Надо сказать, что не только цвет, но и другие особенности трёхдверного хетчбэка Mazda MX-3 создают бодрое и жизнерадостное настроение, подчёркнутое совершенно роскошной погодой в этот день. И, без намёка на приторную дежурную похвалу, такое впечатление создаёт не только удачное решение дизайн-центра Mazda, но и усилия установщиков из «Автокомфорта», которые к отменному исходному материалу немало добавили от себя.
Слава, хозяин машины, обозначил свои музыкально-дорожные предпочтения четырьмя жанрами: электроника, лёгкий рок, блюз и рэп. Довольно эклектичный микс, однако такое встречается довольно часто, когда человек подбирает себе музыку вне зависимости от тематической принадлежности, опираясь на мелодический рисунок. Я сам не прочь послушать баллады монстров хэви-метал или современную «электрическую» аранжировку классической музыки.
Камера заднего обзора и монитор в зеркале имеют со звуковой системой только общие цепи питания | При прочих равных большая переделка дверей была веской причиной для близости мидбасов и серединок |
Салон обтянут заново чёрной и жемчужной кожей |
Короткий и «купированный» во всех смыслах кузов «Мазды» не требовал массированного звукового наступления со всех направлений, и на всё про всё было отведено два усилителя и два комплекта акустики, которые в результате сложились в систему с трёхполосным фронтом и двойным сабвуфером.
В «головах» значится сдвижная раскладушка Pioneer DEH-P9600MP, единственной задачей для фильтров которой стало выделение суббасовых частот ниже 63 Гц. Сигнал на фронт поступает в полной полосе и делится на три части только с помощью пассивных кроссоверов Art Tec (конструкции В.Л. Резникова, подробнее см. «АЗ» №5/2005), помещённые в стандартные корпуса ORIS. Всё активное усиление фронта до пассивных фильтров сосредоточено в небольшом MTX Thunder 502, а электроакустические преобразования выполняет комплект из мидбасовых динамиков и пищалок ORIS PS-16.2 в одной упряжке со среднечастотниками Morel CDM 54.
Работу суббасового диапазона поддерживает связка из импульсного моноблока MTX Thunder 801D и сабов в уже упомянутом количестве, соответствующем количеству выходных зажимов усилителя. Такой вариант коммутации позволяет запараллелить звуковые катушки MTX T7512-04 и «взять» из усилителя максимум возможного для 2 Ом. Значение достигнутого звукового давления с открытой третьей дверью Слава поспешил оценить собственными ушами и весьма опрометчиво поместил голову в центр багажника, как раз между двумя работающими «на полную» сабами. Никто не пострадал, но на 15 минут Слава отгородился от окружающего мира упавшей до нуля чувствительностью своих собственных ушей.
В перечне дополнительных, а при движении задним ходом - очень даже и основных компонентов оказались небольшой монитор Power Acoustik PTM-450C, интегрированный во внутрисалонное зеркало, и цветная камера заднего обзора Power Acoustik CC-3 со встроенной подсветкой. Штука, как оказалось, совсем не лишняя, особенно если заднее стекло оклеено тонирующей плёнкой (а у кого оно теперь не оклеено?).
Кроме стёкол установщики обработали и кузовной металл, только, разумеется, поглотителями и демпферами другого диапазона, существенно более низкого, чем световой. Такая работа уже давно стоит обязательным пунктом в программе автозвуковой подготовки, особенно когда речь заходит о продукции японского автопрома, известного своими «звонкими» кузовами.
Изящная тонкая жесть дверных конструкций потребовала заметных усилий и для прочной установки фронтальных динамиков СЧ и НЧ-диапазонов. Акустический подиум состоит из двух частей, внутреннего фанерного основания и внешней декоративно-силовой накладки, которые плотно стыкуются по линии дверной обшивки. При выборе места под мидрейнджи рассматривались два варианта: на торпедо, с отражением от лобового стекла, и в дверях, рядом с мидбасами. При равенстве хода звуковой волны до слушателя предпочтительным оказался дверной вариант, позволивший не раздувать бюджет системы из-за переделок верхней полки торпедо. Значения установочных углов мидрейнджей и твитеров, интегрированных в стойки, выбраны таким образом, чтобы свести все оси излучения в одну точку под внутрисалонным зеркалом.
Головное устройство смонтировано в штатном отверстии центральной консоли, а над ним помещена небольшая панель с тумблерами управления подсветкой. Неоновые лампы марки ORIS собраны в несколько групп, которые позволяют отдельно осветить багажник, днище и ниши для ног.
Определённые заказчиком места установки сабвуферов в задних крыльях были использованы с максимальной эффективностью, и объём закрытого ящика каждого борта составляет 52 л. При этом толщина стенок ящиков в некоторых местах достигает 40 мм, а высокую жёсткость им придают внутренние рёбра-шпангоуты. Объём каждого саба частично заполнен синтепоном, массу которого последовательно подбирали после прослушивания тестовых дисков.
Последние в очереди на место в машине, усилители MTX и пара однофарадных конденсаторов ORIS, ввиду известных ограничений на свободную площадь пола багажника были помещены за спинкой заднего дивана, на вновь установленную вертикальную стенку из 10-миллиметровой фанеры. С её обратной стороны выполнена разводка сигнальных кабелей и установлены пассивные кроссоверы, а лицевая часть закрыта фальшпанелью, обтянутой чёрной кожей.
Когда все слова были сказаны, буквы - записаны, а АЧХ системы занесена во флэш-память портативного анализатора, дожидаясь Дмитрия, я решил ещё раз пробежаться по своим заметкам. Всё правильно, кожаная отделка салона - жемчуг с чёрными вставками, никогда, кстати, ещё не видел такого сочетания. И появившийся, как по мановению волшебной палочки, в этот момент фотограф, ещё не успевший остыть от эмоций затяжной поездки по московским улицам, довольно ехидно спросил, где это, мол, я увидел здесь жемчуг. Заглянув вместе с ним в открытую пасть багажника, вынужден был согласиться - действительно, всё черным-черно. Так ведь это же не простой, а чёрный жемчуг, неужели не слышали о таком?
SQ
Особенный звуковой почерк, которым отличался предыдущий автомобиль студии, подвигнул меня на более близкое, чем обычно, знакомство со звуковым характером системы. Начав с «Аудиодоктора FSQ», я отметил мягкий и плотный нижний бас, довольно острую верхнюю середину и весьма умеренную подачу высоких частот. Вообще, слушать работу ударной установки было одно удовольствие. На других треках стала заметна «съеденная» атака ударных и отчасти бесплотный мужской вокал.
Электронный сборник «Расскажи Чайковскому новости» изобиловал женскими сольными партиями, средний и нижний бас был очень приятен, хотя атака опять же показалась невнятной. Скоростные способности системы на быстром темпе 7-го трека хороши, но всё время была заметна острая серединка. Чёткая работа басовой секции системы позволила без труда разобрать звучание довольно трудных нижних струн бас-гитары.
Женский голос, записанный на «NAIM Sampler», оказался излишне хриплым и визгливым. Контрабас как бы сгустился и стал необычайно близок к электрогитаре. Нижняя середина выглядела пустоватой, но все детали диапазона верхних частот остались на месте. Духовая секция дружно выступила на передний план вместе с медью ударника.
Что касается басов, то здесь вопросов нет и быть не может. Достигнув максимума на 50 Гц, АЧХ системы, в отличие от очень многих, на этом максимуме и осталась, вплоть до 20 Гц, а может, и ниже, там уже прибор не берёт. Вопросы к результатам анализа частотной характеристики возникают выше по звуковому диапазону, их два, побольше и поменьше. Большой вопрос - широкий провал характеристики в области «коренной середины», симметрично относительно 500 Гц. Для того музыкального материала, для которого система предназначалась, это нормально, но более академичные жанры будут звучать обеднённо. Второй вопрос, поменьше, относится к области вблизи 3 кГц. Здесь находятся гармоники, очень сильно влияющие на восприятие женского вокала, и его специфическое звучание, отмеченное при прослушивании, наверняка отчасти обязано этой особенности частотной характеристики.
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Pioneer DEH-P9600MP
Усилители: MTX Thunder 502, 801D
Акустика: ORIS PS-16.2, Morel CDM 54
Сабвуфер: MTX T7512-04
Студия: «Автокомфорт»
Источник: журнал Автозвук, 07/2005