Свобода — это осознанная необходимость.
В.И. Ленин
Свобода — это не вседозволенность.
М.С. Горбачёв
В.И. Ленин
Свобода — это не вседозволенность.
М.С. Горбачёв
Капитальные и исчерпывающие познания о том, что же это такое - свобода, те из нас, кто постарше, впитали, можно сказать, с молоком матери. Спасибо классику. Со вседозволенностью оказалось намного сложнее, ее определение было дано нам, непросвещенным, только через отрицание...
Что касается практики car audio, особенно в той её части, которая относится к установке акустики, здесь у нас свободы всегда было хоть отбавляй. Взаимное расположение компонентов акустической системы (в заказной инсталляции, конечно) может быть самым разным. То есть свобода, но не вседозволенность, обратите внимание, поскольку при заданном устройстве кроссовера оптимальный вариант установки будет, скорее всего, один-единственный. Получается, что вы вольны испробовать различные варианты, но, пройдя в результате прослушивания через стадию осознания, по необходимости выберете лишь один. По дедушке Ленину — необходимый. Особенно много свободы даёт трёхполосная акустика. Здесь как раз будет уместным сказанное выше «хоть отбавляй», поскольку вариантов — несть числа, отыскание оптимума требует особой кропотливости и удаётся не только самым трудолюбивым, но и наиболее опытным. При этом далеко не всегда (ох, как далеко) получается совместить требования желаемого качества звука с эргономическими, да и просто эстетическими ограничениями. Или получается, но за очень отдельные. Потому и процветают в бескомпромиссных инсталляциях системы с активными фильтрами и раздельным усилением по полосам. Конечно, штатные кроссоверы в таком случае становятся уже лишними, в то время как (конкретно, в трёхполосной системе) часть его было бы очень полезно использовать. Вот бы нам такой кроссовер, чтобы на все случаи жизни...
Это всё в отчёте о тесте конкретной акустики сказано не для красного словца. Просто фирма Alpine очень даже близко подошла к решению этой задачи. Но, ordnung ist ordnung, то есть порядок превыше всего.
До сих пор Alpine Electronics на трёхполосную акустику не замахивалась. Вообще трёхполосники являются почти исключительно прерогативой чисто акустических фирм (примеры вы знаете сами, а нет — возьмите хоть наш тест из второго номера за этот год). Исключение составляет, пожалуй, лишь Eclipse, да и там явно «торчат уши» одной из именитых датских компаний. По схожему пути пошли и японцы. Какую-то часть разработки они перенесли через Тихий океан и доверили (уже не в первый раз) своему американскому отделению, а остальное, включая изготовление, снова перенесли через океанские просторы, на этот раз — Атлантические, и разместили там, где громкоговорители умеют делать лучше всех на этой планете. В Дании. Так и вышло, что на головках, входящих в комплект SPX-F17T, — надписи «Designed in USA» и «Made in Denmark». Кто конкретно из датчан замешан в этом проекте, сказать трудно, поскольку на типичную продукцию ни одной из известных автору фирм эти динамики не похожи. Значит, потребовалась своя оснастка, технология, откуда, в частности, и проистекает высокая цена. Впрочем, для трёхполосной системы в таком исполнении и в такой комплектации цена сразу показалась не сильно высокой, а после того, как выяснились все возможности F17T, начало казаться совсем наоборот.
Что я имел в виду, говоря о комплектации? Дело в том, что как низкочастотник, так и СЧ-динамик могут монтироваться четырьмя различными способами, каждый из которых подразделяется на два варианта в зависимости от того, используете вы проставку для уменьшения монтажной глубины или нет. Подробное описание вариантов крепления заняло бы немало места, да и не всем это надо. Скажу только, что монтажные кольца позволяют установить вуфер и мидрейндж как в штатные места со всевозможными вариантами расположения «родных» монтажных отверстий, так и на «независимых площадях». Это и естественно. Штатные места бывают, конечно, и под пять, и под шесть с половиной дюймов, но чтобы одновременно то и то для одного и того же фронта — это никогда. В общем, тут уже разработчики продемонстрировали подход, который граничит со вседозволенностью (но границу пока ещё не переходит). Для порядка отмечу, что во всех вариантах, которые не предусматривают использование штатных решёток автомобиля, рамки гриля монтируются под ободом диффузородержателя и обеспечивают качественное уплотнение. Твитер тоже можно смонтировать на поверхности в дополнительном корпусе с углом установки около 45 градусов либо «в тело», как прямо, так и под углом.
Заметили, наверное, что, говоря о посадочных отверстиях, я упомянул размеры шесть с половиной и пять дюймов? Именно так: в отличие от большинства трёхполосников, среднечастотник в данном комплекте имеет калибр не четыре дюйма, а пять. И в одном из многочисленных режимов работы F17T это обстоятельство играет немаловажную роль. Кроме некоторых различий в форме обода диффузородержателя, НЧ и СЧ-головки представляют собой масштабные копии друг друга. Литая алюминиевая корзина полностью охватывает конструкцию динамика, тем самым гарантируя стабильность геометрии магнитной системы. Вес магнитов — 910 и 810 г соответственно. Материал диффузора — нигде более не встречающийся: древесные волокна в полимерном связующем. Колпачки одинаковые, около 30 мм в диаметре, фактически по размеру звуковых катушек (26 мм). Резиновый подвес там и там ощутимо мягче обычного, с гофром специальной формы и переменной толщины. Ну, что там — «ощутимо мягче» — в технической части текста есть табличка с измеренными параметрами Тиля — Смолла; вы сами можете сравнить эквивалентные объёмы, скажем, с данными из группового теста компонентников в этом же номере.
Конечно, шайбы магнитной системы в обеих головках с вентиляцией, но, кроме того, для циркуляции воздуха предусмотрены и окошки в корпусе магнитной системы, что позволило изготовителю специфицировать довольно высокие показатели по среднеквадратичной (RMS) максимальной мощности. Как НЧ, так и СЧ-динамики снабжены аккуратными пружинными зажимами. Твитеры тоже в алюминиевом корпусе, с текстильным куполом 28 мм.
Но самое интересное здесь — это кроссовер. То есть совершенно честно, подобных устройств я не видел ни в car audio, ни уж тем более в домашней технике. Почему «тем более»? Действительно, в домашнем хай-энде встречаются порой очень непростые конструкции. Но там конфигурация системы задана раз и навсегда, и кроссовер («правильный» кроссовер) делается так, чтобы обеспечить в этой конфигурации оптимальные характеристики. В нашей области взаимное расположение головок меняется в широких пределах, и кроссоверы в лучших моделях делаются так, чтобы обеспечить некоторую свободу инсталлятору. Но то просто в лучших. В нашем сегодняшнем случае модели совершенно эксклюзивной конфигурация системы может меняться в пределах, почти ничем не ограниченных. Точнее, ограниченных лишь фантазией инсталлятора и запросами потребителя, а это всё равно что ничем.
Видите массивные жёлтые перемычки, напоминающие по форме и размеру стандартные плавкие предохранители? Они обеспечивают различные характеристики фильтров или даже отключение некоторых (да хоть бы и всех) из них. Удобно, кстати, что все поясняющие надписи находятся не на крышке, а на плате кроссовера, так что при настройке не нужно вглядываться в лежащую отдельно крышку, чтобы понять, что там чему соответствует. Итак, две пары перемычек в зависимости от их присутствия позволяют работать с одним двухканальным усилителем (стандартное включение), двумя (когда отдельный усилитель работает только с басами) и, наконец, с тремя, по методу три-ампинга. Потому-то для НЧ, СЧ и ВЧ есть не только выходные, но и входные зажимы. Далее, для твитера вы выбираете одну из пяти ступеней аттенюации -3/-1,5/0/+1,5/+2,5 дБ. В действительности, конечно, никаких «+» в пассивном кроссовере ни сном ни духом, но здесь мы в порядке исключения сохраняем «язык оригинала», потому что запутаться можно и так. Обозначение аттенюации продублировано ещё и «углами зрения», под которыми наблюдается твитер. Аттенюатор среднечастотника на три положения, обозначенные углами 0, 20 и 45 градусов. Любой из четырёх фильтров (напомню, что полосовой фильтр среднечастотника состоит из ФВЧ и ФНЧ) отключается. Это, главным образом, на тот случай, если в системе с раздельным усилением по полосам используется какой-то из активных фильтров усилителя. И если отключать, к примеру, ФВЧ твитера, как правило, ни к чему, то такая же возможность применительно к ФВЧ среднечастотника оказалась «секретным оружием» в оснащении F17T.
Параметры среднечастотника в этом комплекте крайне необычные. Мало того, что калибр не среднечастотный. Резонансная частота вышла, как у самых басовитых «шестёрок». В этом случае, если среднечастотник включён только через половину полагающегося ему фильтра, на басах он оказывается работающим параллельно с басовиком, соответственно форсируя систему по басам до уровня, недостижимого в обычной трёхполоске.
Кроме того, в зависимости от взаимного расположения головок вы можете подобрать характеристику ФНЧ для басовика (два варианта) или для среднечастотника (три варианта). Когда, что и как ставить — всё это подробно разъяснено в наставлении, но, конечно, надо слушать, слушать и слушать. По умолчанию перемычки установлены для идеального случая, когда все три головки стоят на одинаковом расстоянии от слушателя, как на демонстрационном стенде. Да, чуть не забыл. Если извлечь все перемычки, определяющие выбор ФВЧ и ФНЧ «серединки», то можно перевести кроссовер в режим работы с двухполосной акустикой. Конечно, вряд ли найдётся любитель пострелять из пушки по воробьям, но такая возможность тоже существует. Хоть бы для экспериментов, да и вообще, мало ли что...
Короче, вседозволенность, как и было сказано. Естественно, при таком количестве переключений просто необходимо было загнать в корпус изрядное количество резисторов (в нашем случае — девять). Известно, что оптимальный выбор для фильтров — это 10-ваттные резисторы: они меньше нагреваются, соответственно, их сопротивление не «дышит» и не вносит лишнюю нелинейность. В кроссоверах («наших», по крайней мере) сплошь и рядом используют 5-ваттные резисторы, они не намного хуже, зато вдвое компактнее. Создатели этого кроссовера на компромисс не пошли. Везде, где надо, стоят 10-ваттные, но компактные резисторы. Устроены они почти так же, как и обычные — внутри нихромовый провод в теплопроводной пасте, только внешний корпус не керамический, а металлический, с рёбрами охлаждения. Естественно, такой корпус намного компактнее, вот только стоят эти резисторы на круг втрое дороже «керамики». Ну, понятно, что здесь лишний десяток евро (или 70 тамошних крон) никого не остановил. Из шести катушек две намотаны на феррите — это те, что в ФНЧ басовика и ФВЧ среднечастотника, но на этих частотах по-другому и не бывает.
При прослушивании сразу выяснилось, что твитер в нашей «инсталляции» лучше включить с обратной полярностью (потом этот вывод подтвердили и измерения). А вот положение аттенюатора выбрать удалось не сразу. В исходной позиции (0 дБ) количество верхов было оптимальным, но присутствовала некоторая металлическая окраска. В самом верхнем (+2,5 дБ) «металл» исчез, но звучание в целом стало чересчур ярким. В результате остановились на «+1,5» как на компромиссном решении. Характер баса, воспроизводимого F17T, оказался тесно связан с режимом работы... среднечастотника. А значит, и с другими характеристиками акустики, в частности — звуковой сценой. В штатном трёхполосном режиме (включены все фильтры) бас воспроизводился правильно, с хорошей атакой, но немного скупо. При этом сцена рисовалась с очень хорошо декларированным эшелонированием. Возник даже некий спор среди участников прослушивания насчёт того, на каком расстоянии сидит гобоист от дирижёра. То, что прямо перед дирижёром, было слышно. А насчёт расстояния вглубь сцены начались дискуссии, само возникновение которых уже свидетельствует об уровне реализма воспроизведения записи симфонического оркестра, когда этим занимается F17T.
Когда мы попробовали отключить ФВЧ среднечастотника, басы сразу же набрали мощь и рельеф, и одновременно изменилась звуковая сцена. Локализация инструментов по фронту осталась прежней, но уменьшилась протяжённость сцены в глубину. Этот эффект в автомобиле может проявиться иначе, и наличие ещё одной степени свободы — очередной кирпич в стену храма вседозволенности.
F17T отличается редким тактом при воспроизведении инструментальной середины. Флейта очень натуральная и вместе с тем спокойная. Скрипки вначале показались несколько жёсткими, и это грозило стать ещё одним пунктом повестки дискуссионного клуба, но здесь решили сделать «контрольный выстрел»: тот же диск, тот же трек, но в домашнем транспорте, через ламповый усилитель и акустику Dynaudio Contour (на Evidence пока не накопили). Оказалось, что такие они и есть, а значит, датчане и здесь не лгут.
Отдельным испытанием стал четвёртый трек нашего нового проекта — тестового диска «Let’s Test!». Четвёртый трек — это Симфония №45 Гайдна, где вся скрипичная группа неожиданно резко переходит к фортиссимо, такой оркестровый маневр обычно ставит в тупик даже породистую акустику, начинается звуковая каша. F17T такое дело перенесли весело и гордо, тембр звучания оркестровой группы совершенно не изменился, не было слышно и признаков тепловой компрессии или, упаси Господь, искажений.
Макс. мощность, Вт RMS* 75
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 70 — 16000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 90,5 — 92**
Средний коэффициент нелинейных искажений, %
(25 Вт, 160 — 4000 Гц) 1,9
Коэффициент нелинейных искажений, % (25 Вт, 100 — 125 Гц) 3,4
*По данным изготовителя.
**В зависимости от положения аттенюаторов.
Параметры Тиля-Смолла
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Fs, Гц | 48,4 | 52,2 | 730 |
Vas, л | 19,1 | 13,3 | - |
Qts | 0,74 | 0,36 | - |
Всюду выше резонансной частоты басовика импеданс остается неправдоподобно одинаковым, а электрическая фаза изменяется в пределах +15/-10 градусов. | Импедансные кривые отдельных головок. Обратите внимание на необычно низкую частоту резонанса 5-дюймового среднечастотника |
Работа аттенюатора пищалки и среднечастотника по напряжению на выходе кроссовера | АЧХ фильтров кроссовера по напряжению |
АЧХ на выходах кроссовера в разных режимах работы фильтров НЧ и СЧ-головок | Общая АЧХ системы при различных углах излучения |
Эффект от работы аттенюатора пищалки и селектора угла среднечастотника по звуковому давлению | Изменение АЧХ системы в зависимости от режима работы фильтров |
Зависимость коэффициента гармоник от частоты. Нечетные гармоники дружно падают очень низко выше 700 Гц. |
МЁД & ДЕГОТЬ
Прибавление в семействе трёхполосной акустики — вообще радость, а появление акустики такого класса — радость вдвойне. Здесь исключительный технический и эстетический уровень (последнее относится даже не столько к исполнению и отделке, сколько к звучанию) непостижимым образом сочетается с пусть достаточно высокой, но совершенно не заоблачной ценой. Это уже получается не вдвойне а сразу втройне. Но ведь кроме и свыше того, новая акустика позволяет достичь невиданной ранее свободы в инсталляции. Даже уже не свободы, а вседозволенности.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Alpine SPX- F17T
ПОЧЕМ
$656
ЭТО — ПЛЮС
Беспрецедентное качество исполнения всех элементов
Великолепное звучание
Исключительная гибкость настроек
ЭТО — МИНУС
Поставить «пятерку» и «шестёрку» в одну дверь не всякому по силам
ОДНИМ СЛОВОМ...
Для такой системы цена выглядит очень гуманно
РЕЙТИНГ
Конструкция 10
Частотная характеристика 8
Чувствительность 9
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 44/50
Источник: журнал Автозвук, 07/2002. Юрий Евтушенко
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro