Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Компонентная акустика Polk momo MM465. Встреча по одежке

    Когда фирма Polk Audio впервые анонсировала новую линейку акустики Polk MOMO, основной упор делался на то, что дизайном ее моделей стала заниматься компания MOMO, более чем известная как производитель рулей, легкосплавных колес и всякого прочего тюнинга. Девизом новинок стал: «Американская мощность, итальянская утонченность». Дело, конечно, хорошее, и с самого начала было ясно, что вид у динамиков, к которым приложили руку такие мастера дизайна, будет отменный. Но ведь внешность это не все. В нашем-то деле...
    Встречают по одежке, даже зная заранее, что она от лучших кутюрье, и мы не стали нарушать традицию. И здесь нас ожидали первые находки. Вообще-то надо было догадаться. Ведь «дизайн» только по-русски означает придумывание внешнего стиля, декора и отделки, по-английски этим же словом называется и собственно конструкция. И здесь опыт итальянцев сказался на результатах далеко не косметическим образом. Начнем с основ...
    Основа динамика (любого) – рама. У новых «Полков» с итальянским акцентом она сделана по тем же принципам, по которым MOMO делает литые диски. Тщательно выполненная отливка со сдвоенными криволинейными спицами и мощный фланец, которым динамик будет крепиться к опорной поверхности. Снаружи фланец проточен так, что внешняя часть резинового гофра укладывается вровень с наружной поверхностью в специальную канавку, поэтому в надежности крепления сомнений и быть не может. В двух местах между спицами рамы заодно с ней отлиты опоры для контактных зажимов. Сами зажимы – никелированные винтовые, хотя расположены они так, что при желании можно присоединить провода и с помощью штекеров-«бананов». Мы проверяли, действительно можно. А такой тип соединений очень почитается у любителей домашнего хай-энда, стало быть, здесь они будут чувствовать себя в привычной обстановке. Узлы выводов от звуковой катушки вообще производят большое впечатление. Громковато сказано про два проводочка и пару никелированных гаек? Ну, это только для тех, кто горя не видел. Известно, что одной из самых распространенных причин выхода динамиков из строя служит именно обрыв гибких выводов звуковой катушки, которые на отдельных частотах входят в резонанс и в полном соответствии с законами сопромата рвутся либо в месте крепления к каркасу звуковой катушки, либо в месте пайки к контактным лепесткам. У Polk MOMO приняты все меры, чтобы такой случай оставался чисто теоретическим. Выводы звуковой катушки (длиннее обычных) первые два сантиметра своей самостоятельной жизни ведут под присмотром клеевого шва: они приклеены к стыку каркаса звуковой катушки и диффузора. Так получается, что первое уязвимое место защищено от вибрационного разрушения. А на другом конце место пайки гибкого вывода к контактному лепестку покрыто эластичным компаундом, демпфирующим колебания. Кому принадлежит этот дизайн (в широком смысле слова), американцам, или Polk Audio, знающим, что и как происходит в динамиках, или итальянцам из MOMO, знающим о вибрациях не понаслышке, судить не беремся. Однако результат налицо, давно нам не попадалась столь тщательно выполненная конструкция одного из самых уязвимых мест в акустике.
    Магнит у Polk MOMO не прилеплен к раме, как у большинства (даже довольно дорогих) динамиков, а притянут шестью винтами, на автомобильный манер, да еще и закрыт крышкой-капотом с вентиляционной сеткой в центре. Магнит – увеличенного диаметра, как и центрирующая шайба, и это стало залогом и немалой отдачи динамика, и необычно большого рабочего хода, в чем мы убедились при испытаниях. Мидбасы комплектуются решетками (тоже литыми из легкого сплава) характерного, чуть с закосом под классические автомобили, облика.
    Диффузор – из легкого полимерного композита, а мощный (по-другому не скажешь) центральный колпак – из углепластика, тоже, вероятно, использование опыта MOMO в мирных целях. По сравнению с необычно «одетым» мидбасом пищалка выглядит почти традиционно, разве что обращает на себя внимание темно-красный цвет мягкой шелковой диафрагмы.
    Кроссовер, напротив, сразу выделяется непохожестью на традиционные компактные коробочки, которыми Polk Audio обычно комплектует свою компонентную акустику. У Polk MOMO это обширных габаритов корпус с прозрачной крышкой, открывающей вид на несложный по структуре, но собранный исключительно на высококачественных компонентах кроссовер. Оба фильтра – второго порядка, с низкоомными катушками и пленочными конденсаторами. Помимо собственно фильтров, есть только две подробности. Первая – привычная, ступенчатый аттенюатор пищалки, необычен только выбор шага ослабления: 1,5 дБ (как правило, делают 2, а то и 3), то есть все сделано для возможно более точной подстройки системы. Запишем на счет Полка, итальянцы, при всей своей утонченности, в это дело, наверное, не вмешивались. Второй переключатель назван «Midrange Extension», и его роль нам предстояло выяснить позже. Забегая вперед, скажем – при всей простоте это устройство оказывает поразительное влияние на характер звучания.
    При установке Polk MOMO в стандартные боксы обнаружилось, что ему требуется посадочное место несколько большего диаметра, чем нормальной «шестерке». Нам пришлось изготавливать специальные плиты-переходники, будем надеяться, что пригодятся когда-нибудь еще.
    Звучание динамиков не то чтобы потрясло, у нас слабонервных нет. Но покорило – это наверняка. Удивительное сочетание очень мощного баса без малейших признаков рыхлости и монотонности. На самых убойных пассажах было отчетливо видно, с какой амплитудой колеблется диффузор (на глаз – миллиметров по 5 в каждую сторону, кроме шуток). При этом ни малейших призвуков не было слышно.
    Вся инструментальная часть тестовой фонотеки отыгралась на редкость хорошо и естественно, но самое сильное впечатление произвел вокал. Здесь оказалось, что притулившийся в уголке кроссовера переключатель «Midrange Extension» обладает поистине магическим действием. В положении «On» вокальные партии, особенно женские, мгновенно отделяются от аккомпанемента, начинают звучать интимно, почти «персонально для вас». В другом положении переключателя при очевидном сохранении общего тонального баланса голос как бы отступает на один звуковой план подальше, звучание становится более строгим и академичным. Очень понравились верхние частоты, звучание не стремится поразить вылетающим из пищалок звоном тарелок, а логично и мягко вливается в общее звучание. При этом нам больше всего понравилось звучание при аттенюаторе, установленном на небольшое (1,5 дБ) ослабление сигнала ВЧ.

    1. Импедансная кривая, помимо естественного пика на частоте резонанса мидбаса (49 Гц), показала довольно характерное возрастание полного сопротивления вблизи частоты раздела полос. Однако нигде импеданс не падает ниже 4 Ом, так что для усилителя создаются довольно простые условия работы. Красная кривая на графике импеданса получена в положении аттенюатора ВЧ -3 дБ.
    2. В положении переключателя «Midrange Extension» «off» АЧХ по оси излучения очень ровная, с небольшим узким провалом около 4 кГц и плавным общем подъемом частот выше1 кГц. Под углом 50 градусов к оси заметно ослабляются частоты 2 – 4 кГц, зато ослабление верхних частот (выше 10 кГц) довольно незначительно.
    3. Вот как, оказывается, работает «Midrange Extension» Нижняя кривая (красная) – это в положении «off», верхняя (синяя) – «Оn». Как выяснилось, именно этот узенький пик на 4 кГц так заметно меняет характер звучания вокала.
    4. Если при включенном «Midrange Extension» АЧХ на оси излучения выглядит менее ровной, то при излучении под углом как раз получается более равномерная частотка. Пик на 4 кГц, хоть и небольшой, сохраняется, но именно он, приходящийся на одну из «магических» пеленгационных частот слуха, придает такую выразительность звучанию.
    5. Аттенюатор ВЧ, как и полагается в солидном изделии, вносит ровно обещанные величины затухания, причем очень деликатно.
    Личное дело
    Что
    Компонентная акустика 6,5 дюйма
    Кто
    Polk Audio/MOMO MM465
    Почем
    $629
    Чем богаты
    Литая алюминиевая рама
    Полимерный диффузор с углепластиковым колпаком
    Винтовые зажимы
    Кроссовер с фильтрами 2-го порядка
    Переключаемый аттенюатор ВЧ и режим подчеркивания СЧ
    Пищалка с мягким шелковым куполом
    Это – плюс
    Великолепная конструкция (и в эстетическом, и в инженерном смысле). Исключительное звучание во всем диапазоне
    Это – минус
    Нешуточная цена. Посадочный диаметр больше стандартного
    Одним словом...
    Усилия американских и итальянских соавторов не просто сложились – они умножились и привели к рождению исключительной акустики
    Рейтинг
    9(10)
    Альтернатива
    Dynaudio System 240. Тоже эксклюзив, но сделанный совсем по-другому

    Источник: журнал Автозвук, 04/2001. Марк Гасанов.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa