Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Toyota Crown. Спортивная утилита

    У наших соседей (на западе, через Атлантику, или на востоке, через Тихий океан, как кому удобнее) аббревиатурой SUV (Sport Utility Vehicle) называют внедорожник или другой автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для активного отдыха. То есть считается, что активно-спортивный водитель легко грузит активно-спортивные принадлежности в SUV, быстренько доезжает до места применения упомянутых принадлежностей и там начинает активно-спортивно отдыхать. Вместе с попутчиками и попутчицами, разумеется.
    Можно, конечно, и так, миллионы американцев не могут ошибаться все сразу (хотя как сказать, подождем до ноября, там узнаем, могут или нет). Но при таком подходе утилитарность получается отдельно, до приезда к цели вояжа, а спорт — отдельно, по прибытии.
    Нам видится более правильным интегрировать спортивное и утилитарное назначение одного и того же транспортного средства более тесно. И благодаря автозвуку такая возможность налицо. Одна и та же звуковая система играет спортивную роль, — когда положено по календарю соревнований, и утилитарную, если можно так невозвышенно о звуке, когда не положено.
    Вот она, Toyota Crown, заряженный носитель заряженной системы Павла Харитонова. Фамилия владельца значится под номером 1 в судейских протоколах соревнований по качеству звучания в классе «Любитель, звук 601+ Вт» на фестивале «Экзотика 2003» («АЗ» №9/2003) и под номером 4 в протоколах финала чемпионата Европы по автозвуку 2003 года в классе «Amateur Sound Only» («АЗ» №11/2003). И нам, конечно, было очень интересно взглянуть, как уживаются в машине г-на Харитонова спортивные праздники и трудовые будни.
    Ранний прототип SUV будущего чемпиона России был тоже марки Toyota и тоже модели Crown, только предыдущего поколения. Почтенный возраст машины и её «праворукость» сильно сузили перечень установочных студий, которые были готовы взяться за такой хлопотный заказ. Тем не менее, среди оставшихся в списке всё-таки нашлась та самая, единственная, сотрудничество с которой уже длится несколько лет и в которой оснащались все последующие машины — и свои, и друзей. О той, кстати, первой, можно прочесть в архивном номере «АвтоЗвука» (№12/2001).
    Мидбас установлен в двери проверенным способом, который применяется для оформления типа «акустический экран».
    Сдвоенный блок «голова + измеритель» занял штатное место в передней панели, японцы любят двухдиновые устройства и вьют для них адекватные гнёзда в торпедо.
    Монтаж мидрейнджей в торпедо, как водится в таких случаях, сопровождался хлопотами по переносу воздуховодов и даже демонтажом лобового стекла на время работ.
    Итальянская кожа, без ярко выраженной фактурной поверхности, требует особой тщательности, малейшая неровность немедленно бросается в глаза.
    Повседневные музыкальные предпочтения владельца машины мы узнали, нескромно сунув нос в лежащую на заднем сиденье объёмистую сумку для переноски компакт-дисков. Обнаруженный материал подпадает под определение «рок-музыка», но в его очень расширенном толковании. Там рок есть самый разный, отечественный и зарубежный, лёгкий и тяжёлый, Rainbow и «Любэ», Bon Jovi и «Кино», Queen, AC/DC и даже наш сборник «Живая Вода», который как бы даже и не совсем уже рок. Такую широту диапазона способна переварить только серьёзная система с компонентами самого высокого разбора, и уж тем более когда система строится со спортивным прицелом.
    Задачу формирования музыкального сигнала в схеме SUV решает CD-ресивер McIntosh MX 406. Производитель и его продукты известны в мире аудио давно и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Однако с точки зрения «Провайдера» зон, свободных от критики, быть не должно, и строгая оценка содержимого головного устройства повлекла за собой замену CD-привода, считывающей головки, подстроечных сопротивлений и электролитических конденсаторов. Тотальный «твикинг» затронул даже ЦАП, который уступил место изделию Texas Instruments, в девичестве известном как Burr-Brown. Улучшенный, вернее — нетронутый, насколько это возможно, сигнал передаётся на усиление по балансной линии, чтобы не собрать по дороге все помехи, которых в современных автомобилях хоть пруд пруди, и главным «крикуном» оказывается система управления впрыском, по кабелям которой гуляют изрядные токи управления клапанами форсунок.
    В полку под стеклом врезаны все три источника суббасовых звуковых колебаний, динамик по центру и два выхода тоннелей — по флангам.
    Силовая установка системы смонтирована в багажнике, аккумулятор — слева в крыле, за фальшпанелью, усилители и конденсаторы — по центру, а в правом крыле...
    ...в правом крыле тоже детали силового назначения, которые должны быть в арсенале каждого спортсмена.
    Фронтальный усилитель Audison VRx 6.420 под завязку заполнен модулями для регулировки сабсоников, кроссоверов, параметриков и прочих фазовращателей. На этот аппарат в системе приходится основная нагрузка по формированию сигнала и его «разгону» по частотным диапазонам. Иначе никак, там, где нет компромиссов, усиление происходит по полосам, и в нашем случае нарезку этих полос делает усилитель, источник занимает позицию невмешательства. Пара каналов ВЧ-диапазона подключена к твитерам Morel MT3, которые приносили победу уже не одному участнику автозвуковых соревнований. В полосе СЧ два канала усилителя играют на 4-дюймовые мидрейнджи 4 W2 из трёхполосного комплекта Focal Utopia 165 W3, а сигнал НЧ поступает на пару мидбасов 7 W2 из двухполосного комплекта Utopia 180 W. Здесь тоже авторитет производителя сам по себе никого не гипнотизирует, даже топовая линейка акустики Focal не избежала придирчивого отбора на право залезть в SUV, и из далеко не последнего разбора комплектов были извлечены лучшие представители породы. Параллельно катушкам мидбасовых динамиков подключены входные разъёмы измерителя мощности McIntosh MPM 4000, он хоть, как говорится, на скорость не влияет, но удачно дополняет «домашний» дизайн CD-ресивера и на пару с ним формирует единый блок высотой в два немецких стандарта DIN.
    С линейных выходов фронтального Audison по коротким межблочникам сигнал поступает на басовый моноблок VRx 1.500. Электроакустическое преобразование в диапазоне автомобильного суббаса выполняет головка JL Audio 10W6 с двумя 6-омными катушками, включёнными в параллель. Эта модель брала призы ещё на соревнованиях прошлого тысячелетия, ценность, так сказать, вечная по своим способностям воспроизвести низкие частоты.
    Питание к системе подведено проводом нулевого американского калибра (55 мм2) от рабочего аккумулятора автомобиля. По-спортивному накачанная колба Deitz с главным предохранителем на 200 А защищает цепи от короткого замыкания. Каждый усилитель обеспечен своим резервом энергии на базе конденсаторов Audison Superfarad ёмкостью 1 Ф. В качестве второго, музыкального аккумулятора системы использован традиционный для таких применений гелевый Optima. Никаких компромиссов, ни для Sport, ни для Utility.
    Зарядка химических накопителей от бортового генератора идет через блок автоматики, который первые 5 минут после запуска двигателя подпитывает рабочий аккумулятор, а затем параллельно подключает музыкальный. Выносной пульт управления автоматикой позволяет кнопками ручного управления изменить порядок подключения аккумуляторов и проверить напряжение на каждом из них.
    Естественные в соревновательной системе работы по вибродемпфированию и шумоизоляции салона, а также прилегающих к нему других частей автомобиля были выполнены по расширенной программе. Отдельной, спортивной строкой прошли акустический поролон в передних дверях и круглые акустические поглотители Deflex Power Pads фирмы Cascade Audio Engineering, больше известной под торговой маркой своих материалов V-block. Круги-поглотители часто за внешнее сходство называют линзами Френеля, хотя сам Огюстен Жан с этим вряд ли бы согласился, его линзы были призваны пропускать падающие на них лучи, а так похожие Power Pads — наоборот, хватать и не выпускать.
    Мидбас установлен в двери проверенным способом, который применяется для оформления типа «акустический экран». Составляющие конструкции знакомы всем, кто читает наш журнал, — во внутренней стенке двери режется отверстие соответствующего диаметра, корпус динамика крепится через фанерные проставки к металлической стенке, а саму стенку закатывают листами жёсткого вибродемпфера. Поглощающие «как бы линзы» приклеены изнутри к внешней обшивке двери прямо напротив магнитной системы головок. Декоративные подиумы, которые интегрированы в изготовленную заново обшивку, выклеены из стеклоткани на полиэфирной смоле и обтянуты кожей.
    Монтаж мидрейнджей в торпедо, как водится в таких случаях, сопровождался хлопотами по переносу воздуховодов и даже демонтажом лобового стекла на время работ. Такой расклад ни для кого не был сюрпризом, всё-таки не магнитолку с двумя «блинами» собирались ставить. Обозначенные в требованиях закрытые ящики из тех же стеклоткани и смолы выклеивали с учётом всех углов и поворотов забитого начинкой «подпространства». И всё для того, чтобы втиснуть под переднюю панель по 2,5 литра «чистого» объема с каждой стороны и ориентировать посадочные горловины боксов для работы динамиков с частичным отражением от лобового стекла.
    Способ и место размещения твитеров на стойках лобового стекла подчинён целесообразности отработанного решения, которое применяется повсеместно для купольных излучателей, высота на уровней ушей седоков первого ряда, а ориентация — вдоль лобового стекла. Подиумы обтянуты алькантаром бежевого цвета.
    Суббасовый излучатель тоже помещён в корпусе из стекла и смол, что позволило довольно подробно повторить сложную форму бензобака, находящегося в багажнике за спинкой заднего сиденья, и не сильно уменьшить утилитарный объём багажного отсека. Объём фазоинвертора в 50 литров «брутто» сообщается с атмосферой через два порта DLS диаметром 76 мм.
    Любой спортивный инвентарь серьёзного уровня выполняется штучно, под индивидуальные особенности его владельца, поэтому новое решение передней панели и внутреннего убранства салона было предварительно согласовано в эскизах. Натуральная кожа, которую выбрал г-н Харитонов, относится к итальянским разновидностям без ярко выраженной фактурной поверхности, что потребовало особой тщательности по подготовке и выравниванию поверхности, малейшая неровность или волна матовой поверхности материала немедленно бросалась в глаза.
    Сдвоенный блок «голова + измеритель» занял штатное место в передней панели, японцы любят двухдиновые устройства и вьют для них адекватные гнёзда в торпедо. Чуть ниже, на центральном тоннеле, там где на заводе под крышкой ставят прикуриватель, расположился дистанционный регулятор баса и кнопки включения подогрева передних сидений. Этот экземпляр автомобиля, скорее всего, комплектовали не для Хоккайдо, а для Окинавы, и подогрев на заводе не установили. Сверху, прямо между солнцезащитными козырьками — выносной пульт автоматики заряда.
    В задней части салона изменения коснулись в основном только полки под стеклом, в которую врезаны все три источника суббасовых звуковых колебаний, динамик по центру и два выхода тоннелей — по флангам. Придирчиво отобранные тёмные и светлые кожи и здесь заменили заводские отделочные материалы.
    Силовая установка системы смонтирована в багажнике, аккумулятор — слева в крыле, за фальшпанелью, усилители и конденсаторы — по центру, а в правом крыле... в правом крыле тоже детали силового назначения, которые должны быть в арсенале каждого спортсмена. Toyota славится своей надёжностью, но лучше все-таки не расслабляться. Оба отсека в крыльях закрыты прозрачными откидными крышками из оргстекла и оборудованы подсветкой.
    Стекло и смолы послужили основой и для нового внутреннего декора крышки багажника. Изящная деталь оформления, которая нужна всегда на открытых участках соревнований в дождливую погоду, закреплена двумя кожаными ремнями прямо по центру крышки. Для компенсации возросшего веса крышки на каждую петлю добавили по пружине и газовому упору.
    Работа над «спортивной утилитой» в установочной студии время от времени прерывалась для того, чтобы носитель не отставал по своим возможностям от начинки. Небольшой наружный тюнинг, по минимуму, бамперы и биксенон были только дополнением к серьёзной спортивной доработке двигателя, подвески и выпускной системы.
    Собираясь забраться в автомобиль, чтобы послушать, как звучит настоящая «спортивная» система, мы уточнили, какова её текущая настройка. Оказалось, что звук будет «утилитарным», для обычной повседневной езды. И это было кстати, поскольку существенно расширяло диапазон приемлемого для тестирования звукового материала. Чтобы не интриговать, скажем сразу, что уши хозяина автомобиля и автора этих строк разные. То есть совсем разные, и поэтому «NAIM Sampler» прозвучал свежо и не избито. Насыщенный звук струн на дорожке №2, хорошая отработка динамического диапазона записи №5, тёплый женский вокал на №7. В тоже время скрипки с №4 показались (на мой вкус) резковатыми, а впечатление от №8 было несколько смазано меньшей разборчивостью звучания, чем я априори ожидал. И чем приходилось слышать. Дорожка №10 зазвучала заметно уютнее, по-домашнему, лишившись части присущего ей размаха.
    Ну а вы как думали? Любой чемпион, несмотря на свою соревновательную публичность, имеет право на частную жизнь, может, и очень не похожую на среднестатистическую. Мы заглянули в неё одним глазом и вам о ней рассказали, а уж судить — увольте, на то и придумали соревнования и судей в придачу. Там утилитарный подход заканчивается, там и настройки иные, и результаты — под протокол...
    ИСТОЧНИК: McIntosh MX 406, MPM 4000
    УСИЛИТЕЛИ: Audison VRx 6.420, VRx 1.500
    АКУСТИКА: Morel MT3, Focal Utopia 7 W2, 4 W2
    САБВУФЕР: JL Audio 10W6
    СТУДИЯ: «Провайдер-2000»

    Источник: журнал Автозвук, 05/2004
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa