Замысел можно было оценить уже по заметке в новостном разделе прошлого номера. Мы оценили. Теперь пришёл черёд реализации. Кто пропустил — напомню: брэнд Airtone... не говорите, что что-то слышали, ничего вы не слышали, брэнду как таковому меньше года... Так вот: Airtone представил интересную серию усилителей. Она была бы интересной уже потому, что все — со встроенным цифровым процессором. Пару-тройку лет это было бы на грани сенсации, но только не сегодня, сегодня это просто интересно и перспективно, зарождается новый мэйнстрим.
Что по-настоящему ново и неожиданно — то, как разработчики сладили настройку процессора (и, следовательно, усилителя). На фото, присланных для новостей, был усилитель вполне стандартной внешности и нечто, чрезвычайно похожее на пульт звукорежиссёра, о его абсолютных размерах можно было судить лишь по косвенным признакам — диаметру крепёжных винтов на боковых панелях, мы сочли, что даже в инновационной разработке болты М8 маловероятны. Позже убедились, что правильно сочли, но это — позже... Первой же мыслью было, признаемся: «Они что там, вообще? Куда это ставить в машине?» Вот здесь-то и нашлась главная новизна и изюминка разработки.
Сегодня, когда образец прошёл полагающиеся круги ада в лаборатории и комнате прослушивания, всё стало ясно, и концепцию мы оценили по достоинству. Как настраиваются звуковые процессоры? И те, что отдельно, и те, которые встроены в усилители, а их становится всё больше? Есть два подхода: первый — к устройству подключается принадлежащий ему на правах собственности блок управления и помещается где-то в машине в пределах досягаемости, в противном случае процесс настройки будет выглядеть странно. Для блока управления надо найти место, его, с учётом такой судьбы, делают в той или иной степени миниатюрным, ergo — не всегда удобным в работе. Кроме того, далеко не очевидна необходимость присутствия блока управления в машине после окончания настройки. Если на настройку процессорной системы у именитого мастера иной раз пригоняют автомобиль за сотни километров, какой смысл держать в машине настроечный инструмент? Оперативная регулировка (громкость и тембр, если что) — неукоснительная прерогатива любого головного устройства, а уже чувствительность каналов усилителя (не говоря о параметрах кроссовера и временных задержках по каналам) — фактор предварительной, а не оперативной настройки. На неё затрачивают часы, а то и дни, и она должна оставаться нетронутой как минимум месяцами, а то и годами.
Другой способ: блок настройки — это ноутбук. Инструмент, безусловно, универсальный, и именно поэтому с точки зрения практической работы по настройке звуковой системы неоптимальный, таково свойство универсальности. В этом же смысле БТР универсальнее автомобиля, хочешь — по пробкам на службу, хочешь — на шесть соток напрямки через овраг.
Разработчики Airtone (как утверждает надпись на упаковке, подданные королевы Дании Маргрете II) взяли лучшее из обоих подходов и добавили от себя кое-что, чего не было ни в одном из них. Блок управления DP-01, который нам подогнали вместе с 4-канальным усилителем AMD90.4, обязан находиться в машине только во время настройки усилителя. Или усилителей, если в машине аппаратов серии AMD находится больше одного, благо такая возможность имеется. Скажем: вот такой, как сегодня, 90.4 — на поканальный двухполосный фронт плюс один из моноблоков — на сабвуфер, ну и так далее. Число независимых каналов процессора будет при этом нарастать синхронно с появлением новых усилителей (у каждого ведь процессор «с собой»), а блок управления — один на всех.
Когда же настройка завершена, «режиссёрский пульт» просто-напросто отсоединяется от усилителя и уносится домой, в шифоньерку, если он свой, купленный вместе с усилителем (или усилителями, напомним). Или, что наиболее вероятно и целесообразно, уносится и убирается в шкаф установщиком, проводившим настройку. Результаты настройки при этом будут сохранены в памяти усилителя, изменить что-либо можно, лишь вновь подключив пульт. Отсюда и такой необычный и, как мы очень скоро выяснили, исключительно удобный форм-фактор. Человечество давно пришло к согласию в том, как должен выглядеть инструмент звуковой настройки, и здесь эту оптимальную эргономику оказалось возможным реализовать, поскольку не было условия, что: а) блок управления надо помещать в машине и б) ему не нужны клавиатура, тач-пад и 14-дюймовый дисплей с видеокартой, как ноутбуку.
Начнём теперь знакомство с остроумной концепцией в живом, материальном виде. Встретим по одёжке, так принято. Усилитель выглядит на первый взгляд довольно стандартно, при этом скомпонован разумно и выполнен качественно: чёрный радиатор, блестящая накладка, логотип подсвечивается при включении, одновременно украшая и сигнализируя. На одном торце — силовые соединители под зачищенный провод (9 мм «сила» и 6 мм акустика), на другом — четыре RCA-гнезда и... И всё, если не считать гнезда RJ-45, до боли знакомого любому жителю планеты Земля по локальным компьютерным сетям. Единственное его назначение здесь — конструктивный диалог с пультом DP-01 в процессе настройки.
Пульт — классика пультостроения, если можно так выразиться. Внизу — десять полозковых регуляторов эквалайзера, от того, чтобы их подвигать туда-сюда даже на выключенном устройстве, не смог удержаться ни один из сотрудников редакции, заглядывавших в лабораторию, для ветеранов это было как пощёлкать затвором трёхлинейки...
Выше — ручки-крутилки, ещё выше — столь же классические тумблеры. На первый взгляд о наступлении цифрового века ничто не свидетельствует. Это, однако, иллюзия, все регуляторы — цифровые, энкодеры, иными словами, и их положение определяется не по рискам на панели, а по показаниям дисплея в её верхней части. Начнём действовать по инструкции: присоединяем DP-01 к уже работающему к тому времени на холостом ходу усилителю, пульт оживает, пишет на дисплее что-то про welcome и просит нажать на кнопку Confirm — единственную на пульте. В этот момент все полномочия переходят к DP-01, что, в том числе, означает стирание настроек, записанных в памяти усилителя (это не мешает иметь в виду в практике применения, никаких «Are you sure?» пульт не спрашивает). Выбираем первым тумблером пару каналов, с которой собираемся работать. На пульте они обозначены 1/2 и ?, хотя на усилителе — как A (L и R) и B (L и R), но к этому нам не привыкать, здесь хоть входы и выходы обозначены одинаково. Чтобы установить соответствие каналов, интеллект Карла Маркса не требуется, работаем с A (они же 1/2). Первая операция — установка чувствительности. Ручкой-энкодером, результаты вращения которой — на дисплее. Откуда он знает, что мы решили регулировать чувствительность? Да оттуда, что мы её начали регулировать, отменная идея создателей устройства: что начали крутить (или двигать), на то дисплей и переключается. Установке чувствительности очень помогает индикатор перегрузки (clip), имея диск с известным уровнем, всё можно проделать за секунды. Теперь — кроссовер. В каждой паре каналов можно включить ФВЧ и AYX. Поврозь или одновременно, пределы перестройки частоты среза определены исчерпывающим образом (то есть 20 Гц — 20 кГц) для любого фильтра, крутизна характеристики выбирается для ФВЧ и ФНЧ независимо: 12 или 24 дБ/окт. Шаг перестройки частоты таков, что на весь диапазон приходится 72 шага, например, вблизи 1 кГц соседние частоты будут 1046 и 1140 Гц, это как плавная регулировка, но с недостижимой для неё точностью и стабильностью.
Чтобы не забыть: результаты всех наших манипуляций передаются в основной блок процессора (внутри усилителя) в реальном времени, так что оценить итоги можно немедленно. Запись настроек в память усилителя произойдёт только после нажатия на Confirm, после чего DP-01 можно в шифоньерку. Мы проверили: усилитель сохраняет всё, что в него было записано, и при полном отключении питания.
Поделив частоты, можно заняться самым вкусным — эквалайзером. Он здесь необычный в нескольких отношениях. Его следовало бы классифицировать как параграфический, но это скажет не всё. Функции графического эквалайзера здесь реализованы полностью: 10 полос от 32 Гц до 16 кГц с шагом ровно в октаву, сдвинув какой-либо из ползунков, вы немедленно получаете на дисплее информацию о его положении: значение частоты и усиления/ослабления, последние — с шагом в 0,5 дБ от -12 до +12 дБ. Однако если в какой-либо паре каналов вы установите частоту среза ФНЧ ниже 320 Гц, устройство сообразит: эта пара у вас работает на нижних частотах, к ним подход требуется особый, и переключит эквалайзер с поддиапазона А на поддиапазон В (о чём скажут светодиодные индикаторы). Теперь те же десять полос равномерно (точно через 1/3 октавы) распределены от 22 до 180 Гц.
Параграфическим же эквалайзер следует называть потому, что у него регулируемая добротность, в очень широких пределах (от 0,2 до 9,9) с очень небольшим шагом — видели в разделе измерений. Правда, и это надо иметь в виду, добротность изменяется во всех полосах одновременно, нельзя скорректировать узкий пик на 2 кГц и одновременно широкий провал на 500 Гц. Примеры регулировок, доступных здешнему эквалайзеру, там же, где остальные измерения, выводы о том, что можно и чего нельзя, вы в состоянии сделать сами.
Заключительный этап — установка временных задержек, в каждом из стереоканалов каждой пары её можно установить от нуля до 20 мс с шагом 0,1 мс, и вновь результаты немедленно передаются в усилитель, всё будет слышно.
Как раз сейчас и послушаем. Используем наш стандартный тракт: Bryston BCD-1 — предварительная секция Bryston B100-SST — Monitor Reference Gold 20. Датскую музыку мы не нашли, а затягивать не хотелось, начали с Челентано, он никогда не подводил. Вот список:
1. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. «Silence Technology Test Disc. Audio div.». Matsushita, 1990.
Хлопки из вступления к треку 1 не эталонно свободные, но узнаваемые и заразительные. Звуковая сцена передаётся с достаточной глубиной. Отмечена также очень бережная подача тихих звучаний клавишных. Удары по струнам акустической гитары (трек 10) не отличаются излишним драматизмом, и опять обращаем внимание на тщательную проработку тихих звучаний. Голос чётко сфокусирован, не удержавшись, подвигали задержку в одном из каналов, фокусировка заметно нарушалась только при больших значениях задержки, когда для восстановления симметрии и слушателю приходилось сдвигаться в сторону, как бы симулируя ситуацию в автомобиле. Временная коррекция — это искусство, кто спорит. «Микрозапись» застёгиваемой молнии ([3], трек 10) передаётся очень реалистично, удары японского барабана (там же, трек 11) похожи друг на друга, но не до «степени смешения», так что разрешение у усилителя есть, пусть и не запредельное. Разрывам фейерверка (трек 12) несколько недостаёт резкости, но природа явления определяется безошибочно.
Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 85,6/128
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,009/0,026
Входная чувствительность, В 0,18 — 4,4
Отношение сигнал/шум, дБА 90,2
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 72/71,5
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 21 — 21000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 3,2
Ток холостого хода, А 0,8 (0,85*)
Габариты, мм 297 х 230 х 59
Габариты блока контроллера, мм 190 х 175 х 30
*С подключённым блоком контроллера.
Мощность тут правильная. 85 Вт достаточно для любого среднестатистического фронта, причём даже с запасом, чтобы не доводить усилитель до клиппа. При случае можно пару каналов и на сабвуфер нагрузить, 250 Вт мостом на 4 Ом — это нормально, хотя и без экстремизма. Показатель нелинейных искажений говорит о том, что схему усилителя брали не с потолка и что она у них — не первая в профессиональной биографии. Уровень шумов оказался не выше -90 дБА даже с учётом двойного (аналог — цифра — аналог) преобразования. Чувствительность регулируется от 0 до 15, когда дисплей показывает «7», она как раз соответствует уровню 1 В. Скорость нарастания в данном случае не показательна, поскольку полоса жёстко ограничена фильтрами ЦАП/АЦП, и, хотя мы с генератора подаём прямоугольный сигнал, на вход усилителя поступает практически в чистом виде синус 20 кГц. На ёмкость усилитель, естественно, никак не реагирует, слишком полоса узкая.
Единственная иллюстрация, относящаяся собственно к усилителю. Зависимость искажений от мощности — классическая для грамотно сделанных усилителей класса AB | Примеры возможной настройки фильтров кроссовера, в том числе — иллюстрация величины шага установки (вблизи 30 Гц и близ 1 кГц) |
Работа эквалайзера в графическом режиме при максимальной добротности. На регулировке «в минус» показаны несколько кривых, снятых при минимальном шаге регулирования | Графический эквалайзер в НЧ-полосе (при фильтре НЧ, настроенном на 320 Гц) |
Щедрый диапазон регулировки добротности, для красоты, не щадя себя, решили снять кривые для всех значений. Красиво, да? | Особенность эквалайзера: добротность во всех полосах меняется одновременно, вот как это влияет на коррекцию в соседних полосах, при добротности, равной 1,5 или ниже, полосы фактически сливаются в одну |
В НЧ-диапазоне много полос и не требуется, зато на одной можно проводить эффективную коррекцию, как в показанных примерах | Нельзя недооценивать и возможности одновременной работы фильтров кроссовера и эквалайзера, вот как можно корректировать кривую ФНЧ с помощью эквалайзера (на той же частоте) при разных значениях добротности |
И напоследок — временная коррекция. Процессор «обдумывает» сигнал в течение примерно 4 мс, остальное —результат регулируемой задержки (показано максимальное значение) |
ЧТО
4-канальный усилитель-процессор с пультом настройки
КТО
Airtone AMD90.4
Airtone DP-01
ПОЧЕМ
9770 руб. (AMD90.4)
6620 руб. (DP-01)*
ЭТО — ПЛЮС
Исключительно остроумная концепция
Очень удобная настройка
Усилитель очень неплох сам по себе
ЭТО — МИНУС
Нельзя сбросить настройки на флэшку или SD
Нельзя регулировать добротность по полосам
ОДНИМ СЛОВОМ...
Новая концепция: один дома, другой — в дороге
РЕЙТИНГ
Мощность 8
Технические характеристики 8
Оснащённость 9
Фильтры 9
Удобство установки 9
Итог 43
* Это для справки, вам его покупать не обязательно, он нужен только на время настройки. Но если захотите иметь свой...
Источник: журнал Автозвук, 10/2011. Петр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором