Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Skoda Octavia. Под крышами Парижа

    Скажи мне, когда закончатся патроны, я спою напоследок.
    Из к/ф «От заката до рассвета»

    Музыкальный кинофильм — это больше, чем обычный, или не очень? А музыка из фильма — это лучше, чем «просто так»?
    Искусствоведы наверняка на этом деле наворотили диссертушек, я их не читал, воспользуюсь собственным опытом. Пластинки (которые тогда были большими) с музыкой для бродвейского спектакля «Jesus Christ Superstar» мы запиливали до белизны, фильм на этой же основе появился только через три года. А «Волосы»? Они ждали экрана 12 лет, а режиссёром был, между прочим, Милош Форман, так что смотреть бы стали и без музыки. Что там главное — режиссёрские находки или саундтрек? А в саундтреке что — музыкальная компонента или эффекты, сопровождающие действие? Тому, кто поторопится сказать, что музыкальная, тут же укажу на кинопроизведение, давшее эпиграф для этого текста. Там и экшена до дури, и музыка не из помойки, ZZ Top, все дела.
    Впрочем, я так увлёкся вопросами, адресованными вам, что не сразу услышал ваш вопрос: при чём здесь Париж со своими крышами? А это был первый в Европе музыкальный фильм (о нелёгкой судьбе талантливого французского музыканта Альбера Прежана), снятый в 1930-м, через три года после первого американского («Пeвeц джаза», о нелёгкой судьбе талантливого американского музыканта Яши Рабиновича) и за четыре года до первого советского («Весёлые ребята», о счастливой судьбе талантливого советского музыканта Кости Потехина).
    Тема с длинной историей и яркими эпизодами, сами видите, тут и на десяток докторских наберётся. Нам же, в нашей более узкой области, нередко приходилось противопоставлять строгие музыкальные и брутальные «киношные» настройки, как-то забывая, что надо не противопоставлять, а по возможности совмещать, хотя бы из уважения к Милошу Форману, Роберту Родригесу и многочисленным талантливым музыкантам.
    Независимо от жанра система обязана понимать и «новые медиа»
    Медиастанция Alpine равно приспособлена длямузыки и для кино
    Фронт в этой системе сосредоточил однииз лучших известных сегодня динамиков
    Система, о которой мы будем говорить сегодня — отменное доказательство того, что музыкальный фильм — это больше, чем музыка, и больше, чем фильм, если всё сделать правильно и разумно. Последнее означает, в том числе, без излишеств. Принцип разумной достаточности будет упоминаться ещё не раз и не два — чтобы не тратить буквы, назовём его «принцип РД».
    Источник сигнала — мультимедийная станция Alpine IVA-W520R, для расширения её возможностей в систему добавлен шестидисковый чейнджер Alpine DHA-S690, не исключено, что последний из некогда славного и многочисленного племени самозарядных проигрывателей. От головного устройства сигнал в цифровом виде поступает по оптоволоконной линии на процессор Alpine PXA-H800.
    Этот выбор сам по себе — уже дань уважения и талантливым заграничным музыкантам, и великим режиссёрам. Для звука в нём предусмотрены параметрический и графический эквалайзеры, фильтры, временная коррекция — словом, всё, что необходимо для построения высококачественного аудиотракта, и ничего лишнего. Обработку сигнала выполняют два 32-разрядных сигнальных процессора SHARC, преобразованием цифрового сигнала занимаются высококачественные 24-разрядные ЦАП Wolfson, всё как надо, короче. В то же время здесь налицо и все инструменты для работы с многоканальным звуком.
    Система ориентирована на музыку самым серьёзным образом, поэтому фронт выполнен по строгим канонам, в три полосы, тыловые каналы тоже имеются, но реализованы совсем иначе, в соответствии со своим назначением. Работает тыл при этом только при наличии многоканальной фонограммы, когда его положено величать «сурраундом». Во всех остальных случаях, когда он просто тыл, скромно умолкает.
    Басовое оснащение на одной 10-дюймовой головке в простом ящике только кажется
скромным
    Нечастое, но стильное решение для каналов«сурраунд»: единственные оставшиеся в caraudio динамики точечного излучения
    Из подпола багажника торчит только «казённая
часть» чейнджера
    Обитатели подпола — все с именами: от усилителей класса «молодой винтаж» до новейшего процессора

    В соответствии с принципом РД поканалка на фронте неполная — 2,5 полосы. Среднечастотники и пищалки установлены компактно, поэтому индивидуальные задержки не нужны. В результате можно обойтись общим каналом усиления средних и высоких частот, а вторую пару каналов зарядить на мидбас. Распределение мощности по каналам низких и средних/высоких частот получается примерно равным, и четырёхканальный усилитель будет работать с оптимальной загрузкой. Факт такого распределения мощности по спектру науке давно известен, описан, например, в книге некоего Шихатова, а до него — ещё в полусотне источников, что не мешает множеству создателей двухполосных систем с поканалкой его игнорировать. Но, как говорится, вольному воля.
    Следуя тому же принципу РД, поканальное усиление в тыловых каналах не рассматривали — для воспроизведения эффектов одной полосы усиления вполне достаточно, при условии, разумеется, нормального пассивного кроссовера. Здесь вновь появилась возможность оптимально использовать усилительные ресурсы: два канала — на тыл-сурраунд, два — мостом на сабвуфер, опять загрузка усилителя оптимальна: одновременное появление мощных сигналов в канале сабвуфера и в канале эффектов — статистически невероятное событие. Дело даже не совсем в статистике: если за спиной у киногероя по сценарию рвутся кассетные боеприпасы (источник приличного сигнала для сабвуферного канала), любой нормальный режиссёр будет при этом снимать героя с лица, а значит, его сиплое дыхание пойдёт не в тыловые каналы, а во фронтальные. Пересмотрите «Форреста Гампа».
    Каким же усилителям обеспечили столь продуманный режим нагрузки? Тем, которые этого заслуживают: оба усилителя в системе — четырёхканальные Brax X 2400.2, двойка в обозначении вопреки всем традициям указывает не на число каналов, а второе поколение усилителей серии X. Первое появилось ещё в 1996 году, второе — в 2004-м, так что это своего рода «молодой винтаж». Исполнение — соответствующее. Трансформаторы блока питания закрыты экранами, конденсаторы — по спецзаказу Audiotec Fischer, в выходных каскадах задействованы шестнадцать полевых транзисторов. Режим работы — AB с высоким током покоя, усилитель ощутимо греется даже при минимальной громкости. И в результате кристально чисто выдаёт «первый ватт», столь важный для передачи тонкой звуковой материи. Отзвуки зала, реверберация, нюансы звукоизвлечения — всё, что необходимо при воспроизведении натуральных жанров.
    Акустические системы соответствуют уровню усилителей. Компоненты фронта — традиционная для Eclectic Audio трёхполоска Brax Matrix: пищалки 1.1, среднечастотники 3.1 и мидбас 6.1pp. Пассивный кроссовер, разделяющий полосы СЧ и ВЧ — своей конструкции и постройки, в результате «любви к поканалке» комплектующих нужных номиналов и требуемого качества в студии скопилось немало.
    Тыл (ну хорошо, сурраунд, тыл обещал помалкивать) устроен довольно нетрадиционно. Его основой стали коаксиальные... нет, неправильно. Называть акустику серии Morel Integra коаксиальной — это как сказать про мотоцикл Ducati «велосипед с моторчиком». «Интегры» — редчайший случай успешной практической реализации светлой мечты акустиков — концепции точечного излучателя. Здесь твитер (нормальный, шёлковый, морелевский) помещён внутрь звуковой катушки, акустической тени для диффузора мидбаса не создаёт, а торчит из катушки ровно настолько, насколько надо, чтобы при работе с этим диффузором и этим кроссовером обеспечить максимально когерентное излучение. В данном случае «Интегры» взяты новейшего и высшего разбора — Integra Ovation XO 5 с внешним, оптимизированным под полосные излучатели, кроссовером.
    Остался сабвуфер. Десятидюймовая головка BRAX Matrix 10.1 установлена в багажнике в закрытом корпусе объёмом 30 л. Само собой, никаких фазоинверторов, контрабас должен быть именно контрабасом, а не топотом динозавра. А если вдруг топот? Не все фильмы одинаково музыкальны. Осознавая это, объём акустического оформления выбрали именно таким, чтобы полная добротность получалась примерно 0,8 — золотая середина между аудиофильской и «киношной» настройками. Там же, в багажнике, разместились и оставшиеся компоненты системы — процессор и усилители. Доказавшие на деле своё равное уважение к талантливым музыкантам и выдающимся режиссёрам...

    RTA
    На АЧХ системы её универсальность наилучшим образом иллюстрирует нижнечастотный сегмент. Ниже 100 Гц характеристика идёт ровно, как и полагается для породистой музыкальной системы, в то же время выбор «промежуточного» объёма сабвуферного ящика сказался на области самых низких частот: к 20 Гц АЧХ не только не думает падать, напротив, слегка приподнимается. На случай, если динозавр. Вся середина от 160 Гц до 2,5 кГц идёт как по нитке, натяжение которой ослабевает лишь между 3 и 8 кГц. Такова, значит, авторская настройка. Таково решение талантливых российских установщиков.

    SQ
    При прослушивании звучание оказалось именно таким, какого мне всегда хотелось: никаких «острых углов», мягкое, завораживающее. И на максимальной, и на средней громкости очень сбалансированное, слитное и при этом отменно детальное. Макро- и микродинамика выше любой критики: и мельчайшие нюансы как на ладони, и фортиссимо оркестра не превращается в кашу.
    Сцена выстроена отлично, равномерно и высоко, и сохраняет свой силуэт очень стабильно. Общий тональный баланс просто великолепный — даже придраться не к чему. Бас чёткий и глубокий, передний — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала. Единственный недостаток, на мой вкус, уровень максимальной громкости (при ручке «на упоре») мог бы быть и побольше. Но запас усиления оставили специально, для неискажённой передачи того самого фортиссимо. Музыканты требуют уважения.

    SUM
    Тип системы: мультимедиа
    Аудио: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источники: Alpine IVA-W520R, Alpine DHA-S690
    Процессор: Alpine PXA H800 + RUX-C800
    Усилители: Brax X 2400.2
    акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1pp, Morel Integra Ovation XO 5
    Сабвуфер: Brax Matrix 10.1

    Студия: Eclectic Audio
    Руководитель проекта: Виталий Карев

    Источник: журнал Автозвук, 08/2012.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa