Рожденный Daewoo...
Автозвук №6 2006г. Своя игра Chevrolet Matiz.
Сергей СЕМЕСЬКО, г. Киев, Украина.
...летает невысоко, даже перекрещённый в «Шевроле». Но это и не требуется. Зато как поёт...
Не сразу, конечно. Для этого к заводской комплектации надо кое-что добавить. Писать про то, что штатная система не устраивала, наверное, не стоит. Это понятно. Но в предыдущем автомобиле («Славута») система (в последних версиях) дошла до такого уровня, что в этой машине ни о каких бюджетных вариантах речь идти не могла. Надо было только определиться с составом.
Глубокое Торпедо и кикпанели, низко расположенные штатные места, всё это вызывало сомнения с точки зрения возможности получения правильного тонального баланса в рамках традиционной двухполосной системы. Тестовое прослушивание подтвердило: с двухполоской ничего хорошего не выходит. Это определило выбор трехполосной фронтальной акустики, а конфигурация Торпедо, сидений и дверей продиктовала расположение среднечастотника и мидбаса.
После отслушки сцены на динамиках на проводах, подключенных к первой попавшейся «голове», состав системы стал ясен окончательно. Решающим условием было, чтобы поместился 4-дюймовый диффузорный среднечастотник.
Поскольку этот этап пришелся на пик холодов (-20 и ниже), то на этом для начала было решено остановиться.
Изначально поставил системе (и себе) условия:
- минимум лишних дырок в кузове, в идеале — обойтись без них;
- соответствие требованиям EMMA/IASCA;
- удобство в повседневном использовании автомобиля.
Занялся проектированием багажника. Гараж без обогрева при такой температуре не располагал к длительному процессу творчества «на месте», здоровья хватало только на то, чтобы снять (или уточнить) размеры под компонент, пока салон не остыл окончательно.
Машина, вообще-то, классная, эдакое чудо лупоглазое, но вот багажник тут не то чтобы маленький, его практически нет. Для примера: перевезти 12-дюймовый сабвуфер не удалось даже в штатной упаковочной коробке, о каком акустическом оформлении можно говорить? Но жить-то надо, а для жизни желательно сохранить то малое, что составляет объём багажника в «Матисе», хотя бы отчасти.
Для размещения усилителей решено было попытаться использовать место между до-каткой и ровным полом багажника. Штатный пенопласт-подставку под инструмент, занимающий часть этого пространства, можно и выкинуть, невелика потеря. Правда, такое решение накладывает ограничения на высоту усилителей, но, слава богу, кое-кто об этом позаботился: усилители Helix высотой всего 35 мм — это на целых 20 мм меньше «нормы».
Ни на минуту не забывая об условиях, поставленных самим собой самому себе, спроектировал и сделал раму из уголка с полкой как раз 35 мм. Рама жёстко прикручивалась к кузову пятью болтами, в уже существующие технологические отверстия. Всё остальное (петли, амортизаторы, фальшпанели) крепилось уже к ней.
| |
Из композитного пластилина создавался слепок торпедо, на котором помещалось кольцо с СЧ-головкой. Потом вокруг всего зтого по «трикотажной» технологии формировался подиум |
Амортизаторы (от багажника 2108) понадобились, чтобы подиум легко поднимался(примерно 10 кг самому тягать не хотелось) и удерживался в открытом положении без посторонней (опять моей) помощи. Это обеспечило легкий доступ к запаске, тряпочкам и инструментам, хранящимся под подиумом, что очень удобно, т.к. позволяет всегда содержать сам багажник в порядке. В закрытом положении подиум удерживается, во-первых, самими амортизаторами (они при опускании подиума проходят «мертвую» точку и начинают работать на прижим), во-вторых — дополнительно прижимаются барашковыми гайками (это уже чтобы EMMA не придиралась) . Сразу о планах: барашковые гайки как-то диссонируют с моим условием №3, поэтому подумываю о переделке на другой способ фиксации.
Размеры рамы позволяли разместить только два усилителя, а планировалось установить три. Место для третьего, сабвуферного, нашлось быстро, он замечательно уместился в правом крыле, в аккурат заподлицо с заводской пластиковой накладкой полочки. При этом за ним образовалась небольшая ниша (над выштамповкой колёсной ниши и патрубками бензобака) под салфетки для торпедо/стёкол и прочую мелочевку. Для использования ниши подиум тоже сделан откидным.
Для саба никаких вариантов, кроме ЗЯ-«стелса», я не усматривал. Даже сторона определилась автоматически: в левом крыле больше места. По грубым прикидкам получилось, что 15 — 17 л найти можно. Мало, но не смертельно. Есть выбор динамиков и для таких условий работы. Выклеиваем «стеле». Поскольку холода еще не закончились, пришлось положить в салон домашний обогреватель, он легко протапливал крошечный салон до +30 — 35 градусов. При такой температуре поли-эфирка сохла очень быстро, только успевай укладывать очередной слой. Минус — салон провонял жутко, потом еще недели две приходилось ездить с приоткрытыми окнами. В результате всех стараний багажник уменьшился на 20 см по ширине и на 1 см по высоте. То есть остался маленьким, но не исчез.
Пришла весна, пора было приниматься за собственно музыку.
