь — как это делалось. Акустика действительно стоит практически в штатных местах. Пищалки Eton CX-280 — в треугольниках зеркал, а мидбасы Eton WRS-160 — под штатными сетками облицовок передних дверей. Правда, посадочные места и сами двери пришлось доработать основательно — фанерные кольца-проставки фирменного (для этой студии, причём издавна, когда никакого политического подтекста не было) оранжевого цвета, полное вибродемпфирование и шумоизоляция. Конструкция облицовки не позволяла установить динамик вплотную к ней, поэтому между динамиком и облицовкой появилось звукоизолирующее и одновременно звукопоглощающее кольцо из пористого материала с нулевой упругостью, такой применяется для звуко- и теплоизоляции.
Сабвуфер Challenger MAX-Line 10WB LE. Этот в каталогах не ищите. В данном случае LE имеет совсем узкий смысл: сабвуферные головки в этом исполнении изготавливают на заказ специально и эксклюзивно для Accent-Audio. Установлен в нише правого заднего крыла. Корпус — закрытый, изготовлен по технологии «фанерный стелс», его объём около 16 л. Корпус прилегает к колёсной нише и место в багажнике не занимает.
В нише левого заднего крыла скрыт усилитель. Он установлен на дюралевой несущей конструкции, прикреплённой к полу и боковине салона. Легкая фальшпанель оставляет открытыми лишь рёбра радиатора охлаждения.
Под фальшполом багажника находится отсек с перегородками для полезных в дороге мелочей — функциональность должна быть полной.
Установка головного устройства потребовала некоторой изобретательности. Оставшееся от штатной «головы» «почти двухдиновое» посадочное место использовали для «Пионера» и навигатора Garmin Nuvi 2350LT. Рамку для этого не слишком традиционного сочетания компонентов изготовили, разумеется, с помощью собственной скромной мышечной силы.
Рулевые кнопки подключили к головному устройству, USB-разъём от головного устройства вывели в штатно предусмотренное место рядом с прикуривателем. Рядом, на месте гнезда линейного входа, располагается кнопка отключения навигатора — если в нём нет необходимости. А включается он сам от ключа зажигания, от него же и выключается или переходит на питание от встроенной батареи, тут у пользователя есть выбор.
И, как говорят англичане, last but not least (последнее, но важное) — соединительные кабели. Марка — известная, E.O.S., а изготовитель — ещё более известный, Klotz. Межблочные кабели (балансные, с двойной посеребрённой жилой) — Solo250SHSW. Акустические — Solo415BL, две пары проводов в общей изоляции, очень удобны для двухполосной акустики, для того и созданы.
Получилось и глазу приятно, и уху. Сдержанно, со вкусом, функционально и бюджетно. Приложенная к «киянке» «собственная скромная мышечная сила» дала результаты, скромные только на первый взгляд.
RTA
АЧХ системы начинается с мощного, но с довольно «плоской кровлей» суббасового строения, это придаёт основательность всему нижнему регистру. От суббаса к средним частотам АЧХ плавно снижается, с некоторыми, правда, подробностями, и от 400 Гц до самого верха идёт уже практически ровно. Услышанные невооружённым ухом претензии к нижней середине, по моему предположению, вызваны существенным перепадом в уровне давления на частотах 200 — 300 Гц, куда попадают основные тона мужского, а иногда и женского голоса, и более высокими частотами, где живут уже обертона. В целом же этот тот случай, когда неидеальная (на взгляд) АЧХ производит крайне благоприятное (на слух) впечатление.
SQ
Честно говоря, не ожидал я от демонстративно несложной системы столь впечатляющего результата. Хотя заранее настраивался на хорошее — компоненты достойные, установлены с душой. Бас оказался совершенно и безоговорочно передним, панорама — широкой и глубокой, без перекосов и загибов. Центральный образ на месте и покидать его ни при каких обстоятельствах не соглашается. Самое интересное, что и с высотой сцены всё оказалось в порядке, хотя мидбасы стоят традиционно низко — видимо, положение выправили умело выбранная частота раздела мидбаса и пищалки и тщательная временная коррекция.
Тональный баланс не подкачал, хотя небольшое замечание к нижней середине всё же нашлось — есть какая-то лёгкая шероховатость в голосе. Зато и флейты, и скрипки — без нареканий, по ушам ни один инструмент не ездит и по сцене не бегает, а это говорит о многом. Чуть-чуть не хватает воздуха в прорисовке самых мелких деталей, но нельзя же требовать невозможного (Pioneer здесь ни при чём, поверьте).
Макро- и микродинамика отличные. И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное, с великолепной прорисовкой деталей.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Pioneer DEX P-99RS
Усилитель: E.O.S. AE-4100.1 LE
акустика: Eton WRS-160, Eton CX-280
Сабвуфер: Challenger MAX-Line 10WB LE
Студия: Accent-Audio
Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Источник: журнал Автозвук, 03/2012.
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro