А это — никак не «конёк», уменьшительные суффиксы здесь не к месту. Зато — горбунок, это несомненно. Горбик у этого коня вырос не на спине, неизвестно зачем, а на капоте, известно зачем — чтобы поместился двигатель с нагнетателем. Впрочем, надолго задерживаться снаружи этого автомобиля я на сей раз не стану, не так давно один поскакал (и полетал) по нашим страницам, тот, правда, был попроще, не «Горбунок». Как и тогда, усладив взор безусловным произведением автомобильного искусства, я поспешил вернуться к исполнению служебных обязанностей, более связанных с услаждением слуха. Если есть чем услаждать.
Первой мыслью при беглом знакомстве с аудиосистемой повзрослевшего Горбунка было, признаюсь: «И это всё?» Когда послушал, как система звучит, появилась вторая мысль (что в наши дни уже немало). В переводе на литературный язык — «ничего себе!»
Технически сложных систем на этих страницах было немало, я уже и сам начал потихоньку склоняться к мысли, что простая система — удел новичков-самодельщиков. У кого-то играет лучше, у кого-то хуже, но до звучания развёрнутой системы с полной поканалкой и процессорами всем им одинаково далеко. Однако...
Багажник... так и остался багажником. Ничего нового из области электроакустики здесь не появилось... | ...потому что осталось штатное. Редчайший случай, когда в системе оставили штатный сабвуфер. Как оказалось — не зря оставили... |
Пролог у этой истории стандартный до банальности — отличная машина, штатная система, едем в студию...
С источником сигнала определились достаточно быстро: Pioneer AVH-2300DVD читает диски всех форматов, поддерживает USB-носители и iPod/iPhone. Разве что карточки SD не поддерживает, а жаль — они намного практичнее флэшки, торчащей из передней панели, её легко снести неловким движением. Не своим, так пассажирским. Говорю об этом на основе опытных данных, в том числе, увы, самых свежих. Но выбор был сделан в пользу остальных функций: к аппарату подключается расширение — навигационный модуль Pioneer AVIC-F220, и этим воспользовались незамедлительно, как и камерой заднего вида — обзор назад у этого автомобиля отсутствует напрочь. Да и с обзором вперёд дело тоже обстоит не лучшим образом, видовая особенность «горбунков» в центре капота изрядно ограничивает правый сектор — наверное, в пробках нелегко приходится.
А дальше пришлось искать баланс между желаниями и возможностями — в первую очередь в техническом плане. «Мустанг» машина резвая, спортивная, масса имеет значение. Поэтому от тотальной шумоизоляции пришлось отказаться, к тому же заглушить рёв коней, собравшихся под капотом (и горбом) было всё равно нереально. Поэтому капитально обработали только двери, принявшие на себя основную акустическую нагрузку.
Штатные места под акустику в дверях «Мустанга» (как мы убедились по прошлому коню этой же породы в №12/2010) расположены не совсем обычно: в верхнем переднем углу каждой двери. В том «Мустанге» решено было их доработать и использовать для установки нормальных мидбасов (каковыми, разумеется, нельзя было считать штатные, с эллиптическими диффузорами, повёрнутыми под непонятным углом). И тогда, как я же и отметил, за технологическую простоту решения пришлось сполна заплатить характеристиками звуковой сцены, из-за большой разницы в расстояниях и углах излучения ближнего и дальнего мидбасов происходила неизбежная (а в беспроцессорной системе — абсолютно неизбежная) привязка звука к ближнему динамику и размывание центрального звукового образа.
Здесь на приманку предельной технологической простоты клевать не стали, мидбас переехал на традиционное место, в нижний передний угол двери. При известной доле изобретательности сюда встал бы и восьмидюймовый динамик, но для принятой двухполосной схемы это решение рискованное, ограничились калибром 6,5 дюйма, характеристики которого более сбалансированы. Выбор пал на E.O.S ES-650 — там действительно и мид, и бас в равных долях. И баса немало — нижняя граница диапазона 55 Гц, что для дверных динамиков более чем достойно. На пищалки в двухполосной системе падает очень большая ответственность — это и пресловутая прозрачность звучания на средних и верхних частотах, и формирование стереопанорамы, и динамический диапазон (перегрузить пищалки намного легче, чем мидбасы). Поэтому к выбору пищалок подошли с ещё большей ответственностью. Марка та же, E.O.S., модель PL-XT. Какой сакральный смысл несут эти четыре буквы — гадать не буду, здесь все достоинства и так на виду: кольцевая шёлковая диафрагма диаметром 28 мм обеспечивает широчайший частотный диапазон: верхняя граница 25 кГц по уровню -3 дБ, и 28 кГц по -5 дБ. Хватит на все нюансы звучания обычного компакт-диска, останется даже на HDCD, если будет на чём его слушать. Нижняя граница частотного диапазона тоже не подкачала — 1200 Гц немногим пищалкам по плечу, признаем это.
Для пищалок нашлось отличное место в треугольнике зеркала — при таком расположении относительно слушателя сцена неплохо выстраивается даже без процессора. Но на водительской двери подзеркальник был занят пультом управления зеркалами. Пришлось это место освободить — джойстик перенесли в подлокотник двери, где, по моему мнению, пользоваться им стало гораздо удобнее — посадка водителя полулежачая, раньше тянуться было далековато. Кроссовер в системе пассивный, второго порядка, из комплекта Opera. С ним немного поколдовали, подкорректировав частоты среза и уровни сигналов с учётом изменившихся характеристик головок. Разместились кроссоверы в дверях — и монтаж удобнее, и провода короче.
По заведённому порядку теперь самое время рассказать о сабвуфере: где он, на чём он, из чего и как его делали. А рассказывать-то и нечего. Первый случай в моей практике, бывает, что оставляют штатную «голову» (нередко), бывает — что-то из акустики (реже), но чтобы штатный сабвуфер... А здесь прецедент создан: штатный сабвуфер в «Мустанге» установлен в багажнике с правой стороны и не только неплохо задуман (что уже заслуживало бы доброго слова), но и выполнен — а это уже редкость для штатных систем. Жёсткий пластиковый корпус разделён на два герметичных отсека, в каждом них установлена восьмидюймовая головка с двумя обмотками по 4 Ом, рядом — штатный усилитель. Агрегат оказался вполне перспективным и вошёл в систему с минимальными доработками. Корпус усилили и вибродемпфировали, а штатный усилитель выбросили. Схему коммутации обмоток динамиков изменили, в каждом динамике катушки соединили последовательно, а сами динамики — параллельно, итоговый импеданс получился всё те же 4 Ом, что позволило подключить такую нагрузку мостом к усилителю, не опасаясь за его судьбу.
Вот и до усилителя добрались. Не обольщайтесь — сенсаций не будет. Никакой экзотики, никаких причудливых выкрутасов, схема самая что ни на есть классическая: фронт + саб мостом от четырёхканального усилителя Challenger ER-70.4. Усилитель, кстати говоря, тоже не эксклюзив, но при своих 70 Вт на каждый фронтальный канал и 200 Вт мостом на сабвуфер для поставленной задачи приспособлен оптимально. А благодаря невеликим габаритам усилитель удалось поместить под сиденьем, новых горбов у этого коня не появилось...
RTA
На АЧХ виден фундаментальный подъём на частотах ниже 100 Гц, при этом обращает на себя внимание нетривиальный факт: штатный, пусть и доработанный, сабвуфер от 40 Гц и ниже ведёт свою мелодию удивительно ровно, даже профессионально, будь уровень в сабвуферном канале поскромнее, такую АЧХ на суббасе мы бы отнесли к разряду «чемпионских». Обнаружился всплеск на 250 — 315 Гц, вот где шероховатость зарылась. А плавный «горбунок» от 600 Гц с вершиной на 4 кГц это тот самый «эффект присутствия» на женском вокале. Главное, что на этой АЧХ нет резких изломов — в этом и кроется разгадка комфортного тонального баланса.
SQ
На удивление, столь простая система прозвучала великолепно. Хотя чему удивляться — чем проще структура, тем меньше вмешательства в сигнал. Меньше степеней свободы, но больше влияние самих компонентов и мест их установки. Здесь все составляющие легли как надо. И даже сцена оказалась очень ровной и практически симметричной, не зря перенесли мидбасы «куда положено». Детальность звучания, макро- и микродинамика великолепны, заметных на слух искажений нет ни при малой, ни при очень немалой громкости.
Тональный баланс приятен, хотя и отличается от канонического. Заметный избыток суббаса и нижнего баса закономерен — маскировать шумы легче, чем поглощать. Есть и небольшая шероховатость где-то между верхним басом и нижней серединой (как-то так, где же эта граница проходит?).
Остальная часть звукового диапазона достаточно ровная, без серьёзных замечаний. Высокие частоты яркие, детальные, немного выделена и верхняя середина. Это прибавляет выразительности звучания, особенно на женском вокале — исполнительница как бы подходит ближе. Самые высокие частоты слегка приглушены, но воспроизводятся уверенно, с «воздухом» всё в порядке.
SUM
Тип системы: аудио/видео
Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник/монитор: Pioneer AVH-2300DVD
Усилитель: Challenger ER-70.4
Акустика: E.O.S. ES-650, PL-XT
Сабвуферы: штатные
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
Источник: журнал Автозвук, 09/2011. Рубрику ведёт Железный ШИХМАН
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120