С расположением мидбаса колебаний у меня практически не было. Под сиденьями места много, грех не использовать. Тем более трёхполоска, мидбас планировалось распускать не выше 250 — 300 Гц, а опыт аналогичных систем уже был (в том числе — описанный в «A3», №4/2005 и №6/2005). Система фиксации кресла на обеих направляющих мешает, конечно, но — ерунда, учтем и её. На этом этапе пришлось всё-таки сделать пару новых дырочек в основе сидушки, чтобы перенести тросик, идущий ко второй направляющей.
Основной объём «подседельных» ящиков образован плоскими фанерными деталями | |
Выступающая полукруглая часть собиралась из узких планок с оклейкой стеклотканью |
Прикидываем объем: по грубым оценкам, до 10 — 11л найти можно. А в таком объёме заработает уже немало мидбасов, даже 16-сантиметрового калибра. Поверхность с динамиком наклонена несколько вперед, по прошлому опыту это должно дать более глубокую сцену и больше шансов избежать вертикального стояка.
С серединками и пищалками все понятно, начинается с тягания динамиков. И чем выше требования, тем дольше тягаем. Я проездил неделю с СЧ-динамиками на 3-метровых проводах от «головы», каждый вечер с 20 до 23 сидя в машине и перенося их в кики, двери, на Торпедо, каждый раз надо ещё покрутить, и опять все по кругу. Исходя из тонального баланса в первую очередь и сцены — во вторую, было выбрано окончательное расположение. Дальше — проще: лепим из композитного пластилина слепки торпедо, режем кольца под динамик, на обычном пластилине фиксируем кольца, коротеньким (на часок) прослушиванием убеждаемся что положение запомнили правильно. Потом убираем динамик, натягиваем старые футболки... в общем, по стандартной «трикотажной» технологии. Снаружи подиумы было решено покрасить под центральную часть торпедо. Шпатлёвкой была придана нужная форма, а дальше — малярам на покраску. Фактуру подобрали классно, получилось в стиле «как тут и было». Меня даже спрашивали, а не штатный ли этот комплект тюнинга на «Матис»?
Готовые «подседельники» в готовом багажнике, для масштаба В рабочем положении из-под сиденья выступает только полукруглый «мыс» с отверстием для мидбаса Теперь уже — без отверстия. Мидбас и защитная сетка - на своих местах
С пищалками всё еще проще. Я намеренно выбрал ВЧ-головки с минимальным диаметром диафрагмы, при этом характеристики направленности улучшаются, а низкой резонансной частоты и большого запаса звукового давления мне не требовалось, в трёхполосной системе пищалкам была отведена роль «от 5 — 6 кГц». Увидев в «A3» №6/2005 (в том же номере, кстати, где был опубликован один из моих опытов с напольной акустикой) тест акустики-трансформера Vibe SAk 50, я понял: это — моё. Мид бас — не мой, а пищалка — моя, пришлось компоненты набора разлучить...
Установлены пищалки были по схеме «в лицо соседу». Приклеил корпуса, шпатлёвкой набрал форму, нашёл кожу, по цвету и фактуре повторяющую основную, серую, часть торпе-до, и всех делов то. Опять же любители, даже продвинутые по части звука, думают, что это заводские стойки. Ну, я как бы скромно молчу. Заводские, так заводские, я не против. Главная движущая сила системы — головное устройство Ural CDD. Благодаря его звуковому процессору в установке нет не только ни одного пассивного кроссовера, но и штатных фильтров усилителей. Встроенными кроссами CDD частота раздела «сабвуфер — фронт» задана 60 Гц, НЧ/СЧ фронта — 200 Гц, пищалки работают от 6 кГц. Монтаж головного устройства проблем не вызвал, разве что пришлось переделать декоративную рамочку, она оказалась очень узкой и некрасиво «запала». Итого: в салоне все вписалось в интерьер, смотрится довольно естественно, не отвлекает на себя внимание и ничему не мешает. И звуком радует...
Сразу после установки и настройки на открытии соревнований SPL-клуба в Киеве я занял 1-е место в классе «600+», обогнав на 0,5 очка старого знакомого постоянных читателей журнала А. Милютина (это как раз в его машине я ставил опыты с напольной акустикой «с рогами»).
Через неделю на открытии сезона ЕММА-Украина результат тоже порадовал: 2-е место в ProUnlimited. Особенно грело душу то, что даже в этом экстремальном классе оценки по звуку у меня были самые высокие, проиграл я более опытным оппонентам в инсталляции. Так ведь я и не хотел, чтобы «Матис» летал. Я хотел, чтобы он пел...
Тип системы:
аудио
Состав:
3-полосный фронт +
сабвуфер
Источник:
Ural ConceRt CDD
Усилители:
Helix Precision B4, B2
Акустика:
Helix Precision 206, 204,
Vibe SA-K1
Сабвуфер:
Vibe BlackAir 10
Магнитола bos mini t820dsp, сабвуфер активный dl audio piranha, фронт подключенен в штатные места,
Последнее сообщение от: ДЕД 24.01.2025, 12:51Добрый вечер! Есть активный саб DL Barracuda 12a flat с высокоуровневые входом и линейным и
Последнее сообщение от: Xellow 21.01.2025, 21:13
Аудиофил в малом бюджете. Тест компонентных акустических систем AMP SUD-17.2 второго поколения