По другую сторону экватора тоже не сложа руки сидят, Южно-Африканский Шираз 2007 года — просто прелесть, но к области профессионального интереса имеет отношение важное, но не совсем прямое.
Западные демократии грозящую планете опасность, видимо, сознают, и центр тяжести производства автомобильной аудиотехники переместили к югу самым решительным образом. Срединная Империя (сейчас она не так называется, но применительно к нашей отрасли старое название лучше подходит) это на самом деле не восток, а юг, проверяется очень просто: лететь в Гуанчжоу десять часов, а стрелки переводить — только на четыре. Так что это — юг, здесь тепло. Но раз уж сюда забрались, дальше на юг и двинемся. Где ещё теплее...
Дальше начнётся Вьетнам, закончится Вьетнам, пойдёт Малайзия, рано или поздно закончится и она, а там, дальше к югу, начнутся острова, часть которых нам знакома из остатков школьной программы по географии (Борнео, Суматра, Ява), другие (Бали или Ломбок) — из проспектов турфирм, всё вместе называется Индонезией и расположено по большей своей части (процентов на 75%, на глаз) за экватором, то есть в искомом южном полушарии. Теплее некуда, потому что экватор — вот он, за углом.
Это я не к надвигающемуся, хоть и издалека, отпуску. Это я к тому, что сегодняшняя акустика — продукт Индонезии, от начала и до конца. Это принципиально важно, что не только до конца, но и от начала. Как могут сделать товар в Китае (Вьетнаме, Малайзии) по чертежам (а теперь уже — и по карандашным наброскам), полученным с севера, нам известно. Здесь же другая история, и то, что она другая, видно сразу.
Все модели акустики Crescendo носят второе имя Opus, вроде как у MTX, всё что ни возьми, называлось Thunder. Имечко Opus, как кажется, вполне к месту (оно означает «труд» — не как процесс, а как результат). В нынешней линейке шесть моделей, в том числе Opus 7B — в двух вариантах, обычный (то есть двухполосный) и 3 way (понятно, трёхполосный). Ни в инструкции, ни на сайте мы не нашли данных по допустимой мощности для этой акустики (или какой иной) — анонимно получить доступ к спецификациям нельзя, надо зарегистрироваться на сайте (всё-таки особенности правящего режима сказываются). Зато мы знаем, как зовут автора разработки. Имя простое, Andreas, а вот фамилию мне произнести не удалось, может, у вас получится: Tjahjadi.
Что касается мощности, полагаю, тут всё просто, надо взять усилитель обычной (60 — 90 Вт) мощности, следуя принципу «ходи по одной — не ошибёшься». Однако «по одной» не получится, усилителей придётся взять по паре на канал, поскольку Opus 7B 3 way комплектуется двухполосным кроссовером, и деление между полосами НЧ и СЧ нужно будет осуществлять внешними активными фильтрами. Если вы заметили, такой способ подключения трёхполосной акустики (в просторечии — 2,5-полосный) был вначале взят на вооружение креативным классом car audio, а теперь всё чаще принимается как штатный производителями акустики.
Специализированный кроссовер (X7.3H) довольно крупный, в нём две катушки (в том числе одна с железным сердечником) и два плёночных конденсатора. Формула в данном случае такая: I(Zobel) + II. Уровень твитера устанавливается переключателем на три положения, которые обозначены как 0/-2/-4 дБ. Собственно аттенюатор решён по Г-образной схеме, в которой коммутируются лишь резисторы, включённые в «вертикаль» (то есть в «землю»). А последовательно с нагрузкой (твитером) включён высококачественный резистор Mills (немагнитный и неиндуктивный).
Начал я с кроссовера для драматического эффекта, с целью нагнетания, потому что это — компонент с самой традиционной конструкцией.
Твитер T2RB уже несколько отходит от традиции. У него мягкий купол (28 мм) с полным гофром в подвесе и алюминиевый корпус, передний фланец которого представляет собой короткий рупор, призванный улучшить согласование мембраны с окружающей средой в нижней части рабочего диапазона. Корпус пищалки выполнен как «чашка» для заглублённого монтажа, иные варианты установки не предусмотрены.
Конструкция же трёхдюймового среднечастотника MB-3N и (особенно) мидбаса MG-6N о традициях не напоминает совсем. При взгляде «с лица» всё ещё более или менее похоже на виденное ранее, хотя и здесь, когда обнаруживаешь, что защитные решётки — неотъемлемая часть динамика (не только СЧ, но и НЧ), понимаешь: юг — дело непростое. Взгляд со стороны... как бы сказать... в общем — с противоположной озадачивает куда сильнее. Там, где мы привыкли видеть могучие магниты, встречаем миниатюрные блестящие стаканчики, внутри которых (больше негде) и должны находиться магнитные системы.
Да, действительно, как НЧ, так и СЧ-головки имеют обращённую магнитную систему с неодимовыми магнитами внутри звуковой катушки, а то, что сверкает снаружи — внешний магнитопровод. Диаметр катушек 25 и 19 мм соответственно. Ширина резинового подвеса у НЧ-головки «стандартная» — 11 мм, у «серединки» — 6 мм, и для СЧ-головки это немало. В конструкции магнитной системы (у НЧ и СЧ) предусмотрены так называемые кольца Фарадея, снижающие индуктивность катушки, это декларировано производителями и подтверждено измерениями.
Корзины у обеих диффузорных головок литые и очень хорошо заглушённые. Для «серединки» это абсолютно естественно, но если вы посмотрите на фото низкочастотной головки, то поймёте, что в корпусе с такими пропорциями и «спицами» круглого сечения резонансам тоже поместиться негде.
Посадочный диаметр басового звена оказался чуть больше, чем у большинства 165-миллиметровых головок, в некоторых случаях штатные места надо будет дорабатывать. В корпусе НЧ-головки вы можете видеть окошки для вентиляции катушки (всего их шесть). Для подключения акустического кабеля послужат клеммы-«лопаточки». Способ прокладки проводников к катушке второй у НЧ-головки и первый — у «серединки». Диффузоры там и там изготовлены из полипропилена, только у среднечастотника он тёмно-серый, почти чёрный, а у басовика имеет зеленоватый отлив, как острова в Индонезии на фото со спутника.
Перед прослушиванием мы провели всю необходимую работу, настроили активный кроссовер по частоте раздела (примерно 400 Гц) и по уровню. Начинаем. В исходной, верхней позиции аттенюатора ударной меди не так чтобы слишком много (хотя и не мало), так что можно было его и не трогать. Но всё же переведём его в другую крайнюю позицию. Как ни удивительно, верхов не уменьшилось, однако ударная медь приобрела некоторую дополнительную звонкость, стала музыкальнее. Так что оставим аттенюатор в этом положении. Бубен ясный и даже красивый, хотя материальности ему несколько недостаёт. В исходном положении, под 25 градусов к оси, ясность тоже не самая высокая, потому мы развернули тестовые ящики под 15 градусов. Мужской вокал звучит подробно и спокойно, какого-либо нажима на сибилянты не ощущается. Собранность на самых нижних нотах приемлемая, хотя и не идеальная. Женский вокал хорошо артикулирован и свободен от той «колючести», которая в «нашей» акустике встречается очень часто. Правда, создаётся ощущение, что голоса трактуются чуть простовато, живыми их всё же не назовёшь. Рояль звучит цельно, чувствуется, что это мощный и объёмистый концертный инструмент, возможно, даже более объёмистый, чем «в жизни». А на нотах верхних октав можно заметить определённую недоговорённость. Звучание скрипок не всегда предсказуемо, порой они кажутся скучноватыми, а порой демонстрируют недюжинную музыкальность и подвижность. Рельеф бас-гитары показался несколько напряжённым, но атака передаётся вполне адекватно. Контрабас довольно глубокий и подробный, а вот щелчки «бочки» при солидной громкости выводят НЧ-динамик «из равновесия». Впрочем, ни для кого не новость, что «букет» из глубокого баса и хорошей громкости для мидбасов не предназначается. Даже в Южном полушарии...
Бесплатный совет:
1. Установите аттенюатор в нижнее положение
2. Твитер ориентируйте под минимальным углом
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт н.д.
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 58 — 18700
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 85,5
Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,438
Коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,02
Параметры Тиля-Смолла | НЧ | СЧ | ВЧ |
Частота собственного резонанса Fs, Гц | 63,4 | 113,3 | 1490 |
Эквивалентный объём Vas, л | 6,86 | 1,336 | - |
Полная добротность Qts | 0,855 | 0,632 | 1,089 |
На графиках характеристик импеданса можно заметить, что индуктивность головок, действительно, хорошо подавлена, низкочастотнику в трёхполосной системе это, положим, без надобности, но те же головки работают и в двухполосной системе Opus 7B. Резонанс пищалки подавлен ферромагнитной жидкостью в зазоре. Обратите внимание: НЧ и ВЧ-головки — 4-омные, «серединка» же — почти 8-омная. Не будь система 2,5-полосной, согласовать мидрейндж с басовиком по чувствительности нипочём бы не удалось. | На АЧХ твитера (без фильтра) хорошо заметен пик, приходящийся на 5 кГц. Ширина полосы (по — 3 дБ) — от 2 до 18,1 кГц. АЧХ басового звена имеет весьма спокойный характер во всём диапазоне, без признаков «ломки» и какого-либо спада он спокойно доигрывает до 4 кГц. У «серединки» характер не столь покладистый, на частоту2 кГц приходится заметный пик, ещё один пик возникает на границе диапазона (10 кГц), но там он никому не мешает |
Так выглядят характеристики фильтров по звуковому давлению. Характеристика фильтра ВЧ практически не зависит от положения аттенюатора, но и эффективность аттенюатора, мягко говоря, невысокая, как минимум для двух резисторов из трёх можно было бы подобрать другие значения. Благодаря присутствию цепи Цобеля крутизна спада заметно возрастает выше 2 кГц. Природа малозаметного пика, приходящегося на те же 2 кГц, предположительно связана с резонансом индуктивности головки и конденсатором в цепи Цобеля. Взятые вместе, АЧХ фильтров демонстрируют намерение разделить полосы СЧ и ВЧ около 4 кГц, но уже здесь видно, что полосы разнесены довольно далеко от частоты сопряжения, мне легко это говорить, потому что я уже видел, как это потом скажется на суммарной АЧХ по звуковому давлению, а вам предстоит увидеть совсем скоро. | Смотрим, как с помощью фильтров изменились характеристики компонентов. Удалось убрать пик (5 кГц) на АЧХ пищалки, в двухполосном варианте это, видимо, сделать сложнее, если там частота среза выбрана ниже. Сходным образом почти подавлен пик на АЧХ среднечастотника. Конечно, «разнос» полос серединки и пищалки остался значительным, но тут, как я понимаю, перед господином Tjahjadi стоял выбор: либо горб на 2 кГц, либо провал на 3,5 кГц. Похоже, что выбор он сделал правильный. |
На этом графике можем видеть результат. По оси излучения, как мы тут глубокомысленно рассуждали, между полосами СЧ и ВЧ возник провал вблизи частоты раздела. Однако по мере разворота направления излучения провал постепенно тает и на отметке 50 градусов превращается в досадное воспоминание. «Угловая» характеристика имеет на редкость ровный характер вплоть до 12 — 15 кГц (тут помогает, в том числе, и рупорок пищалки). Но пищалку, как мы уже поняли, всё же лучше монтировать под меньшим | углом, нежели среднечастотник. Аттенюатор мало влияет на форму суммарной АЧХ, здесь чудес не произошло, да и не могло произойти. В дверном варианте установки НЧ результирующая добротность НЧ головки составит 0,91 — 0,92, нижняя частотная граница 57 Гц «на улице» или 12,5 Гц (!) в салоне. В общем, Opus 7B может отыграть весь бас и без помощи сабвуфера, если не увлекаться громкостью. Минимальный объём ЗЯ 8,6 л, при пороговой добротности 1,1 басовый динамик сохраняет завидный басовый потенциал, нижняя частотная граница 64/48 Гц. Среднечастотник, как и всегда, можно монтировать в любой имеющийся под рукой объём, частота его резонанса будет далеко от рабочей полосы при любом разумном выборе частоты раздела НЧ/СЧ. Скажем, некриминальная добротность 1,1 достигается в ящичке объёмом 0,54 л, при этом частотная граница «нефильтрованного» среднечастотника составит 159 Гц, а частота среза фильтра ВЧ вряд ли будет ниже 300 Гц, так что и беспокоиться не о чем. |
ЧТО
Трёхполосная акустика
КТО
Crescendo Opus 7B 3 way
ПОЧЕМ
17900 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Низкие искажения
Ровная дисперсия
Редкостный басовый потенциал
ЭТО — МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Юг — дело тонкое...
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 7
Басовый потенциал 9
Звук 8
Итог 41
Источник: журнал Автозвук, 04/2012. Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro