Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Акустика Rainbow CS 265 Phase Plug. На прицеле у радуги

    Есть такие брэнды, продукция которых никак не попадает в групповые тесты. Причиной тому не только впечатляющие цены, но и сама идеология этих изделий: они изначально задуманы как солисты и в любой группе держались бы особняком.
    Сказанное в полной мере относится к продукции германской компании Rainbow Audio Teile Team GmbH. (Название привел полностью: такую языковую смесь встретишь нечасто. Rainbow — радуга, Team — команда, Audio — и в Якутии аудио, остальное по-немецки.) За двадцать лет своего существования компания прочно закрепилась в двух секторах: дорогой и очень дорогой акустики для car audio. Одна из моделей «Радуги» довольно долго держит рекорд по цене на серийную акустику автомобильного назначения. Товары Rainbow не только разрабатываются, но и производятся в Германии, отсюда не только цены, но и качество конечного продукта. Впрочем, современные рыночные тенденции, как бы там ни было, оказывают своё влияние, и в производственной программе Rainbow давно уже есть продукты (акустика и сабвуферы), которые доступны не только преуспевающим европейцам. Но идеология остаётся прежней: даже недорогой Rainbow это не ширпотреб, а штучное изделие.
    В списке из одиннадцати линеек акустики Rainbow серия Profi Vanadium Line занимает третью строку сверху, над ней — только серии Platinum и Reference. В серии Profi Vanadium шесть моделей, две — трёхполосные, а три из четырёх двухполосок — с шестидюймовыми мидбасами. Имя у них одинаковое, CS 265, но у одной отчество Kick, а у второй Phase Plug. Kick отличается мидбасом с более высокой резонансной частотой, а Phase Plug, как явствует из названия — присутствием «фазовой вставки», или же фазовыравнивающего тела, или же, по-нашему, «пули».
    Впрочем, какая там пуля, при диаметре звуковой катушки 38 мм центральное тело должно иметь калибр 37 мм, так что это уже не пуля, а небольшой снаряд. Например, для авиационной пушки ШФК-37 (169 выстрелов в минуту), которые ограниченно устанавливались на штурмовики ИЛ-2. При верно взятом прицеле легкие (как раз немецкие) танки они пробивали на раз, но большого распространения такое вооружение не получило — как вы думаете, из-за чего? Сказались разные факторы, но одним из них была нехватка боеприпасов столь редкого калибра.
    Как мы с вами понимаем, увеличенная звуковая катушка, внутри которой к тому же установлено массивное металлическое тело, должна обладать совершенно нешуточным запасом мощности. Думается, заявка изготовителя соответствует действительности, хотя фирменная методика измерений, как и всегда, остаётся тайной. Но, конечно, не надо забывать об основной функции центрального тела — расширении дисперсии излучения, и, как позже показали измерения, по «углу обстрела» у Rainbow нет равных.
    Диффузородержатель объединён с корпусом магнитной системы в единую конструкцию из ударопрочного пластика — такая конструктивная особенность становится визитной карточкой германских производителей. Размеры магнита в такой конструкции измерить затруднительно, но с приемлемой точностью его габариты можно определить как 83 х 20 мм. Диффузор из алюминиевого сплава тоже в наше время не является редкостью. Ширина резинового подвеса 10 мм. Контактные зажимы винтовые, как и на кроссоверах, так что акустические кабели должны заканчиваться не «лопаточками», а «вилочками». Кстати, сами провода в комплект не входят — потребитель высококлассной акустики должен иметь право выбора кабеля по собственному вкусу — но «вилочки» комплектацией предусмотрены. Подводящие провода зафиксированы на диффузоре (через изолирующие подкладки), но насквозь не проходят, да при отсутствии центрального колпачка их и невозможно было бы спрятать. При движении диффузора C-образные провода работают, главным образом, на кручение.
    У мидбаса, как было сказано, пластиковый корпус, а вот пищалки, наоборот, помещены в металл. Известно ведь, что наши инсталляторы иногда ставят пищалки в массивные металлические «оправы», а здесь об этом уже позаботился изготовитель. Корпус рассчитан только на установку «в тело» (flush mount), всякие иные варианты признаны ересью, и совершенно справедливо, нелепо покупать акустику за шесть сотен, чтобы потом прилепить пищалки на скорую руку, зная, что такая установка в силу дифракции нагонит неравномерности АЧХ. Диаметр титанового купола 28 мм; фазовыравнивающее тело присутствует и здесь, а широкая апертура в нём стала, похоже, частью национальной традиции.
    Кроссовер весьма непрост. Здесь четыре катушки, две из которых воздушные, а две других — на магнитных сердечниках. Конденсаторов тоже четыре, плёночных и электролитических поровну. Оба фильтра третьего порядка, а дополнительная цепочка (L-C-R) служит для локальной коррекции АЧХ твитера. Для его защиты от перегрузок используется галогенная лампа. Для выбора уровня твитера (+0/+3 дБ) служит дополнительный зажим.
    Динамика барабанов у Rainbow очень выверенная, такая, при которой ударные исполняют свои ритмические «обязанности», но не отвлекают от солирующих инструментов. Исключительно точен — тембрально и эмоционально — мужской вокал. Вокал женский звучит камерно, в нём много грудных нот, но звучание спокойное и лишённое заметных артефактов. Шипящие немного выделены, а свистящие звуки очень натуральны, в автомобильной двухполосной акустике примеры такого звучания можно пересчитать по пальцам одной руки. Скрипки напевные и лёгкие, возможно, слишком. Верх несколько ослаблен (даже в верхнем положении аттенюатора), но передаётся он чисто и корректно. Подача рояля не каноническая, кое-где ему не хватает динамики, но звучание приятное. У басов смягчена атака, но с исключительно точной передачей рельефа. Духовые инструменты тембрально достаточно точны, но привлекают внимание необычно интеллигентной манерой. Истинное удовольствие доставляет Rainbow при прослушивании классики. Здесь акустика в своей стихии, а некоторый избыток нижней середины даже придаёт звучанию некоторую основательность, которой нам, испорченным современной музыкой, часто не хватает в произведениях классического репертуара.

    Допустимая мощность, Вт RMS* 120
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 55 — 20000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 86
    Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,468
    Коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,14

    Параметры Тиля – Смолла мидбасовой головки
    Fs, Гц Vas, л Qts
    53,8 12,6 0,609
    Расчёты дали значение силового фактора 5,1 Тл м. В этом же номере опубликован групповой тест «обычной» шестидюймовой акустики, так что вам есть с чем сравнить — показатель очень высокий, а для полуторадюймовой звуковой катушки и подавно. Подвижная система, по-любому, тяжёлая, (15,1 г), а подвес мягкий, отсюда весьма низкая частота собственного резонанса и невысокая чувствительность, что, кстати, сразу было отмечено при прослушивании. Теперь нелинейные искажения. Опять же, в сравнении: в групповом тесте чуть более высокое значение к.н.и. на средних частотах было названо «нереально низким», а что тогда можно сказать здесь? Das ist fantastisch? Видимо, придётся... На басах искажения закономерно выше, но пределов понятия «низкие» не покидают. На графике импедансной зависимости видно, что вполне гуманный минимум полного сопротивления (2,9 Ом) пришёлся на частоту 4,5 кГц, что близко к области раздела.
    «Частные» АЧХ для мидбаса и твитера дают основание заключить, что частоты среза фильтров существенно разнесены, что и вызвало небольшой провал на суммарной АЧХ на частотах 2 — 3 кГц. Правда, расширение полосы мидбаса неизбежно привело бы к усилению пика на 5 кГц, а так вся характеристика укладывается в допуск ±3 дБ. Что же касается направленных характеристик этой акустики, то их можно смело зачислить в список побед инженеров Rainbow. На частотах до 3 кГц крупнокалиберное фазовыравнивающее тело мидбаса работает безотказно, а выше своё искусство начинает демонстрировать твитер со своей системой фазовой коррекции. Ступенчатое ФВТ срабатывает на частотах 6 и 20 кГц. И в результате на частоте 20 кГц «50-градусная» кривая лишь на 5 дБ ниже осевой, то есть перед нами редчайший образец компонентной 6-дюймовой акустики, нисколько не страдающей генетической болезнью направленности излучения.
    Низкая частота резонанса и относительно невысокое значение полной добротности делают возможным использование CS 265 в ЗЯ. Для полной добротности Qtc = 1,2 надо взять ящик объёмом чуть больше 3 л, нижняя граничная частота получится 89 Гц. В 4-литровом ящике вы выйдете на добротность 1,1 и граничную частоту 83 Гц. Дальше — по вкусу. При этом полная добротность мидбасов не выходит за рамки «фри-эйрности» (0,6), и в дверях они обеспечат бас пусть не изобильный, как акустика, рассчитанная на работу без сабвуфера, зато с отменным качеством

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Двухполосная АС
    КТО
    Rainbow CS 265 Phase Plug
    ПОЧЕМ
    $687
    ЭТО — ПЛЮС
    Повышенная допустимая мощность
    Широкая дисперсия излучения
    Низкие нелинейные искажения
    ЭТО — МИНУС
    Невысокая чувствительность
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Не очень дёшево, но очень сердито
    РЕЙТИНГ
    Конструкция 9
    Частотная характеристика 9
    Чувствительность 7
    Басовый потенциал 9
    Звук 9
    Итог 43

    Источник: журнал Автозвук, 09/2004. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa