«Из лесу, вестимо»
Н.А. Некрасов, поэма «Крестьянские дети», 1861 г.
Н.А. Некрасов, поэма «Крестьянские дети», 1861 г.
Все наши уже давно знают, что инженеры Polk Audio дружат с дизайнерами MOMO, и поэтому защитные решётки полковской акустики очень точно повторяют спицы колёс MOMO. А вот стильных аксессуаров серии Carbon среди продукции MOMO нет и не было. Так, по мелочи попадаются всякие углепластиковые накладки на пороги, декоративные утолстители выхлопных труб и набалдашники ручек КПП (тем, у кого АКПП, читать «селекторов АКПП», хотя это неспортивно).
За внешний облик серии целиком отвечают итальянцы из MOMO, колёсные диски, правда, не просматриваются, но всё равно стильно. Для нас это не главное, нам, перефразируя пословицу, «с усилителя воду не пить», нам его слушать. Вот-вот, а кто у нас здесь главный? Тот, кто нарисовал схему, подобрал детали и собрал всё это так, что получил билет на наш «ковёр». И на этот счет есть некоторые догадки...
Корпус C300.2 выполнен на хорошем технологическом уровне и оформлен сверху четырьмя «волнами» из пассивированных лёгких сплавов. Символ серии, полоса углепластика с поясняющими надписями, приклеена на третью «волну». Четвёртая, нижняя «волна» выполнена в виде съёмной Г-образной крышки, закрывающей все соединители и регуляторы усилителя. На торцевых стенках закреплены две литые ажурные накладки, через окна которых удобно пропустить провода. Так, во всяком случае, инструкция определяет полезность накладок. Сами накладки могут быть сняты для монтажа нескольких аппаратов в единый блок. В цифровой ведомости технических характеристик по традиции указаны габариты «голого» усилителя, с «обвесом» они несколько больше, 340 х 247 х 64 мм.
Присутствие боковой крышки и расположение разъёмов с регуляторами вдоль длинной стороны говорят внимательному читателю о многом. Ведь есть американские традиции звука, а есть европейские, есть американская школа конструирования, а есть европейская. Последняя тоже не монолитна и делится на британскую, немецкую, скандинавскую и... правильно, итальянскую. Изделия итальянских инженеров мы видели, тестировали и за показанные результаты уважаем.
Так вот, съемная боковая крышка закрывает сильноточные зажимы изолированного типа, под шестигранный ключ из комплекта. Диаметр проводов для питания усилителя не может превышать 9 мм, что при суммарном номинале двух предохранителей в 60 А более чем достаточно. Акустические провода должны быть не толще 5,5 мм, что также не станет узким местом системы.
Инструкция, приложенная к аппарату, определяет три режима работы выходных каскадов: 4 Ом стерео, 2 Ом стерео, 4 Ом мостом. Соответствующие им значения выходной мощности при напряжении питания 14,4 В — 150 Вт (к.н.и. 0,1%), 220 Вт и 550 Вт (последние для к.н.и. 1%). На Интернет-сайте компании, написанном, как и инструкция, толково и нескучно, замечено, что номинальная (читай — классификационная) мощность усилителей фирмы занижена. На соревнованиях это будет для судей. А для себя есть другой документ, его показывать не обязательно, закона такого нет. Это — именной сертификат, где точно указана мощность именно этого экземпляра. На бумаге к нашему образцу стоит лиловый штампик с цифрами «180 Вт на 4 Ом». Как всегда, вы, как читатели журнала, вправе требовать от нас проверки и типографского текста и лиловых штампиков, нам печати да красные книжечки не указ.
Система охлаждения усилителя — пассивного типа, то есть без принудительного обдува, что производитель считает безусловным плюсом, «эти назойливые вентиляторы так жужжат»... Однако наблюдения, сделанные нами в процессе измерений, заставили взглянуть на полезность вентиляторов несколько по-другому.
Входных разъёмов, как и положено двухканальнику, одна пара. Соседняя RCA-парочка служит линейным выходом, без частотной обработки. Неподалёку расположен регулятор чувствительности со ступенчатым делителем и разъём дистанционного регулятора усиления (опция). Всё просто и без затей, хотя за эти деньги могли бы регулятор и положить, не золотые часы. Простым выглядит и коммутационно-кроссоверное хозяйство, но это только на первый взгляд. На второй взгляд обнаруживаются интересные вещи.
Кроссоверы можно включить в один из трёх режимов: ФНЧ, ФВЧ и в полной полосе. Частота среза обоих вариантов фильтра изменяется от 50 до 250 Гц, а крутизна кривой АЧХ обещана не хуже 18 дБ/окт. Неотключаемый фильтр-«сабсоник» с крутизной 24 дБ/окт. подавляет все частоты ниже 15 Гц. Пока ничего особенного, но здесь же, под крышкой, есть маленькая кнопочка Pre-EQ, пред-эквалайзер такой, значит. Что обещают после нажатия этой волшебной кнопочки? В режиме ФНЧ на частоте 40 Гц должен вырасти «горб» высотой +9 дБ и шириной в треть октавы, который «повысит отдачу сабвуферов Polk MOMO». Так в инструкции, хотя, по нашему робкому предположению, отдачу других — тоже повысит. А в режиме ФВЧ нажатая кнопка призвана породить подъем верхних частот на 10 дБ. Реальные АЧХ показали, что всё будет так и не так одновременно. Как? Немного терпения, уже скоро.
Отдельного упоминания заслуживает «Руководство пользователя». Понятно, что североамериканские штаты это страна адвокатов, и поэтому через строчку идут всевозможные предупреждения о любых, даже маловероятных событиях, в которые может вляпаться счастливый владелец аппарата. Но всё это занудство сдобрено хорошей порцией юмора, начиная с совсем официального, что «усилитель не сертифицирован и не одобрен к использованию на самолётах», вплоть до речитативов на тему «проходных изолирующих втулок». На что и было израсходовано 23 страницы мелованной бумаги формата А5. Но читается интересно...
Polk MOMO C300.2
Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 210 / 273
Коэффициент нелинейных искажений(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,007 / 0,013
Входная чувствительность, В 0,19 — 7,0
Отношение сигнал/шум, дБА 97,5
Переходное затухание, дБ 70
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 18 — 29 000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 35
Габаритные размеры, мм 317 х 212 х 60
Верхний порог чувствительности усилителя меньше заявленного на 1 В, что не принципиально, но доверия к мелованным бумагам не укрепляет. Отношение сигнал/шум также подкачало, показав результат на 7,5 дБ хуже паспортного. Зато переходное затухание перекрыло цифры производителя аж на 15 дБ, и вот такие неточности мы завсегда приветствуем.
Кроссовер в обоих режимах (ФНЧ и ФВЧ) показал границы перестройки частоты среза, очень близкие к заложенным в него при проектировании: 53 — 250 Гц, крутизна характеристики — обещанные 18 дБ/окт., во всем диапазоне регулировки. Кнопочка пред-эквалайзера позволяет в режиме ФНЧ добавить 8 дБ усиления на частоте 40 Гц.
В режиме ФВЧ (то есть если усилитель работает на фронт) пред-улучшайзер плавно поднимает АЧХ начиная с 3 кГц, с максимумом +4,5 дБ на 20 кГц. А вот на частотах ниже 100 Гц обнаружены недокументированные возможности улучшайзера. При достаточно низкой частоте среза ФВЧ наблюдается подъем на 40 Гц (при включенном Pre-EQ), и это может существенно изменить характер звучания мидбасов фронтальной акустики, если в выбранном для них акустическом оформлении им не хватает добротности. Совместная работа ФВЧ и Pre-EQ фактически превращает фильтр в высокодобротный 4-го порядка. Но только при низкой частоте среза ФВЧ, при настройке на 60 Гц и выше «горбик» съедается без остатка.
Размах импульсов, пролезающих на выход усилителя при его включении/выключении, составляет 190/120 мВ соответственно, пустяк, не о чем говорить. При отсутствии входного сигнала ток, потребляемый усилителем, составляет 1,3 А, что довольно много для двух каналов. Вон, на соседнем «ковре», на все пять каналов ушло 1,7 А. После подачи входного сигнала показатели мощности с лихвой перекрыли обещанные в инструкции и в лиловом штампике на сертификате, бытие соревнований по автозвуку определяет сознание технических писателей фирм-производителей, таковы правила игры. Уменьшение нагрузки вдвое приводит к росту выходной мощности ровно на 30%. После перехода к емкостному варианту нагрузки потребляемый ток практически не меняется, и, как обычно, в выходном сигнале становятся заметны затухающие ВЧ-колебания частотой 250 кГц очень малой амплитуды, всего 4% основного сигнала.
Отсутствие вентилятора подразумевает довольно высокую рабочую температуру усилителя под нагрузкой, в чём мы не замедлили убедиться — взять его голыми руками, без перчаток, было бы трудно. Не случайно, видимо, из трех сигнальных светодиодов на верхней крышке один специально отведен для индикации срабатывания системы защиты от перегрева. Так что в автомобиле позаботиться об адекватном охлаждении не помешает, пусть термозащита отдохнет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Двухканальный усилитель
КТО
Polk MOMO C300.2
ПОЧЕМ
$564
ЭТО — ПЛЮС
Высокая мощность
Стильный (и со вкусом) дизайн
ЭТО — МИНУС
Фиксированный Pre-EQ для такого аппарата простоват
ОДНИМ СЛОВОМ...
Итальянцы помогли не только дизайном
РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 8
Оснащённость 7
Фильтры 8
Удобство установки 9
ИТОГ 41
Источник: журнал Автозвук, 03/2004. Сергей Гаврилюк, измерения Юрий Евтушенко
Бас из высшей лиги. Тест сабвуферных динамиков Focal SUB 30 KXE (12 дюймов), Focal SUB 25 KXE (10 дюймов) и Focal SUB 25 KXS (10 дюймов)