Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. ВАЗ-2115. Вопрос ориентации

    Нет, не в смысле, привлекающем внимание скандальной прессы. В эти игры нам включаться поздно, ни к чему и неинтересно. Когда мы интересуемся ориентацией, то к числу традиционных относятся, например: «на дальнего», «на ближнего», «на КПП» и так далее. В отличие от скандальной прессы вариантов ориентации в наших публикациях рассматривается куда как больше. Но даже и в этих условиях встречаются варианты довольно нетрадиционные...
    Новоиспеченный хозяин переднеприводного седана Расул был уже давно, традиционно и правильно сориентирован в музыкальном мире благодаря хорошему комплекту звуковой аппаратуры домашнего базирования. И когда речь зашла о том, какую приставку из двух, «ино» или «наше» марка, употребить для четырёхколёсного средства передвижения, сомнений было немного - ничто так не стимулирует фантазию и не даёт такой свободы тюнингу (в первую очередь музыкальному), как скромное, до слёз, очарование изделий отечественного автопрома.
    Регулярный график перемещения на далёкие расстояния по отечественным «интерсити» немало способствовал тому, что с утра, двигаясь навстречу очередному рабочему дню, хозяин «пятнадцатой» слушает лёгкую музыку. А вечером, закончив все дела, отдаёт предпочтение тяжёлым произведениям, собранным в коллекцию лучших откровений отечественного и зарубежного рок-искусства. Утром разминка, вечером - отходняк, все атрибуты плотно расписанного трудового дня.
    Такой музыкальный, безусловно поощряемый нами, образ жизни заказчика немало поспособствовал тому, что установщики из SOS-AUTO получили исчерпывающую, как говорят в мире сыска, «ориентировку», для создания на борту седана звуковой системы форсированного класса, с трёхполосным фронтом и сдвоенным сабвуфером. Форсаж, однако, пошёл по относительно нехоженому пути: комплект фронтальной акустики построен на компонентной паре Alpine SPX-107R и усилен отдельными мидбасами SPX-17MB со своими пассивными кроссоверами. В других частях системы мы тоже нашли новации, связанные, в первую очередь, с геометрическим положением или, по-нашему, ориентацией динамиков, о чём в своё время будет подробно рассказано.
    Заводское отверстие под однодиновый формат CD-ресивера вполне пригодно для установки нового устройства
    Место монтажа дистанционного регулятора баса довольно традиционно - под торпедо, слева от рулевой колонки
    Среднечастотный динамик расположен выше низкочастотного, что позволило вывести его из акустической тени, создаваемой водителем и передним пассажиром
    Твитер удалён от слушателей примерно на то же расстояние, что и два более низкочастотных фронтальных динамика
    Два сабвуфера вертикальной ориентации компактно расположены за спинкой заднего дивана
    Лёгкая задняя полка отлично пропускает в салон излучение сабвуфера
    Оба усилителя системы составляют основу композиции багажной перегородки
    Фальшпанель крепится в четырёх точках и в случае надобности открывает лёгкий доступ к настройкам усилителей

    Вариант фронтальной акустики весьма близок к канону, который мы обычно называем «2,5-полосным» усилением, подразумевая сочетание активной и пассивной фильтрации с усилением сигнала в двух полосах на три излучателя. Однако наличие дополнительной пары «коробочек» с пассивными фильтрами НЧ-диапазона позволило полностью отказаться от использования кроссоверов фронтального усилителя Hifonics ZX 6400 в пользу фильтров, спроектированных фирмой Alpine.
    Суббасовая часть звуковой системы выполнена на отдельном двухканальном усилителе Hifonics ZX 6000. Каждый канал «шеститысячника» нагружен отдельным 25-сантиметровым (в юношестве 10-дюймовым) динамиком Polk/MOMO MM2104. Выбор в пользу «десяток» был продиктован, главным образом, компоновочными соображениями: в невеликом багажнике седана сдвоенный корпус саба с отсеками по 19 л уместить проще, чем объёмистый, да ещё монолитный, корпус под «двенашку», сохранив при этом максимум багажных площадей. Многое здесь зависит и от монтажной глубины динамиков, которая при переходе от «десяток» к «двенашкам» возрастает весьма чувствительно и требует серьёзных уступок по части вещей, пригодных для укладки в багажник.
    «Десятый» размер пары сабвуферных излучателей позволил свежо и по-новому взглянуть на положение геометрической оси каждого из них. Обычно диффузор динамика направляют либо в салон автомобиля, пользуясь нишей подлокотника или задней полкой, либо в багажник. Ориентация типа «в багажник» даже породила в своё время дискуссию, время от времени вспыхивающую и поныне среди владельцев корпусных сабвуферов (про это есть в «АЗ» №8/2000). Энтузиасты суббаса вертели ящики и так и эдак, пытаясь определить, куда направить дуло сабвуферного излучателя. Установщики SOS-AUTO по-своему решили эту задачу и поместили в машине Расула 38-литровый корпус так, чтобы он оказался точно в проёме кузова, за спинкой заднего дивана, а диффузоры «Полков» смотрели вверх, на полку под задним стеклом.
    Иной читатель может задать коварный вопрос: а что, мол, за незадача - прибегать к каким-то ухищрениям и пытаться уместить в машине корпусной саб? Кузов - седан, а значит, прямая дорога к акустическому экрану, знай себе щели заделывай между багажником и салоном да заднюю полку укрепляй. При кажущейся простоте добиться хорошей работы фри-эйрного саба не так просто, как пишут в брошюрах издательства «Детская литература» и приравненных к ним онлайн-источниках. Все утечки воздуха убрать нелегко, задняя полка, с одной стороны (геометрической), не резиновая и редко когда позволяет вместить 30-сантиметровый (12 дюймов) диффузор, а одной «десятки» бывает маловато. С другой стороны (акустической), полка как раз чересчур резиновая, при её размерах добиться требуемой жёсткости нелегко, а не добиться - значит потерять часть баса и испортить оставшийся. Не будем забывать и про тех, кто, собственно, заказывает музыку - многие предпочитают плотный и собранный бас, которым отличается именно правильно, для данного случая и данного слушателя, рассчитанное оформление типа ЗЯ. Любопытно, что жёсткий корпус саба, выполненный из 18-миллиметровых листов MDF и снабжённый центральной перегородкой, установщики дополнительно изнутри заглушили листами «Битопласта» (STP).
    Попытавшись охватить одним взглядом целое поле компромиссов, на котором строится сабвуферное хозяйство, мы совсем упустили из виду другие, не менее важные вопросы ориентации, и музыкально-пространственной в первую очередь.
    Компоненты фронтальной акустики поделены на две неравные части, одна из которых, включающая мидбас и мидрейндж, помещена в дверные подиумы, а вторая, состоящая из одних твитеров, установлена на передних стойках кузова. Дверные динамики развёрнуты на середину салона, и их оси излучения сходятся в одной точке, расположенной над рукояткой КПП. Дверные подиумы, задающие упомянутую ориентацию излучателей, выполнены в виде жёсткой композитной конструкции из автопластилина с имплантированными в неё монтажными кольцами. Наружные обводы подиумов интегрированы с заводскими дверными карманами, и каждая деталь правого и левого борта целиком обтянута винилом. Высокочастотные динамики вмонтированы в стойки довольно высоко, примерно на полпути между торпедо и крышей, что, впрочем, хорошо согласуется с довольно близким расположением излучателей других, более низкочастотных полос. Подиумы твитеров задают практически перекрёстную, поперёк салона, ориентацию динамиков на середину лобового стекла. Подобно дверным конструкциям модернизированные заводские накладки стоек обтянуты чёрным винилом.
    Головное устройство Clarion DXZ745MP, снабжающее систему музыкальным сигналом, установлено в штатном гнезде заводской центральной консоли. С высокой вероятностью оно в самое ближайшее время уступит место мультиформатному устройству для DVD-дисков или, в крайнем случае, будет дополнено отдельно стоящим DVD-проигрывателем. Нововведения самого ближайшего будущего были подсказаны супругой Расула, которая ездит вместе с ним и, будучи свободна от необходимости надзирать за дорожной обстановкой, попросила поставить для неё небольшой ЖК-монитор.
    Окончательно ли решён вопрос ориентации в машине Расула? Это смотря как понимать. Система проходит обкатку, разминку, прогрев и притирку, наверняка потом возникает желание «поиграть ориентацией», главным образом, твитеров. В других же сферах наш выбор совпадает с выбором хозяина машины и строго подчинён ортодоксальной концепции. Без вариантов.

    Сказать, что в системе совсем не с чем поработать средствами частотной коррекции - это вряд ли. «Дырка» на 160 Гц, скорее всего, обусловлена салонным «стояком», у акустики огрехов АЧХ на таких частотах обычно не бывает, а частотного деления здесь тоже не происходит. Иное дело - аналогичные прогалы на 500 Гц и 2,5 кГц, здесь наверняка не обошлось без взаимодействия полосных излучателей, и с этим надо бы поработать. Позже, когда в системе всё «притрётся». А вот бас, как и заказывали, возвышается над остальным звуковым спектром, как горная вершина над презренным уровнем моря. Из-за этого, кстати, и пришлось измерения вести на уровне громкости намного выше обычного, иначе «уровень моря» уходил за нижний предел шкалы, как земля в Нидерландах...

    SQ
    Музыкальную ориентацию системы я проверил с помощью редакционного диска «Gothic Party» («АЗ» №2/2004), сделав скидку на короткий срок эксплуатации электромеханических компонентов, которые, как известно, требуют разминки. Несмотря на довольно близкое расположение к слушателю всех компонентов фронта и, соответственно, высокий риск привязки к левому каналу, стереопанорама оказалась на редкость равномерной (1-й трек). Суббасовый напор был выдающимся по своей силе и даже при отключении коррекции дистанционного бас-буста показывал нешуточные возможности. Серединка и верхушка звукового диапазона выглядели приглушенными, что, однако, не повлияло на разборчивость и слышимость музыкальных деталей, сняв в то же время проблему резкого и острого звука. Однотонные пассажи 5-го трека всегда были хорошим тестом на качество вибродемфирования и наличие призвуков сабвуфера, который в седане, ничем не выдавая своего присутствия, буквально заполнил салон басом. Густые суббасовые волны (7-й трек) успешно замаскировали не только звук выпускной системы автомобиля, но и часть верхнего баса и нижней середины, что отразилось на проработке атаки ударных инструментов. В то же время мужской вокал был основателен и приятен на слух (9-й трек). Скупость в передаче обертонов бесноватого вокалиста (трек №12) несколько смазала потусторонний характер композиции, придав ей более заурядное, чем было задумано, звучание.

    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
    Источник: Clarion DXZ745MP
    Усилители: Hifonics ZX 6000, ZX 6400
    Акустика: Alpine SPX-107R, SPX-17MB
    Сабвуферы: Polk/MOMO MM2104
    Студия: SOS-AUTO
    Руководитель проекта Руслан Таиров

    Источник: журнал Автозвук, 09/2005
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa