Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Понятия. ИДЕИ И ОТРАЖЕНИЯ. РАЗМИНКА ДЛЯ УМА И ШЕИ.

    ИДЕИ И ОТРАЖЕНИЯ.

    Автозвук №5 2006г. Понятия.

    Андрей ЕЛЮТИН

     

    РАЗМИНКА ДЛЯ УМА И ШЕИ.

     

    Судя по редакционной почте, серия публикаций «Вспомнить всё» оказалась довольно востребованной, за отклики спасибо. Однако если долго держать голову повёрнутой назад, в область давно известного и лишь вспоминаемого для практических целей, устаёт шея. Чтобы размять затёкшее, я решил в этом номере взгля­нуть вперёд, в область проектов, которым ещё предсто­ит (я полагаю) осуществиться. У такого решения, как водится, нашёлся информационный повод. Пресс-ре­лиз фирмы Audi о штатной аудиосистеме в новой А8.

     

    ЧИСЛО И УМЕНИЕ

    Вот невидаль. Со штатными системами мы боремся, часто побеждаем, правда автопром наносит ответные удары, как мо­жет. Самое распространённое и примитивное оружие автопро­изводителей огорошить платежеспособного, но концепту­ально лоховатого покупателя числом динамиков. «Аудиосисте­ма с 12 динамиками». Как тут удержаться и не добить за де­шёвые бумажные сопелки по цене хая-фая средней руки или выше? Эффективность этого боевого приёма в последнее вре­мя, видимо, снизилась, и автофабриканты стали применять другой. Производить впечатление именем заводчика аудиоси­стемы. Раз машина «Лексус» — пусть аудио будет «Марк Ле-винсон». И не беда, что акустики под этой маркой отродясь не выпускалось. Сказано «Левинсон» плати, не разговаривай. Или вот Harman Kardon в нескольких марках недешёвых ав­томобилей. Поди пойми без разборки, что там стоит, а эту марку с полным юридическим основанием можно поставить и на динамики JBL, скучающие на витрине любого магазина рядом с ценником $49.99. Концерн один, какую марку ста­вить — решат по обстоятельствам. (В сторону: «Шеви-Нива» могла оказаться и «Дэу», и «Опелем», и «Кадиллаком», это не в Москве решают.)

     

    И вот падает в почту пресс-релиз: аудиосистему для новой Audi A8 делает Bang & Olufsen. Компания, меньше всех склонная раздавать свой лейбак направо и налево. Аудиосис­тема В6Ю предлагалась покупателю машины в обмен на до­плату в размере 14 тысяч евро, и неудивительно, что на это за­хотелось посмотреть. Типа — за что?

     

    ПРОДАЖА И ПЕРЕПРОДАЖА

    За что, было внятно объяснено, как оказалось — не за лей-бак. Во всяком случае, не всё за лейбак. Помимо в целом очень ответственного построения системы, с трёхполосным фронтом, закрытыми ящиками дверной акустики, полновес­ным цифровым процессором и т.д., датская фирма употреби­ла в своей первой автомобильной установке сразу две патентованные разработки. Первая — усовершенствованные им­пульсные усилители ICE Power. О том, насколько удалось их усовершенствовать, можно судить по тому, что этот патент был приобретён фирмой Pioneer для своих усилителей катего­рии «начало хай-энда», об этом можно прочесть в одном из «Анфасов» этого номера. Второй патент В&О купили сами. У американской фирмы Sausalko Audio Works. За судьбой этого устройства я слежу довольно давно, уж года три, наверное, но так, вполглаза, поскольку до последнего времени оставалось неясным, есть ли от него толк для мобильного звука. Теперь вот появилось подтверждение: есть. Или должен быть. Или, может быть, ответ предстоит найти, а не вспоминать. Хотя и вспомнить будет что, Итак, что же такое датчане сначала ку­пили у американцев, а потом, по сути, перепродали немцам?

     

    То, что выезжает из углов приборной панели но­вой

    А8 — самое существенное акустическое изоб­ретение десятилетия 

     

    СНОВА «ВХОДИТ И ВЫХОДИТ»

    Самая бросающаяся в глаза особенность новой аудиосис­темы — твитеры, выдвигающиеся из углов приборной панели при её включении и убирающиеся обратно при выключении. По виду и не скажешь, что это твитеры — над поверхностью Торпедо появляется некая фантазия на тему причального кнехта, какие можно увидеть на пирсе морского порта. Это вот и есть самое яркое изобретение в практической акустике за последние десять лет как минимум, и оно наконец нашло свой путь на борт автомобиля.

     

    Изобретение называется не совсем подходяще, A.L.T. Acoustic Lens Technology. He совсем подходяще, поскольку линзы, упомянутой в зарегистрированной торговой марке, здесь как раз и нет. Есть очень остроумно сделанный акусти­ческий рефлектор.

     

    Родитель изобретения, которое американское патентное законодательство взяло под свою защиту в 1997 году — некто Эммануэль Ла Каррубба, «автор и исполнитель» калифорний­ской компании Sausalito Auido Works. Специализацией фирмы всегда было обустройство звукозаписывающих студий, и изо­бретение, благодаря которому её имя прославилось (теперь уже ясно, что прославилось), родилось из практики.

     

    Синьор Ла Каррубба («Мэнни», как его зовут даже в серьёзных публикациях. У американцев даже президентов зовут Билл и Джимми) озаботился решением самой, пожалуй, важной проблемы практической акустики — направленностью излучения на средних и верхних частотах.

     

    Ранний (французский) опыт укрощения направ­ленности методом отра­жения, Elipson

    Более удачной попыткой стал «впукло-выпуклый» отражатель Арнольда Клей­мана из корпорации Hughes. Только он не сообразил про эллипс

     

    ЛУЧ ЗВУКА В ТИХОМ ЦАРСТВЕ

    Научно-технический факт: с ростом частоты сужается ди­аграмма направленности любого динамика. Чем больше ди­намик по размеру — тем раньше по частоте. Не меняя тради­ционной схемы многополосной акустики, с этим пытаются бороться косвенными методами, например, стараясь пони­зить частоту раздела СЧ/ВЧ. При этом излучение раньше пе­рейдёт в руки маленькой, а значит — малонаправленной пи­щалки, до того, как начнёт сужаться угол излучения больше­го по размеру среднечастотника. Отсюда — ухищрения, на­правленные на снижение резонансной частоты пищалок, вся­кие акустические камеры и прочее.

     

    В разъяснениях к своей конструкции деятели из Canon наглядно обрисовали ситуацию с «пред­намеренными» и стихийными отражениями

     

    Почему так важны характеристики направленности? Осо­бенно у нас, в салоне автомобиля, ведь рано или поздно во­прос перейдёт в эту, привычную для пас плоскость. Для того чтобы расширить зону стереоэффекта, то, что называется sweet spot? Лишь отчасти, главное же — в формировании ме­ханизма ранних отражений, от этого в очень большой мере за­висит восприятие пространственного звучания. Полное отсутствие отражений, как если бы слушать музыку в заглушённой камере, лишает звучание естественности, правда этот случай — чисто теоретический, отражения всегда есть. Проблема в том, что в силу направленности, разной для разных частот, тональный баланс прямого и отражённого звука будет разным, а это, как неоднократно было показано учёными мужа­ми, очень негативно сказывается на восприятии стереокартины. Мэнни (раз уж он не обижается) предложил формировать диаграмму направленности ВЧ и СЧ-излучателей по принци­пу «с заранее заданными свойствами». Это значит: в горизон­тальной плоскости — излучение в пределах угла 180 градусов, абсолютно одинаковое в пределах этого утла. Минимум излу­чения назад, это приводит к «сверхранним» отражениям, сни­жающим детальность звучания. В вертикальной плоскости — узкая диаграмма направленности, что снижает интенсивность отражений от потолка и пола, и это, как принято считать, то­же негативный фактор.

     

    С чего начал Мэнни? С библиотеки, попытка реконструк­ции событий в этом почти не оставляет сомнений.

     

    БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДЕНЬ МЭННИ ЛА КАРРУББА

    Первым внимание будущего инноватора должен был при­влечь патент, выданный в США французу Жозефу Леону в год рождения автора этих строк, то есть — до жути давно. Француз Леон предложил, ровно с теми же целями, какие по­ставил перед собой полвека спустя американец Ла Каррубба, накрыть динамик, установленный вверх диффузором (до изо­бретения купола оставалось ещё пять лет), эдакой шапочкой, имеющей форму эллипсоида. И даже основал у себя во Фран­ции компанию по выпуску подобным образом устроенной акустики с выразительным названием Elipson. Дело не пошло, Дурацкий колпак диаграмму направленности в горизонталь­ной плоскости сужал не меньше, чем в вертикальной, но про эллипс Мэнни почему-то запомнил.

     

    Была даже попытка создать «управля­емый» отражатель, двигая его над диффузором, предполагалось регули­ровать диаграмму направленности

    Именно исследователи из Canon впервые вернулись к идее исполь­зовать свойства эллипса, но как-то робко и не окончательно

     

    А другие — не вспомнили, а пошли по прямой. Очень толковое решение предложил мужчина, трудившийся зачем-то на авиационную корпорацию Hughes (сердцу не прика­жешь). Объединить в одном рефлекторе вогнутый и выпук­лый конические сегменты, которые и будут рассылать звук по полукругу. Позже другие изобретатели, многие из которых по какой-то причине сгрудились в стенах исследовательских цен­тров фирмы Canon в Японии и Англии, этой идеей занялись и даже робко предположили, что банальный конус здесь — не лучшее решение. Последний же «золотой костыль» в путь к практической конструкции ненаправленного излучателя дове­лось вбить нашему доброму другу Мэнни.

     

    ЗОЛОТОЙ КОСТЫЛЬ

    По сути, Ла Каррубба соединил два уже предложенных ре­шения: вогнуто-выпуклый рефлектор американского авиато­ра и волшебные свойства эллипса, которые впервые попытал­ся освоить на благо общества француз из середины прошлого века. Звуковой отражатель A.L.T. — это результат вращения эллипса вокруг прямой, не совпадающей ни с одной из осей, в результате которого создаётся довольно причудливой фор­мы тело, часть его — эллиптическая выемка, другая часть — что-то вроде зонтика, тоже с эллиптической образующей. Впрочем, взгляните на картинку, тело такой формы описанию поддаётся плохо.

    Эллипс здесь принципиален, поскольку в одном из его фо­кусов (их два, помните ещё среднюю школу?) расположен центр излучения диафрагмы динамика, а второй становится как бы виртуальным источником. И вот главное: поскольку речь идёт о теле вращения, виртуальный центр излучения пе­рестаёт быть точкой и становится излучающей дугой с углом 180 градусов, как и требовалось.

     

    Корень идеи A.L.T.: излучатель стоит в одном фокусе эллипса, виртуальный источник образуется в другом

    Чтобы эллипс при вращении образовал не колпак, а зонтик, его надо вращать вокруг линии, проходящей через фокус, но не сов­падающей ни с одной из осей

     

    Реально сделанный по этому принципу прототип показал абсолютно неизменную АЧХ в пределах утла 180 градусов (а с чего бы ей меняться, когда и купол пищалки, и рефлектор внутри этого угла строго осесимметричны), ровную до 15 кГц. На основе прототипа выпустили небольшие серии монито­ров, которыми Sausalito, по основной специальности, обору­довала несколько звуковых студий. Одновременно желающим было предложено воспользоваться только что описанным продуктом мозгового штурма через приобретение лицензии на A.L.T., включая и торговую марку.

     

    В практической реализации Ла Каррубба поставил свои A.L.T. каскадом: на «зонти­ке» купольного среднечастотника уста­новлен второй, поменьше, для пищалки. Эта конструкция без всяких изменений перешла в пафос ну ю Beolab 5

     

    КАК СЛАВНО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ

    Откликнулись датчане из В&О. Всегда предрасположенные к инженерному авангарду, они искали решение для вынашива­емого супертехнологичного проекта Beolab-5. Одно решение, усилители ICE Power, было уже наготове, требовалось что-ни­будь эдакое по части акустики. Так родилась акустика самой шокирующей на сегодня внешности и самого экзотического инженерного наполнения. Уникального. Хотя, впрочем...

    На сходном, хотя и не основанном на том же изобретении, принципе построены некоторые модели акустики Mirage, там рефлектор имеет иную форму, но цели преследуются те же, что и у A.L.T. Beolab 5 я в живую не слышал, охарактеризовать не могу, а вот Mirage Omnisac, оказавшиеся на тестировании у коллег из «Салона Audio Video» — довелось. К веснаправленным малышам возникли, разумеется, естественные вопросы, но в том, что касается формирования стереопанорамы, они, честно скажу, не на шутку поразили, на любом музыкальном материале бесследно растворяясь в звуковом пространстве, Значит — принцип, как таковой, состоятелен.

     

    Основанные на том же принципе, но не­сколько иной геометрии Mirage Omnisat продемонстрировали исключительную способность растворяться в звуковом пространстве

     

    ПОЕХАЛИ, ЧТО ЛИ?

    А нужно ли это нам, грешным? В смысле — в автомобиле. Дома-то мы все безгрешные. Судя по прецеденту, созданному Audi и В&О — нужно. Проверить это на практике пока не удаётся, ни одной машины с такой аудиосистемой в Москву не завозили, у меня специальный человек в «Ауди-Центре» за этим следит, звоню раз в неделю. Однако и из других сообра­жений полагаю (готов вступить в мотивированную дискус­сию, если надо), что нужно, и гораздо сильнее, чем «безгреш­ным». У нас отражения — это чума, поскольку они стихий­ные, неподконтрольные и сверхранние. Пищалка, стоящая на стойке и рассчитанная на прямое излучение, на самом деле лупит боковым лепестком диаграммы направленности в ло­бовое стекло как минимум, а то и до бокового достаёт. По­пытки использовать отражение намеренно, когда пищалка из­лучает в лобовое стекло с приборной панели, очень популяр­ная схема, несовершенна, поскольку форму, а значит — ха­рактеристики получившегося таким образом отражателя мы не в силах выбирать и менять. Отдельные опыты с конусами над пищалками, проводившиеся лет пять назад, не меньше, Вадимом Джалаловым и Игорем Гусятниковым в .(Блюзмобиле», быстрого результата не да­ли, да и не могли, как мы теперь знаем геометрия отражателя должна быть радикально иной, устраняю­щей излучение назад, на стекло, | и сводящей его в плоский, но широкий луч. Но теперь, когда мы это знаем, может, кто-ни­будь попробует?

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa