Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Активный кроссовер Xetec F.A.C.T. F-3. F.A.C.T. налицо

    Было время, когда активные кроссоверы как отдельные устройства даже участвовали у нас в групповых тестах. Было и, в общем-то, прошло. Усилители вырастили у себя фильтры, которых, как правило, достаточно для типовых инсталляций, систематическая надобность в выносном активном кроссовере вроде бы прошла. Но есть случай, когда встроенными в усилители кроссами обойтись или не удается, или неудобно.
    А это как раз установочный случай, к которому по пути совершенствования движется значительная часть знатоков мобильного звука. У нас это называется «поканальным усилением». Это когда на каждый динамик многополосной (хотя бы двух-) акустики выделен свой канал усиления, а фильтрация частотных полос ведется не на выходе, пассивными фильтрами, а на входе каждого канала.
    Преимущества активной фильтрации и поканального усиления давно и хорошо известны. Это и более полное использование мощности и фактора демпфирования усилителей, и снижение интермодуляции, которой взяться неоткуда, существенно разные частотные полосы усиливаются разными устройствами, и главное — возможность гибко и в той или иной мере оперативно изменять характеристики фильтров, определяющих, что какой динамик поет.
    Что в таких случаях хочется, но не всегда возможно менять? Частоты раздела — это в первую очередь. Уровень сигнала по полосам — во вторую, или нет, тоже в первую. И еще хотелось бы поиграть с фазами или временными задержками, чтобы совместить волновые фронты, производимые отдельными излучателями, фазовые соотношения которых в реальном салоне машины малопредсказуемы.
    Сделать все это фильтрами, встроенными в усилители? Попробовать можно, но тогда выбор усилителей для задуманной установки сузится раз в десять, а то и пятнадцать. По набравшейся у нас статистике тестов усилителей, на групповой тест именно такой численности, 10 — 15 моделей, приходится от ни одного до одного-двух аппаратов, в которых фильтры могут делить полосу частот между мидбасом и пищалкой в двухполосной системе, на практике для этого надо бы иметь пределы регулирования от 2 до 5 кГц. А даже и имея такие фильтры, еще неизвестно, удастся ли усилительное хозяйство связать в единую систему, где образовывались бы правильно выделенные полосы частот, для этого нужно, чтобы у всех или части усилителей были фильтрованные линейные выходы. Выбор сокращается еще раз в пять и переносится в заметно недешевую ценовую группу.

    Это не говоря уже о практическом аспекте. Попробуйте-ка в системе из трех двухканальных усилителей (двухполосный фронт на двух, сабвуфер — мостом на третьем) сдвинуть частоту раздела «мидбас — пищалка» и послушать, что изменилось в звучании. Скажите только, когда начнете, мы в это время пообедаем. Неспешно и с бутылочкой славного чилийского. Времени у нас будет предостаточно, а вернувшись к вам, мы, скорее всего, обнаружим, что вы, проведя немало времени в позе нетрадиционной ориентации над открытым багажником, пытаетесь вспомнить, как было до нашего обеда, потому что как стало потом, оказалось хуже. Нет, можно настроить, можно, но неудобно и даже рискованно — звуковая память недолговечна, и сопоставление результатов теряет достоверность.
    Технический прогресс, конечно, пришел нам на помощь, и для поканальной системы с гибкими регулировками есть решение. Есть многофункциональные звуковые процессоры, как отдельно стоящие, так и встроенные в головные устройства. Но для многих на дороге к таким устройствам обнаруживаются две глубокие колдобины. Первая — экономическая, все такие устройства — сильно про деньги (встроенные — про меньшие, но здесь опять встает во весь рост фактор сужения выбора). А вы и так уже на усилителях поиздержались. Второе соображение — почти медицинское. В сообществе car audio существует специфическая форма аллергии — на цифровую обработку звука. У многих она проявляется в неизлечимой форме, и, поставленные перед выбором — гибко, удобно, оперативно, но с помощью цифровой обработки, или неудобно, трудно, непрактично, только с некоторыми типами усилителей, они, рабы своей болезни, вынуждены выбирать второе.
    Таковы факты. И свое отношение к этим фактам германская фирма Xetec сформулировала твердо: они — за поканалку. Для своего мировоззрения они даже придумали особое название, Full Active Crossover Technology. Сокращенно F.A.C.T. Но декларировать — это одно, а предложить решение — иное. Решение Xetec* материализовалось в виде активного кроссовера модели F-3.
    Физически устройство помещено в ставшем довольно редким формате — 1/2 DIN. То есть с самого начала предназначено для расположения на приборной панели, в крайнем случае — под ней, где можно, или в бардачке. Формат 1/2 DIN, некогда весьма популярный у многополосных регуляторов тембра, выдаваемых за эквалайзеры, оставляет не много простора для фантазии при размещении на панели управления ручек регуляторов. Или в один ряд, или почти никак иначе. Ряд ручек, протянувшийся вдоль лицевой панели F-3, выполняет функции довольно фундаментальных, в принципе, установок системы, хотя выглядит все как оперативные регулировки. Это, наверное, надо иметь в виду при установке, чтобы ненароком не попалось не в меру инициативному пассажиру под руку.
    F-3 — полноценный (и с немалыми бонусами) активный трехполосный кроссовер. Конфигурация системы, которой он, в одиночку, может управлять — двухполосный фронт с поканальным усилением и сабвуфер, с усилением, надо думать ясно, своим, отдельным. По документам F-3 может делить полосы между сабвуфером и мидбасом фронта на частоте от примерно 50 — 60 (там пределы ФВЧ и ФНЧ разные) до 250 — 300 Гц, а мидбас с пищалкой — на частоте от 2,3 до 6,5 кГц. Для сабвуфера (он по терминологии Xetec называется Bass) есть отдельный фильтр-сабсоник, с частотой среза (Bass Highpass, по той же терминологии) от 22 до 160 Гц. Последний не отключается, но нижний частотный предел, по существу, эквивалентен полному изъятию сабсоника из тракта. Входы и выходы на задней панели, понятное дело, соответствуют полосовым каналам Bass, Woofer и Tweeter.
    Структура регулировок, надо признать, весьма остроумная. Частота раздела «сабвуфер — мидбас» задается раздельными регуляторами (Woofer Highpass-Bass lowpass), а между мидбасом и пищалкой — общим, перестраивающим сразу два фильтра. Этот, один из главных, в сущности, регуляторов назван x-over frequency. Теперь, когда F-3 установлен во главе системы, появляется возможность с места слушателя менять все три фундаментальные частоты в поканальной системе с сабвуфером: раздел между сабом и мидбасом, между НЧ и ВЧ на фронте и установку инфразвукового фильтра. Все частотные регуляторы, что любопытно, выполнены с центральным фиксирующим «щелчком», значения частоты, ему соответствующие, сообщаются в описании: для раздела НЧ/ВЧ фронта, например, это 4,1 кГц, которые фирма характеризует как «наиболее типичное значение». Такое же типичное значение «отщелкивают» и регуляторы на границе сабвуферного диапазона: 90 Гц. Так что, даже не глядя на шкалы регуляторов, можно установить их в положение некоторой «печки» от которой начинаются танцы тонкой настройки системы. Более того (это не единственное «более того», готовьтесь), с панели F-3 можно регулировать как общий уровень сигнала, так и отдельно уровни на сабвуфере (что заменяет дистанционный регулятор баса, его теперь от усилителя можно не требовать, а места для лишнего регулятора на приборной панели не искать) и на пищалке (а здесь аналога в традиционной усилительной технике вообще нет). Получается, фактически независимая регулировка уровней всех полос системы с одного, очень просто управляемого пульта, при этом «печкой» уровня служит канал мидбасов.
    Но и это не все, ведь предупреждали. Уникальная особенность F-3 — возможность регулировки фазы на... пищалках. Не на сабвфуере, это как раз в усилителях встречается теперь уже нередко, а на пищалках, причем раздельно для левой и правой.
    Теперь понятно, что F-3 средствами аналоговой техники предоставляет возможности, традиционно (уже) ассоциирующиеся с техникой цифровой. Помимо частотного деления есть возможность изменять фазу на ВЧ-головках (в обе стороны, от -180 до +180 градусов, со «щелчком» в нулевом положении) как одновременно, так и по отдельности.
    Полагаете, все? А вот и нет. Дополнительные возможности F-3 открываются, в буквальном смысле, вместе с верхней крышкой. Там, для начала, есть джампер, изменяющий конфигурацию общего провода с фиксированной на плавающую, необходимую, если используются балансные соединения. Два других джампера вводят фиксированную, но, по уверениям разработчиков, очень часто необходимую коррекцию АЧХ в канале мидбасов для подчеркивания (или неподчеркивания) составляющих верхнего баса — нижней середины. И наконец: на плате оставлен просторный участок с разъемом в центре, в состоянии поставки в него установлена плата-заглушка. Это дело предназначено для не имеющей аналогов, знакомой нам по усилителям Xetec Gravity системы предварительной коррекции АЧХ в салоне car EQ.
    В разъем устанавливается плата из ассортимента фирмы для конкретного автомобиля. У нас вот от теста одного из Gravity остались два модуля: для Alfa Romeo 156 и минивэна Ford Galaxy. При установке соответствующего модуля АЧХ тракта F-3 изменяется запрограммированным образом: именно так, как, по исследованиям инженеров Xetec, требуется с учетом особенностей внутренней акустики этого автомобиля. О том, что внутри находится и работает модуль car EQ, сигнализирует светодиод на лицевой панели, а крайний правый переключатель Front/Rear перебрасывает установленный модуль в требуемое положение, в зависимости от того, какую акустику, фронтальную или тыловую, обслуживает F-3. Что, в принципе, означает возможность применения в системе двух F-3, если система по своему предназначению призвана создавать «звук вокруг» и для этого снабжена развитой тыловой акустикой.

    Полный частотный диапазон(+0/-1 дБ), Гц 27,5 — 42000
    Максимальное выходное напряжение, В 6,3
    Отношение сигнал/шум, дБА 89
    Переходное затухание, дБ 77,5
    Коэффициент нелинейных искажений, % 0,01
    Габаритные размеры, мм 177 х 140 х 25

    Графики АЧХ собственно кроссоверной части: все фильтры 2-го порядка, с характеристикой Линквица — Райли, выполнены прецизионно. Пределы регулировки частот среза фильтров таковы, что в двухполосной системе с сабвуфером ситуации, при которой чего-то может не хватить, в принципе быть не может. Сабвуферный фильтр можно гонять от 50 Гц снизу до 300 вверху, мидбас может быть подрезан на нижних частотах начиная с 55 Гц и до 300 с лишним, частота основного раздела «мидбас — пищалка» может быть выбрана от 2,3 до 8 кГц. Более того: вполне возможно применение F-3 и в трехполосном фронте. Фильтр, формально анонсированный как сабсоник, вместе с ФНЧ канала Bass (в обычном применении — сабвуферном) может обслуживать НЧ-головку трехполосного фронта, работающую до 300 Гц. Выше — диффузорная середина, подключенная к каналам Woofer, еще выше — пищалка. При этом уровень будет регулироваться независимо на НЧ и ВЧ-излучателях, со среднечастотниками в роли «печки».

    Woofer EQ (перемычки внутри корпуса) при самой широкой полосе канала Woofer дает плавный подъем нижней середины и верхнего баса. Жаль, что это не с передней панели, видно, уже места не хватило. Черные линии выше 1 кГц — действие фазового регулятора каналов Tweeter. Все очень четко: практически независимый от частоты сдвиг фазы размахом 360 градусов. Кривые получены в положении самой широкой полосы на выходе ВЧ-каналов. Мы, кстати, послушали, как это воспринимается на слух. Несмотря на то, что по теории фазовые характеристики ВЧ-излучателей мало сказываются на локализации, на практике субъективное восприятие звуковой сцены менялось существенно, как при ее намеренном «перекосе», когда изменялась фаза на одной пищалке, так и при синхронной регулировке, сцену удавалось заметно деформировать по ширине и высоте. При этом одновременно менялся и общий тональный баланс: мидбас и пищалка по-другому взаимодействовали в полосе «общей ответственности». Увлекательное занятие, скажу вам...

    А вот что происходит с АЧХ каналов Woofer при установке двух разных «персональных» модулей коррекции и при двух положениях переключателя Front/Rear. Надо полагать, у специалистов Xetec были основания вводить именно такую коррекцию. До сих пор все, что они делали, было предельно оправданно.

    * Кстати, название фирмы произносится «Зитек», романо-германские языки «кыс-кыс» в начале слова не выносят. Именно поэтому то, что у нас в офисах, называется «зирокс», а то, что в фарах — «зинон» и так далее. Вот чего не переношу — так это иностранцев и ксенофобию (у них — «зинофобиа»)...

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Кто бы мог предположить, что в разгар цифровой лихорадки кто-то отважится предложить подобное средство аналоговой обработки сигнала? Возможности, предоставляемые F-3, нам показались совершенно несоразмерными стоимости устройства. В пользу возможностей. Можно придраться к тому, что такой ответственный многофункциональный регулятор в форме прибора с ручками-крутилками «на лице», приглашающими любого желающего реализовать свою концепцию звуковой сцены — это, конечно, рискованно. Но намерение Xetec в этом отношении остается ясным: дать возможность работать со сценой с места слушателя, просто и оперативно. А если что, так надо по рукам давать, мы не в игрушки играем...

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Активный кроссовер
    КТО
    Xetec F.A.C.T. F-3
    ПОЧЕМ
    $109
    ЭТО — ПЛЮС
    Предельно универсальный кроссовер
    Уникальная возможность установки фазы на ВЧ
    Компактная и эргономичная конструкция
    Совершенно не пугающая цена
    ЭТО — МИНУС
    Уязвимость регулировок для посторонних
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    По существу — многофункциональный аналоговый процессор сигнала
    РЕЙТИНГ
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 9
    Интерфейс 8
    Эргономика 9
    Звук 8
    Итог 42

    Источник: журнал Автозвук, 05/2004. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa