Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. ВАЗ-2108. Таможня дает добро

    Перед тем как наполниться содержанием и обрести свою окончательную форму, любая милая нашему сердцу автозвуковая система вынуждена пройти сквозь череду воздействий внешнего мира, которые помогают ей возмужать и окрепнуть. К таким воздействиям относятся: размер бюджета, сроки установки, музыкальные предпочтения, целевое назначение автомобиля-носителя, число седоков, концепция фронтальной и тыловой части системы, исполнение сабвуфера, разнообразие и доступность модельных рядов головных устройств, усилителей, акустики и т.д. и т.п., — в общем, вы всё уже сами хорошо знаете, а если и подзабыли, то онлайн-архив журнала всегда к вашим услугам.
    И кто бы мог подумать, что сжатые до трёх дней сроки установки могут вывести на сцену нового, так сказать, игрока — воздействие, которое раньше не учитывалось. Таможня. Та самая прославленная таможня, о которой знает практически все взрослое население, а автомобилисты знают не понаслышке, не к ночи будь помянута. Наш же разговор пойдёт о системе, незримым ментором которой как раз и оказалась таможня. Как? А вот как.
    Есть люди, которые любят монобрэндовые системы. Неважно какие, мобильные, стационарные или, к примеру, кухонные. В таких системах на ВСЕХ компонентах должен быть нанесён один и тот же логотип компании-производителя. В этот раз в студию обратился человек, который любит логотип фирмы Alpine. Еще он любит читать специализированную автозвуковую периодику. Ещё он любит автомобиль отечественного производства ВАЗ-2108 в состоянии глубокого тюнинга.
    Ведущий механик этого индивидуального проекта, который провёл на машине чип-тюнинг, доработку 16-клапанного двигателя и коробки передач, настройку подвески и модернизацию тормозной системы, подсказал адрес студии, куда следовало направиться для достижения окончательной глубины тюнинга, то есть — установки аудиосистемы. И вот в этот самый судьбоносный момент перехода от настройки механической части машины к настройке (и постройки) звука появились первые вестники воздействия таможни — не удалось найти спортивной заливной горловины, подходящей для «восьмёрки». То есть они, горловины, в природе, конечно, существуют и, более того, продаются в магазинах, но в тот момент задержались на таможне.
    Затейливый дистанционный регулятор баса Xetec размещён под торпедо.
    Фронтальная акустика установлена через MDF-кольца и играет на объём дверей. Высокочастотная часть фронта размещена в подиумах передних стоек, на уровне ушей седоков, и ориентирована вдоль стекла с подъёмом около 20 градусов на внутрисалонное зеркало.
    После эпизода с горловиной таможня вела себя тихо, выбор и покупка CD-ресивера Alpine CDA-9815RB прошли без сучка и задоринки, товар был в наличии на полках магазинов и на складах.
    Приятный взору заказчика системы ряд одинаковых логотипов фирмы Alpine дополнили 2-канальный усилитель MRV-T420 и обслуживаемая им фронтальная акустика SPR-175A. Хотя надо сказать, что на самом деле собирались ставить акустику серии SFR, но на момент покупки все доступные SFR были собраны в одном-единственном месте — на таможенном складе. Ну что тут будешь делать, пришлось «подвинуться». Похожая судьба постигла сабвуферный усилитель-моноблок Alpine, который, видимо, лежал по соседству с акустикой по тому же адресу. Среди доступных заменителей был выбран импульсный Xetec G500. Такое решение заказчику-«однолюбу» далось нелегко, налицо отступление от чистоты породы, но, забегая вперед, скажем, что в новом увлечении заказчик потом не раскаивался. Строгую его позицию смягчили плавный фазовращатель и выносной регулятор усиления, который не горбатит АЧХ в низкочастотной области.
    «На сладкое» таможня выдала совершенно чудные ограничения по выбору модели сабвуферной головки — экземпляры с двухомными катушками Alpine SWR-1221D никак не могли расстаться с моноблоками, которые мы уже знаем где «зависли», за три установочных дня удалось изыскать головки только с четырёхомными катушками, модель 1241D. Но тогда решили «сделать из лимона лимонад». Катушки соединили последовательно, получив «домашнее» значение полного сопротивления, от этого коэффициент демпфирования возрос вдвое, и получился выдающийся по своей чёткости суббас. А дефицит мощности, образовавшийся в результате подключения к моноблоку Xetec высокоомной нагрузки, он легко компенсировал, запаса у G500 хватает.
    Выбор калибра излучателя тоже был сделан не просто так, а вполне обоснованно, на этот раз без участия таможни. Первоначально в голове (без кавычек) заказчика сложная картина глубокого звукового тюнинга однозначно подразумевала две 10-дюймовые головки. Картину подкорректировали специалисты студии, предоставив возможность прослушать суббасовые возможности системы с двумя «десятками» в несколько большем салоне, чем «восьмёрочный». Всё-таки практика, как и учили основоположники и идейные продолжатели, нужна для проверки теории, пусть даже и самой правильной. Потенциал двух «десяток», интересный и заманчивый в цифрах, на поверку (или на послушку) показался заказчику избыточным.
    Любовь заказчика к логотипу Alpine подвигла студийцев на изготовление совершенно особенной задней полки, в которой буквы любимого брэнда выпилены сквозными отверстиями и подсвечены синевой пятидесяти багажных светоизлучателей.
    Последним штрихом в работе над багажником стал рубчатый алюминиевый пол, попутно выполняющий функции отражателя-рассеивателя для подсветки задней полки.
    Подсвечены и декоративные надписи лазерной фрезеровки (конечно же, про любимый брэнд) на прозрачных пластиковых панелях.

    К звуку приступили только после завершения доработки 16-клапанного двигателя, коробки передач, подвески и тормозной системы.
    Левое заднее крыло занял компактный сабвуфер-стелс в исполнении ЗЯ объёмом 22,5 литра, изготовленный целиком из MDF.
    Окончательное решение в пользу одной «двенашки» подкрепила будущая спортивная заливная горловина, которая вместе со всей обвязкой должна целиком оккупировать правое заднее крыло. А левое заднее крыло как раз занял компактный сабвуфер-стелс в исполнении ЗЯ объёмом 22,5 литра, изготовленный целиком из MDF и наполненный синтепоном для получения эквивалентного объёма в 25 литров. Стелс из MDF, спросите вы? Да, так дешевле и предсказуемее, чем из композита, да и незатейливые обводы заднего крыла существенно облегчили задачу.
    Как уже заметил внимательный (что приятно) читатель, мы нарушили привычный порядок повествования, сразу углубившись в тонкости решения сабвуферной части системы. Причина весьма проста: машина была нами «застигнута врасплох» в готовом, но промежуточном состоянии на пути поиска правильной глубины тюнинга, и багажное отделение «восьмёрки» оказалось в наиболее высокой степени готовности. Поэтому здесь же, присев на краешек, и продолжим.
    Важным связующим звеном тюнинга механического и акустического является тюнинг вибро- и шумоизоляционный. Для случая «заряженного» автомобиля с неласковой подвеской он оказывается просто наиважнейшим из всех связующих звеньев, поэтому помимо традиционных материалов использовались и нетрадиционные решения — весь облицовочный пластик, начиная со спинки заднего сиденья, из багажника был изъят, а новый интерьер изготовлен из фанеры, обтянутой ковролином. Любовь заказчика к логотипу Alpine подвигла студийцев на изготовление совершенно особенной задней полки, в которой буквы любимого брэнда выпилены сквозными отверстиями и подсвечены синевой пятидесяти багажных светоизлучателей. Эти же излучатели подсвечивают декоративные надписи лазерной фрезеровки (конечно же, про любимый брэнд) на прозрачных пластиковых панелях. Панели не только прикрывают усилители, но и скрывают своими надписями их «кровосмешение». Последним штрихом в работе над багажником стал рубчатый алюминиевый пол, попутно выполняющий функции отражателя-рассеивателя для подсветки задней полки.
    Для поддержания цветового единства был выбран конденсатор BOA 1,2 F. Межблочники, колбы предохранителей и клеммы — Stinger, акустические и силовые провода — Deitz. Упомянутые изделия почему-то выпали из поля зрения таможни, и установщики действовали, исходя исключительно из собственных предпочтений.
    Возвращаемся к фронтальной части системы и переходим, соответственно, в переднюю часть салона, которая в смысле тюнинга ещё не достигла требуемых глубин (или высот). Головное устройство заняло штатное место в самарской европанели, которая позже поддержала стилевое единство своей новой синей подсветкой шкал. Затейливый дистанционный регулятор баса помещён под торпедо.
    Фронтальная акустика в своей низкочастотной части установлена в заглушенные двери через MDF-кольца и играет на весь объём дверей. Неброские подиумы фанерно-пенно-шпаклёвочного содержания обтянуты натуральной кожей в тон потолочной обивке. Высокочастотная часть фронта расположена в подиумах передних стоек, на уровне ушей седоков, и ориентирована вдоль стекла с подъёмом около 20 градусов на внутрисалонное зеркало. Всё правильно, настройки временных задержек в современных головных устройствах вовсе не отменяют необходимости определить оптимальное положение излучателей. Тем более что в данном случае найденная ориентация позволила обойтись вовсе без задержек. Подиумы под ВЧ-секции также обтянуты натуральной кожей потолочного цвета.
    Настройка системы выполнялась в два захода, и таможня, слава богу, не принимала в этом никакого участия. Первый «прикидочный» заход распределил настроечную нагрузку между «головой» и усилителями в равной степени, и клиент убыл на первые «покатушки» прогревать акустику. Как и следовало ожидать, звук не понравился. Во второй заход настройку выполняли дуэтом, заказчик располагался на своём, водительском месте, а специалист студии, находясь рядом, на пассажирском, выполнял все необходимые манипуляции. Размятая акустика и тщательная настройка «на слух» сместили акценты — кроссоверы усилителей отключили, лишь на Xetec’е задействовали фазовращатель для устранения локализации баса и регулятор чувствительности установили на 4/5 от максимума для полного использования возможностей дистанционного регулятора баса. Все прочие хлопоты по делению полос между фронтом и суббасом были возложены на головное устройство. Четыре пользовательские предустановки эквалайзера «головы» задействовали следующим образом: первая — специально для Rammstein и Limp Bizzkit, вторая — для исполнителей в стиле rhythm’n’blues, третья — для поп-музыки и четвёртая, усреднённая из первых трёх — для прочих жанров.
    Второй заход на настройку дал результат, полностью адекватный ожиданиям. Звуковой тюнинг достиг запланированных масштабов и пришёл в полное согласие с тюнингами механическими, шумо- и виброизоляционными. Хотя... На горизонте уже забрезжил неотвратимый и одновременно желанный образ салонного тюнинга, начало которому, как мы помним, было положено в багажнике. Или в багажник, как вам больше нравится. Ну а после того, как салон приобретёт новый вид, опять захочется новизны в двигателе или, скажем, в амортизаторах. А там не за горами и новый звук попросится с неизбежно следующей вслед за этим новой системой. Только бы таможня не добавила своего мнения.

    P.S. Интересно, а какое ведомство следующим стоит в очереди на упоминание в рубрике «Системы»? Может, Госкомприрода? Например, со штрафами за децибелы, просочившиеся из салона автомобиля наружу, в рамках борьбы за звуковую экологию среды обитания. А может, минует нас чаша сия...

    ИСТОЧНИК: Alpine CDA-9815RB
    УСИЛИТЕЛИ: Alpine MRV-T420, Xetec G500
    АКУСТИКА: Alpine SPR-175A
    САБВУФЕР: Alpine SWR-1241D
    СТУДИЯ: «АИС Автоцентр»

    Источник: журнал Автозвук, 01/2004
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa