— Брат, мы здесь тебя сменить готовы, победим, но мы пойдем путём другим.
В.В. Маяковский
В.В. Маяковский
Автомобильной мультимедиа небольшая революция не помешала бы... А то старые средства уходят, а новые пока идут тем же путём, повторяя в общих чертах эволюцию аналоговых предшественников — формы, функции, специализация, интеграция. Революционный путь — это резкая смена форм и методов, отрицание всего старого. Это непросто, но попробовать-то можно?
История проекта началась в декабре 2011 года, и это была первая серьёзная работа молодого коллектива студии SF Audio. Молодого даже не в смысле опыта предприятия. Средний возраст участников работы на день её начала составлял 22 года. Это если не считать вашего покорного слугу, я любую статистику испорчу. Заказчик по имени Денис тоже не был убелён сединами, так что общий язык нашли быстро.
За образец Денис взял почти такой же SsangYong Kyron, а точнее — первую версию системы, выполненную студией Accent-Audio («АЗ» №6/2012). Естественно, по ходу обсуждения в первоначальный замысел были внесены изменения, но акустические компоненты и концепцию системы Денис приготовил заранее. Принципиальной новинкой было применение цифрового источника сигнала — медиаплеера TEAC с подключением «по цифре» и цифровой обработки сигнала в тракте. Акустику Micro-Precision 7.16i предполагалось использовать с поканальным усилением, но в гордом одиночестве, без сабвуфера. Для джаза, блюза и рока — смелый, но обоснованный выбор, тест в №2/2009 выявил серьёзные возможности самостоятельной басовой деятельности этой акустики.
Систему сделали довольно быстро, звучание было почти безупречным — но старенький, не раз твикнутый звуковой процессор регулярно сходил с ума. Выбранные Денисом усилители тоже не оправдали надежд... Поэтому, не отвергая перспективной идеи в целом, начали искать новое воплощение.
По правилам любой провод, отходящий от любого аккумулятора, должен бытьзащищён предохранителем. Вот он и защищён... | |
USB-разъёмы, на все случаи. Вольтметр контроля бортовой сети | |
По мере того как вырисовывались контуры новой системы, становилось ясно, что от классического автомобильного аудио остаются только усилители и динамики. Всё остальное — от размещения компонентов до управления ими, коммутации и питания — радикально отличалось от классических систем. Поэтому сначала коротко расскажу о традиционных решениях, а уж потом пойдём другим путём.
После детального обсуждения нового проекта от первоначальной версии системы осталась только фронтальная акустика Micro-Precision 7.16i. Мидбасовые динамики отлично встали в штатные места основательно доработанных передних дверей, пищалки — в треугольники зеркал. С установкой акустики особых проблем не было: испытанные решения, отработанная технология. Перед установкой динамиков технологические окна были закрыты алюминиевыми панелями, панели и пластиковые облицовки вибродемпфированы материалами STP Gold.
Высокое напряжение — это с понтом, чтобы посторонние не лазили | Волшебная коробочка с шестисекционнымAlps — регулятором громкости всех каналов |
То немногое (но яркое), что выступает из сабвуферной ниши |
Первоначально в системе были задействованы два усилителя — четырёхканальный Helix H 400X для фронта и импульсный моноблок Rainbow iPaul DM2000. Однако в ходе опытной эксплуатации выяснилось, что «недогруз» пары каналов, работающих на пищалки, не самым лучшим образом отражается на звучании. Моноблок тоже оказался излишне мощным, поэтому система была пересмотрена ещё раз.
В новой версии — надеюсь, окончательной — усилителей тоже два, но структура изменилась. Мощный четырёхканальный E.O.S. AE-100F обслуживает низкочастотное звено: два канала в мостовом включении — на сабвуфер, два других — на фронтальный мидбас. На пищалки работает менее мощный, но неожиданно оказавшийся очень деликатным Boss Impact 1000.2. В результате звучание стало гораздо прозрачнее, чем до переделки.
Теперь — о компьютере. Поскольку автомобиль повседневный, вполне естественным требованием было обойтись без «архитектурных излишеств» и установить все остальные компоненты так, чтобы они не мешали эксплуатации машины и сами не подвергались риску. Усилители и компьютер — в ящике на дне багажного отсека. В первом варианте он был закрыт глухой двустворчатой крышкой, но эстетики недоставало, и для для второго варианта изготовили новую — со смотровым окном, подсвеченную светодиодами, с пневматическими амортизаторами. Компьютерный вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха в отсеке.
Компьютер построен на базе материнской платы ATX-M4. Для удобства компоновки системы плата вынесена в отдельный корпус и снабжена вентилятором. В другом корпусе установлены винчестер и блок питания CarPC. От обычного он отличается тем, что обеспечивает корректное выключение компьютера при выключении зажигания.
Обмен данными с периферией — через хаб D-Link DUB7, к нему подключены GPS-приёмник Locosys LS-23030, модем Yota и звуковая карта Terratec DMX 6Fire. Ещё два USB-порта выведены в подлокотник между передними сиденьями, к ним можно подключить мышь, клавиатуру, флэшки — словом, на то шина USB и «U», чтобы быть универсальной.
Для отображения информации и управления компьютером служит сенсорный монитор AVIS 6’’. Видеосигнал передаётся по VGA-кабелю, а обмен данными идёт через USB-порт на материнской плате. К композитному видеовходу подключена камера заднего вида, активируемая при включении задней передачи. Монитор интегрирован на место штатного головного устройства, для чего изготовлена переходная рамка. ИК-датчик управления монитором выведен по соседству в воздуховод.
Но сенсорный экран или пульт ДУ — это не самый удобный способ управления, тем более — в движении. Для управления основными функциями аудиосистемы (поиск, пауза, приглушение) использованы штатные кнопки на руле, для исключения помех в аудиотракте включённые через оптическую развязку. Резистивные кнопки управления подключены к программируемому интерфейсу Prology SKC-2.0, расположенному под крышкой системной платы. Сформированный этим модулем ИК-сигнал поступает на ИК-приёмник с USB-интерфейсом. Удобство такого решения в том, что для программирования обоих модулей можно использовать любой ИК-пульт.
Наконец, сердце системы — звуковая карта: Terratec DMX 6Fire. Выбор отнюдь не дешёвого дивайса был обусловлен его высокими характеристиками: подключение по USB, 6 выходных каналов, линейный и микрофонный входы. К линейному входу можно при необходимости подключить аналоговый источник, а микрофон? Да ещё с профессиональным балансным соединителем XLR? Во-первых, если есть компьютер и хороший микрофон, грех не заставить их поработать анализатором спектра при настройке системы. А во-вторых, можно и караоке попеть. Если вдруг...
Шесть выходных каналов звуковой карты сконфигурированы следующим образом: пара на пищалки, пара на мидбас, пара на сабвуфер (в моноварианте). Частоты среза, порядок и тип фильтров, задержки, эквалайзер — всё, как в лучших автомобильных звуковых процессорах. Только гораздо удобнее в настройке, и с более широкими возможностями. И, в общем, за меньшие деньги.
Отличает систему от большинства прочих цифровых — и чисто автомобильных, и чисто компьютерных — регулировка громкости. В современных цифровых системах она производится, естественно, тоже «в цифре» путём умножения каждого отсчёта на коэффициент. Появляются ошибки округления, особенно заметные при малых уровнях сигнала. Отсюда же и неистребимый цифровой шум большинства процессорных систем, явный в тихих местах.
В этой системе регулировка громкости аналоговая. Потенциометром с ручкой. Только потенциометр не совсем простой — в нём шесть секций (по числу каналов) и электромоторчик с редуктором, что позволяет поставить его поблизости от аналоговых компонентов, к которым он подключён, и не тянуть низкоуровневый сигнал через всю машину, собирая помехи. Аудиофильский ALPS RK168MG10KDX6 нашёлся в «Аудиомании», установить его в металлический корпус с разъёмами и снабдить управлением было уже делом нехитрым. Для управления громкостью использована обычная кнопка стеклоподъёмника, она смонтирована в нижней части центральной консоли рядом с микрофонным гнездом. Естественно, в цепи управления пришлось установить помехоподавляющие цепочки.
Остальные решения были направлены на увеличение комфорта и надёжности автомобиля. Дизельный двигатель требует свежего аккумулятора, особенно зимой, поэтому для питания аудиосистемы установили в левом борту багажного отсека дополнительный гелевый аккумулятор. Его подключение к основной энергосистеме осуществляется через реле контроля аккумулятора УРА-200. Кроме того, на случай «просадки» основного в помощь ему можно подключить «музыкальный» — для этого установлен отдельный выключатель. Контроль напряжения в основной энергосистеме — цифровым вольтметром в центральном подлокотнике.
Что получилось в итоге? Как выражается один хорошо мне знакомый мужчина, «Концертный зал на колёсах». Полгода поисков и экспериментов привели к желаемому результату, хотя идти к нему пришлось другим путём...
RTA
Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и напротив носа. Суббас не поражает глубиной, в то время как на слух воспринимается очень солидным и убедительным, что в очередной раз подтверждает: гладкость АЧХ для слухового восприятия исключительно важна, а здесь это относится и к области сопряжения с фронтальным мидбасом, эта область просто не обнаруживается на графике. Дальнейший ход частотной характеристики обусловлен тем, что система рассчитывалась на умеренные уровни громкости, поэтому в неё намеренно заложена постоянно действующая тонкомпенсация: средние частоты ослаблены по отношению к верхним и нижним, как учат нас господа Флетчер и Мэнсон, получившие свои имена в честь кривой равной громкости.
SQ
Мне бы промолчать, как участнику проекта, но без ложной скромности скажу как есть. Сцена — великолепная. Временная коррекция неглубокая, в результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине отчётливая. Отлично ощущаются и размеры рояля, и расположение барабанов и тарелок ударной установки.
Тональный баланс тоже удался. Прямо подряд по всем трекам диска AMT от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, флейта — мягко, но в то же время детально, значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. Суббас вкусный и чистый, без призвуков, с достойным уровнем. Макро- и микродинамика — без замечаний, звучание тёплое и живое. По сравнению с ранними версиями системы результат откровенно порадовал.
SUM
Тип системы: мультимедиа + навигация
Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: компьютер
Монитор: AVIS 6’’
Звуковая карта: Terratec DMX 6Fire
Усилители: E.O.S. AE-100F, BOSS Impact 1000.2
Акустика: Micro-Precision 7.16i
Сабвуфер: Sundown Audio SD-2 10D4
Студия: SF Audio
Руководители проекта: Дмитрий Расторгуев, Анатолий Шихатов
Источник: журнал Автозвук, 09/2011.
Концепция лёгкости-2. Тест компонентных акустических систем Vibe серии BLACKAIR