А акустика? Здесь все легко становится на свои места и без материального ущерба. Пищалка, например. Дело даже не в женском имени, назвав пищалку твитером, мы не сделаем её мужественнее, как не становится менее женственной Хаматова оттого, что её зовут Чулпан. И более женственной - Арбенина оттого, что она Диана. Характер у пищалки женский, стать и повадки. Хрупкая, ранимая, пальцем тронешь - в слёзы, тут и вопросов быть не может. Мидбас - тот и покрупнее, и покрепче будет, и голос соответствующий. Среднечастотник застрял как-то посерёдке, где ему и место по специальности. Он ведь откликается и на «серединку», без обид. А голос - сразу и не поймешь, у кого ближе к баритональному тенору, у кого такое сопрано, что в ушах звенит, это индивидуально.
Вот сабвуфер гендерных разночтений не допускает. Самый худосочный представитель этой породы - всё же мужчина, разговаривает в положенной от природы октаве, сложением обладает по-любому солидным. Покушать не дурак, это уже зависит от чувствительности и допустимой мощности.
Есть, однако, и такие представители племени сабвуферов, мужское начало которых не просто несомненно, а вызывающе. Выглядят они так, как если бы крепко сложенный мужчина годами сидел на стероидах. Бывали у нас с тестах такие, и не раз. Но этот перешёл все мыслимые границы.
Имя своё Stroker Pro унаследовал от просто «Строкеров», ставших в своё время довольно знаковой конструкцией. Идея, положенная в её основу, заключалась в том, что в дополнение к обычной центрирующей шайбе была установлена вторая, которой диффузор крепился к центральной штанге, выступавшей из звуковой катушки. Тем самым достигалась повышенная линейность перемещения диффузора. Вернее, в данном случае важнее, что линейно перемещается катушка, а это значит, что даже при запредельных её перемещениях практически исключена возможность перекоса и удара её о полюсные наконечники магнита. Оговорка «в данном случае» сделана потому, что по большей части «Строкеры» использовались не в аудиофильских установках с детальностью и вовлечённостью, а либо в откровенно спортивных инсталляциях, либо в пограничных с ними, типа «улетай с дороги птица». Такой, теперь получивший право называться «классическим», Stroker побывал в нашем тесте больше пяти лет назад («АЗ» №3/2000, с гимнасткой на обложке, может, кто помнит).
Классический Stroker был далеко не субтилен, однако за прошедшие годы конструкторы Cerwin-Vega! (команда которых включает и классика отечественной акустики А.Г. Войшвилло) скармливали ему стероиды в дозах, от которых нынешний губернатор Калифорнии заплохел бы настолько, что не дотянул бы до выборов. Сердце бы не выдержало.
Сердце сабвуфера - звуковая катушка. У «Строкера Про» оно выдержит что угодно. Катушка четырёхдюймовая, а потому возможности по рассеиванию тепла у неё не то чтобы серьёзные, вовсе нет, они даже не большие, они - немыслимые. Простая экстраполяция (представительной статистики по таким катушкам нет, они - одна на сотню) подсказывает, что такая катушка способна рассеивать 1,3 - 1,4 кВт тепловой энергии. Но это при условии, что она имеет обычную длину. Саму катушку увидеть не удалось, у «Строкера» закрытый корпус, но ширина эллиптического гофра из пенополиуретана (40 мм) косвенно указывает на то, что катушка длинная даже по меркам длинноходовых головок. Кстати, указана величина хода катушки - 40 мм, и это однозначно свидетельствует о том же. В общем, изготовитель специфицирует мощность 2,5 кВт, причём не с бухты-барахты, без указания, что за мощность, где мощность, сколько мощность, а по строжайшему и международнейше признанному стандарту EIA RS-426B, а это непрерывная работа в течение целого дня (восьмичасового, сверхурочные здесь не приняты).
Теперь вопрос: катушка уникальных размеров (как мы потом увидим, и масса подвижной системы тоже беспрецедентная), каким должен быть магнит, чтобы обеспечить к.п.д. преобразования на обычном уровне? Ответ один: уникальным. Чтобы снять резиновый чехол, требуется применить слесарный инструмент, так что приведу размеры магнита лишь приблизительно: 250 х 50 мм. Масса его не указана, но известна полная масса головки: 63 фунта, что в привычных для нас единицах означает почти 30 кг, а у динамика, как вы понимаете, полная масса в решающей мере определяется именно массой магнита.
Конструкция нового, «профессионального» «Строкера» сохранила некоторую преемственность, но от старого (любительского?) отличается радикально, и не только безбожно возросшими массовыми показателями. Диффузор, как таковой, обнаружить можно, правда для этого надо заглядывать динамику «под хвост», в окна корзины. Только там видно, что диффузор есть, что он сделан на основе целлюлозы, но - с синтетическим связующим, так что конус приобрёл почти исключительную прочность. (Эпитеты «уникальный» и «исключительный» нам ещё не раз встретятся, но это всего лишь констатация факта - таково уж изделие.) Центрирующих шайб уже не две, а три. Верхняя и нижняя - это фирменный знак серии, но нижняя сделана двойной, с разносом отдельных шайб миллиметров на 20. Фамильная верхняя шайба перебралась ещё выше, и теперь её крепление практически совпадает с линией крепления подвеса. А ещё выше появился полусферический колпак из акрила, он, вместе с невидимым диффузором, и служит объёмным излучающим телом, охватывающим верхнюю шайбу подвеса. Чума, в общем, сроду такого не видели...
Как положено, конструкция динамика полностью разборная - для эспиэльных сабов звуковая катушка, как известно, является расходным материалом. Вы можете отделить только магнитную систему либо извлечь всю «подвижку» вкупе с «постелью» нижних центрирующих шайб и винтовыми контактными зажимами. Могла бы возникнуть сложность с демонтажом верхней шайбы - точка, где она соединяется с опорной штангой закрыта от внешнего вмешательства колпаком. Однако эта задача тоже решается - через осевое отверстие в керне (а это 40 мм) надо отжать стопорную шайбу и освободить штангу от опоры.
Центральная штанга в этой конструкции - не только опорный элемент. Впервые, а с большой вероятностью - в единственный раз приходится видеть сабвуфер, в комплекте которого есть... ключ для регулировки коэффициента нелинейных искажений, причём только в сторону увеличения. Если приданным для этой экстравагантной цели длинным торцевым ключом крутить нужную гайку через отверстие вентиляции в торцевой шайбе, штанга, к которой прикреплён центр верхней шайбы, будет смещаться вдоль оси магнитной системы. При этом исходное положение «подвижки» сместится из «нейтрали», нарушится симметрия системы, в результате в воспроизводимом сигнале увеличится содержание чётных гармоник, которые попадут в измерительный микрофон на соревнованиях и принесут дополнительные доли децибела там, где за доли и идёт борьба. Как это работает (да и работает ли), ещё предстоит убедиться.
Вообще-то создатели динамика сделали приписку, что такой трюк может оказаться полезным и для музыкальных систем, мол, искусственно подчёркнутая вторая гармоника будет способствовать как бы восстановлению слухом основного тона, если его почему-то не хватает. Только почему это его будет не хватать, когда басовую партию исполняет такое чудовище?
Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 2500
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 82,3
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 97,5
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ 1,2
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 - 125 Гц), % 2,34
Параметры Тиля-Смолла
Заявка | Факт | |
Fs, Гц | 27 | 41,3 |
Vas, л | 50,9 | 10,5 |
Qts | 0,62 | 0,608 |
При знакомстве с приведенными изготовителем параметрами Тиля - Смолла мы вначале испытали легкое замешательство, которое сменилось изумлением и наконец - весельем. Это когда обнаружили, как американцы перевели фунты в килограммы. Со скрупулёзностью, достойной лучшего применения, они сообщают, что 63 lbs (фунта) это 14,96 kg (на самом деле, как было сказано, ровно вдвое больше, и желающим вступиться за американцев предлагаем потаскать предполагаемые 15 кило собственными руками, мы свою порцию удовольствия уже поимели). Так что первые два параметра
Т - С нас уже перестали удивлять (заявленный третий параметр непонятным образом совпал с нашими измерениями, нечасто этому приходится так искренне удивляться). А ведь всем должно быть понятно, 51 л эквивалентного объёма характеризуют довольно мягкую головку и уж никак не агрегат с тремя центрирующими шайбами, на диффузоре которого можно сидеть, только неудобно: жёстко и соскальзываешь.
В этом контексте придётся ещё раз удивиться. Тому, что рекомендованные изготовителем (или авторами наставления) размеры акустического оформления могут быть с успехом претворены в жизнь, если, конечно, исходить из реальных («наших») параметров, а не фантастики из прилагаемой брошюры. В ЗЯ объёмом 20 л получится АЧХ с исчезающе малой неравномерностью (2,3 дБ), предназначенная для корректного воспроизведения музыки. Такое использование Stroker Pro его создателями тоже предусмотрено, об этом они чуть стыдливо, но пишут в наставлении. Стыдливость - оттого, что не мужское это занятие слушать, как на скрипочке пиликают. Нормальная же, «мужчинская» эспиэльная характеристика получится, согласно рекомендации фирмы, в ящике объёмом 34 л с ФИ, настроенном на 49 Гц. Максимальный подъём 13 дБ на частоте 51 Гц. Только если, следуя наставлению, взять две трубы по 4 дюйма (10,2 см), окажется, что 27-сантиметровым портом никак не обойтись, а надо будет взять трубу (ровно!) вдвое длиннее: 54 см. Не исключено, что два гибких порта удастся уложить в ящике. Если нет, то можно взять одну трубу длиной 23 см. Это - по рекомендациям фирмы. По нашим прикидкам всё ещё интереснее.
Окончательно «мужская» (даже по силуэту) эспиэльная АЧХ получается в ФИ объёмом 55 - 60 л при той же настройке на 49 Гц. Акустическое усиление 15 дБ, как минимум, пиковая чувствительность на частоте 55 Гц составит 97,5 дБ. Спокойную АЧХ с фазиком получить нереально, поскольку требуется очень малый объём и низкая настройка ФИ, так что это оставим.
Можно было догадаться, что при таком эквивалентном объёме Stroker Pro 12 сможет работать в компактном ЗЯ, но чтобы до такой степени... В общем, уже от 10 л начинается, как говорят, «настройка» с ровной, аудиофильской АЧХ. Короче, в 10-литровом ящике неравномерность 1,2 дБ, но самый интересный вариант получается в ЗЯ объёмом 16 - 18 л: неравномерность побольше, около 2 дБ, но зато и акустический подъём на те же 2 дБ позволит поднять чувствительность до приемлемой величины. Только вот здесь было бы катастрофой не учесть объём, вытесняемый головкой (для обычных динамиков и обычных объёмов это не так важно). Авторы наставления (похоже, что разработчиков они даже никогда не видели) утверждают, что это 4,5 л, но я бы советовал исходить из 6 л. Их надо прибавить к расчётному объёму ящика, а то крупному мужчине там будет нечем дышать...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуфер
КТО
Cerwin-Vega! Stroker Pro 12
ПОЧЕМ
$1270
ЭТО - ПЛЮС
Беспрецедентный резерв мощности
Способность работать в уникально
компактном ЗЯ
ЭТО - МИНУС
Внешний вид не создаёт праздничный настрой
Праздничный настрой создаёт инструкция
ОДНИМ СЛОВОМ...
Доверяйте профессионалам.
Только не надорвитесь
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Реальная чувствительность 8
Искажения 8
Компактность оформления 10
ИТОГ 44
Источник: журнал Автозвук, 07/2005. Андрей Елютин, Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Толстый и тонкий. Тест акустических систем Focal ES 165 KE и ES 165 K2S серии K2 Power