Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Skoda Octavia. Двойной стандарт

    Это выражение обычно употребляется с долей осуждения, мол, нехорошо, надо, чтобы для всех нормы были одинаковы. Но бывает, что «двойной стандарт» означает удвоение возможностей той или иной системы. Особенно когда это автомобильная аудиосистема. Особенно когда обе составные части двойного стандарта — самые высокие.
    Что слушать в автомобиле меломану? Диски из собственной коллекции. И для этого система должна быть под стать домашней, где транспорт, ЦАП, би-ампинг, отборные провода и кабели, в общем — все, что полагается. А если часть коллекции, немалая и важная, живет на кассетах? Значит, надо и кассеты брать с собой и слушать в автомобиле. Предложение перейти к единому стандарту не принимается, коллекция есть коллекция. И потом, не всё, что выходило на виниле, затем было переиздано на компакт-дисках. Это если говорить о массовых источниках качественного сигнала для компакт-кассет. А что делать с живыми концертными или студийными записями, которых и на виниле не было? Кроме того, никто не спорит с очевидным фактом, что хорошая запись на магнитной ленте звучит по-другому, нежели аналогичная на компакт-диске. Она не лучше и не хуже, она просто другая. И есть те, кто любит именно такой, «другой» звук, причем именно для определенной части своей коллекции. И тогда, хотим мы этого или не хотим (а мы хотим), надо и чисто аналоговую, кассетную часть системы делать по высшему стандарту.
    Вот поэтому Роман, владелец обширной кассетной, не менее обширной дисковой библиотеки и по совместительству автомобиля Skoda Octavia, решил оснастить машину звуковой системой по «двойному стандарту», способной воспроизвести качественный звук и с кассеты, и с диска. А чтобы окончательно утереть нос скептикам, задумал он собрать установку на усилителях американского розлива, за которыми в известных кругах прочно (и далеко не всегда обоснованно) закрепилась репутация изделий с жёстким, американским же звуком.
    Хороша задача, ничего не скажешь, плюс к этому полная (подчёркиваю, полная) жанровая универсальность, а также сроки установки, которые определены фразой «одна машина на каждый день и на все прочие случаи жизни».
    Сдержанный интерьер салона остался практически без изменений.
    Все три дистанционных регулятора находятся под рукой.
    Кассетной магнитоле — почётное место «головы».
    Установочная глубина панели процессора как раз для потолочных панелей.
    Зазор между подиумом и обрамлением практически не виден.
    Все акустические правила соблюдены.
    Мидбас немного повёрнут на слушателей, а серединка ориентирована на ручку КПП.
    Окончательный результат борьбы с высокочастотным «песком».
    После отбраковки нескольких вариантов схема приобрела следующий вид. Слаботочный сигнал формируют два устройства, пафосная магнитола Alpine TDA-7659R и CD-чейнджер CHA-S624 одноимённого производителя. Магнитола как раз из тех времён, когда их ещё не разучились делать и никому не приходило в голову морщиться, услышав про High End на магнитной ленте. А чейнджер в системе выступает, по существу, в роли «чистого транспорта», какие встречаются в домашних системах. Собственный ЦАП чейнджера оставлен без работы, для этой операции в системе есть кое-что побогаче.
    Сигнал с магнитолы по шине Ai-Net, а с чейнджера по оптике Nord Ost поступает в ядро системы, процессор, ставший в свое время родоначальником и эталоном такого рода устройств, Alpine PXA-H600 («АЗ» №3/2000). Изделие оснащено отменным ЦАПом, временными корректорами и параметрическими эквалайзерами и в то же время, по моде тех времен, еще не приспособлено для развернутого поканального усиления. Функциональность процессора по части фильтрации сигнала и деления его по полосам усиления дополняют два активных кроссовера Poweramper XA22.
    Дальнейший путь слаботочного сигнала и перевод его в разряд сильноточных определяют три усилителя Rockford Fosgate, по одному двухканальному 451S для левой и правой части фронта, и басовый моноблок 501bd для обслуживания суббасового диапазона. Во фронтальной части системы преобразование электрического сигнала в акустический выполняют три динамика, пара Focal 100KP через свой пассивный кроссовер на средних и высоких частотах и 6,5-дюймовый мидбас из комплекта Focal 165 V3 на низких. На очень низких частотах, где фронтальная акустика уже ничего не может, эстафету подхватывает саб Rockford Fosgate RFD 2210 с двумя звуковыми катушками, схему подключения которых можно оперативно менять: 2 или 8 Ом, по выбору владельца и почти «на лету». Калибр сабвуферного динамика был выбран по причинам лучших импульсных характеристик небольшого диффузора и малого веса «подвижки», а также из-за умеренных аппетитов по части объёма акустического оформления.
    На самом деле облицовка багажного отсека тоже двухкомпонентная.
    Размеры кузова не затруднили размещение компонентов системы.
    Все плоские и криволинейные поверхности изготовлены из MDF-плиты.
    Чтобы соблюсти правила, для предохранителя пришлось сделать специальный кронштейн.
    «Многоэтажка» в правом заднем крыле была задумана по одной причине — сделать провода как можно короче, и межблочники, и силовые кабели. Выполнить это условие в «Октавии» оказалось несложно. В основании «многоэтажки» лежат два конденсатора, и провода идут кратчайшим путём, так как два усилителя стоят здесь же. На следующем этаже стоит процессор, а поверх него ещё пара этажей с активными кроссоверами. Сигнальные цепи при этом, сами понимаете, получились короче некуда.
    Все сигнальные соединения выполнены кабелями Tchernov Cable, силовые линии проложены проводом Dietz, прочие электрические аксессуары — Rockford Fosgate. Буферизация бортовых источников питания сделана по высшему разряду, на каждый усилитель установлен конденсатор Stinger ёмкостью 1 Ф.
    В окончательном варианте схемы несложно углядеть 2,5-полосный вариант усиления в классическом варианте «фронт плюс саб». Весь рабочий диапазон частот разбит на следующие поддиапазоны: очень низкие, суббасовые частоты — до 80 Гц, ограничены встроенными фильтрами моноблока, просто мидбасы — от 80 до 350 Гц, по нижнему краю подрезаны в усилителе, а по верхнему в активном кроссовере, и, наконец, связка СЧ + ВЧ — играет от 350 Гц и выше благодаря настройкам активного кроссовера. Частота раздела серединки и верхушки определяется номиналами элементов пассивного кроссовера из комплекта Focal 100KP и составляет около 3,5 кГц.
    Оперативное переключение обеих катушек саба сделано с помощью остроумной конструкции, установленной под фальшполом багажника, слева у заднего борта. Акустические кабели от басового моноблока подведены к стандартной четырёхконтактной колодке от домашней акустики и заделаны в пружинные штекеры-«бананы». В комплекте с колодкой идут только две перемычки, которые дома нужны тем, кто ещё не дошёл до би-вайринга или би-ампинга. Этими перемычками катушки саба включаются параллельно. Третья перемычка, для последовательного включения, хранится до поры до времени рядом, в специальных гнёздах. После изменения варианта включения перемычки меняются местами.
    В левом крыле упрятан сабвуфер, который сделан из MDF в виде закрытого ящика объёмом 21 литр «нетто». Корпус излучателя виртуозно набран из без малого трёх десятков сегментов, которые в точности повторяют кривую поверхности заднего крыла.
    Компоновка элементов системы в просторном салоне «Октавии», на первый взгляд, не представляет сложности. Однако длинные межблочники всегда оказываются группой риска, соревнуясь с антеннами по коэффициенту усиления собираемых отовсюду помех. Поэтому все компоненты системы, занимающиеся слаботочной обработкой, сгруппированы вместе и установлены в багажнике, в нише правого крыла, подальше от потенциальных источников интерференции. Единственный «рискованный» межблочник к магнитоле проложен на максимальном удалении от заводской электрики.
    Сама магнитола установлена в штатное место, справа от водителя, и подключена к заводскому ISO-разъёму. Слева от водителя, в небольшой технологической нише, смонтирована панелька с тремя дистанционными регуляторами Punch bass, по одному на каждый усилитель, а сверху, в потолочную накладку возле плафона освещения, врезана панель управления процессором. Все элементы управления и оперативной регулировки легко доступны и в тоже время не создают технократических нагромождений, похожих на рабочее место пилота истребителя.
    Установка фронтальной акустики выполнена компромиссно, без масштабных переделок внутреннего убранства салона, но с соблюдением всех акустических правил. Мидбас «сидит» в нижнем углу двери на кольцах-проставках из MDF, напротив его магнитной системы к металлической обшивке приклеен звукопоглощающий блин Focal Plain-сhant, а все прочие поверхности двери обработаны подходящими акустическими изоляторами и демпферами. Декоративное обрамление динамика, изготовленное заново и состыкованное с заводским дверным карманом, было специально подготовлено для плотной, практически беззазорной посадки на монтажный подиум. Внешняя отделка поверхностей выполнена из винила. Ось излучения динамика немного повёрнута на слушателей для того, чтобы уменьшить уровень паразитных салонных «стояков». К чему отягощать и так непростую акустическую ситуацию в салоне? Параметрик, конечно, поможет, но лучше, если нужды в нём не возникнет вовсе.
    Мидрейнджи установлены на кикпанели через набор фанерных колец, оформленных монтажной пеной и затянутых винилом. Суммарный объём с тыльной стороны излучателя составил около 1,5 л, ориентация оси излучения — на рукоятку КПП.
    Пищалки стоят в подиумах, изготовленных из шпаклёвки на основе заводских накладок передних стоек. Поверхность готовой конструкции отделана искусственной замшей «алькантарской» выделки. Обстоятельное прослушивание показало, что наилучший звук получается при ориентации динамиков на дальнего слушателя. Если хоть немного разрешить частичное отражение от стекла, то высокочастотная часть спектра немедленно начинает обогащаться «песком», а его, сами знаете, никто не любит, потому как не сахарный.
    В багажнике, помимо многоэтажной начинки правого крыла, смонтированы сабвуфер и все три усилителя. Пара фронтальных установлены на фанерной панели, которая закрывает «этажерку». Фальшпанель довольно сложной формы изготовлена из MDF и состоит из двух частей. Первая часть, назовём её наружным обрамлением, обтянута алькантарой и повторяет внутренние обводы багажника. Вторая часть, внутренняя окантовка, покрашена серебристой эмалью и плотно садится на «спины» усилителей. Стык между наружной и внутренней частью фальшпанели выведен «в ноль», и создаётся полная иллюзия монолитной конструкции.
    Задача коротких электрических соединений решена и при установке сабвуфера с басовым моноблоком в левом крыле багажника. Усилитель и нагрузка максимально приближены друг к другу, а буферная ёмкость стоит здесь же, на колёсной арке. Декоративная отделка выполнена в точности как для правого крыла, внутренняя окантовка фальшпанели плотно садится на защитный гриль саба и спину моноблока, после чего с исчезающее малыми зазорами стыкуется с наружным обрамлением.
    После установочно-монтажных хлопот настал черёд настройки готовой системы. Начальные значения задержек, определённых рулеткой и введённых в память процессора, были точно выставлены на слух по диску «Let’s Test!» («АЗ» №7/2002). Суббас и мидбас «стыковались» по слитности звучания ударных, а мидбас и мидрейндж — по отсутствию модуляции громкости синусоидального сигнала возле частоты раздела. Твитеры показали наилучшее звучание при включении в противофазе по отношению к мидрейнджам.
    Неспешный диалог с владельцем «Октавии» уже подходил к своему завершению, и мы собирались перейти к слуховым ощущениям от прослушивания тестового «NAIM Sampler». В дополнение к обязательной программе Роман предложил хорошую запись на ленте, которая была сделана с винила на домашней деке. И честно признаюсь, что давно уже не слышал хороший кассетный звук.
    Записи с «NAIM Sampler» прозвучали отменно, гитара на 1-й дорожке была детальна и ненавязчива, а монолог рояля на 3-й как никогда ровный и свободный. Сложные для многих систем контрабасы на 6-м и 7-м треках совершенно очевидно оказались акустическими, а не электронными. Большой набор инструментов с 9-й дорожки воспринимался в полном объёме, отчётливо и без маскирования тихих громкими. Партия духовых в №11 прозвучала мягко, без надрыва. Непростую композицию на 12-м треке, которая иногда воспринимается как очень неровная, система подала уравновешенно и гармонично. В этот раз обязательную программу мы дополнили очень показательной композицией №12 с диска «The Best Of Linn Records». Впечатлило, ничего не скажешь, редко когда удаётся в полной мере насладиться столь правдивым эффектом присутствия. Одним словом, комфортный звук, ни малейшего намёка на усталость. Наши сугубо субъективные оценки вполне согласуются с судейскими протоколами — 1-е место в классе «Профессионал Звук» на открытии сезона 17 апреля 2004 года в Москве. В этом отношении никаких «двойных стандартов» система не признает...

    СОСТАВ СИСТЕМЫ: 3-полосный фронт + сабвуфер
    ИСТОЧНИКИ: Alpine TDA-7659R, CHA-S624
    ПРОЦЕССОР: Alpine PXA-H600
    АКТИВНЫЕ КРОССОВЕРЫ: Poweramper XA22
    УСИЛИТЕЛИ: Rockford Fosgate 451S, 501bd
    АКУСТИКА: Focal 100KP, 165 V3
    САБВУФЕР: Rockford Fosgate RFD 2210
    СТУДИЯ: «АудиоХирургия»

    Источник: журнал Автозвук, 07/2004.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa