Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Toyota Land Cruiser 100. Люстра под контролем

    А что люстра? У вас дома наверняка висит, да ещё и не одна, кому хочется впотьмах ходить да спотыкаться? Примерно такой же концепции придерживаются автомобилисты, особо близкие к раллийной тематике, где пышными, что в твоём дворце, люстрами усиливают способности штатного головного освещения. Тема весьма актуальная для зимних заездов неподалёку от Полярного круга.
    Установщики из «Аудиохирургии» уже давно взяли на вооружение разные способы «сдваивания» акустики фронта и тыла (например, см. «АЗ» №5/2005), и изготовление «двухрожковых» автомобильных люстр звукового диапазона поставлено практически на поток. Следующим и естественным шагом стало ещё одно удвоение числа «рожков» и подвешивание люстры на положенное ей место, то есть под потолок. Одна из причин, которая ускорила появление на свет люстры привычного формата, довольно проста - в кузовах типа «универсал» задней полки (жёсткой) нет и не бывает, а значит, единственным местом для монтажа всех «рожков»-динамиков остаётся только потолок.
    Вообще-то акустическая начинка Toyota Land Cruiser подобрана довольно интересно. Фронтальная акустика - трёхполосная, от середины и выше собрана на одиночных твитерах Hertz HT 25 и купольных мидрейнджах HD 500. Дверные мидбасы парные, марки Hertz Space 8, и включены параллельно, принуждая соответствующий усилитель работать в сильноточном режиме на нагрузку 2 Ом. Тыловой комплект, в противоположность фронту, собран на одиночных дверных мидбасах Hertz HV 200 и сдвоенных 13-сантиметровых коаксиалах Rockford Fosgate T152C, включённых последовательно и упакованных в ту самую четырёхрожковую люстру. Такое богатство низкочастотных динамиков 20-сантиметрового диаметра оставило на долю сабвуфера только проработку пограничных с инфразвуком частот, и с этим успешно справился один саб на 30-сантиметровой (12 дюймов) головке Rockford Fosgate T112D2.
    Второй штатный пульт управления «головой» пока удержал заказчика от решительных модернизаций
    Пара «рожков» фронтальной люстры заняла чуть ли не половину дверной обшивки
    Размеры задних дверей оказались естественным ограничением числа динамиков
    Дверная обшивка зажата между половинками составного акустического подиума
    СЧ и ВЧ-динамики на стойках максимально сближены и направлены в одну точку под салонным зеркалом
    Цифровые кнопки всё ещё проигрывают в удобстве аналоговым ручкам
    Двигают всеми звуковыми катушками три усилителя Rockford Fosgate, по четырёхканальнику T8004 на фронт и тыл плюс моноблок T20001bd для сабвуфера. Активные кроссоверы каждого из трёх «Рокфордов» задают необходимые частоты раздела не только недалеко от границы исчезновения стереоэффекта, но и повыше, между полосами низких и средних частот. Фронтальный мидбас работает от 55 до 800 Гц с крутизной спада АЧХ на краях в 24 дБ/окт., тыловой же сверху подрезан пониже, от 55 до 400 Гц, теми же фильтрами 4-го порядка. И спереди, и сзади частота раздела между серединкой и верхушкой диапазона определяется заводскими пассивными фильтрами. Поскольку заявленный в задании хаус и поп-рок требовалось подкрепить давлением не только сверху (со стороны люстры), но и снизу, сабвуферный диапазон «наползает» на мидбасовый с перехлёстом почти в 25 Гц и заканчивается на 80 (24 дБ/окт.).
    Все усилители получают полагающийся им по разделению труда сигнал с линейных выходов активного кроссовера AudioControl Four.1i, который был задействован не для формирования полос звукового сигнала - с этим успешно справляются активные фильтры усилителей, а в качестве темброблока с удобными аналоговыми рукоятками и линейного драйвера. Линейные выходы, полученные из штатного головного устройства, не отличаются ни подобающим уровнем сигнала, ни высокой нагрузочной способностью, и для удовлетворения аппетитов трёх пар входных каскадов выходные повторители AudioControl оказались как нельзя кстати.
    Хотя внедорожные «универсалы» славятся своей пассажировместимостью и грузоподъёмностью, усилители заняли больше половины полезной площади багажного отсека, а субвуферный ящик - вообще целиком заднее левое крыло. Три «Рокфорда» и сопутствующие им конденсаторы плотно уложены в фанерный ящик 12-сантиметровой высоты, в боковых стенках которого насверлены вентиляционные отверстия. В той части нового фальшпола, которая оказалась не занята автозвуковыми компонентами, выгорожен плоский бардачок для неизменных в любом автомобиле дорожных мелочей. Все новые детали пола отделаны практичным карпетом в цвет пластиковой обивки.
    Корпус сабвуфера закрытого типа сработан в лучших традициях жанра «стелс» и прячет все 35 л своего стеклопластикового тела, заполненных овчиной марки DLS, в нише левого крыла. Жёсткость пластику при сохранении внятных значений веса придаёт пара рёбер, опирающихся на массивную переднюю стенку из MDF-плиты. Правое крыло, за которое было взялись аудиохирурги, оказалось полностью забито деталями штатной печки, а слушать хоть и серьёзный, но в буквальном смысле холодный звук сочли моветоном.
    Для монтажа «люстры» за потолочной обшивкой основательно закреплён фанерный лист
    Компактная укладка трёх усилителей позволила выгородить напольный бардачок
    Все четыре звуковых «рожка» смонтированы в общем стеклопластиковом корпусе
    Ящик «стелс»-саба укреплён внутренними рёбрами жёсткости
    Рабочее место усилителей оборудовано четырьмя подпорками и множеством вентиляционных отверстий
    В основе удерживающих конструкций бортовой акустики лежат разнообразные фанерные и MDF-детали, которым с помощью шпаклёвки приданы благородные формы. Внутренние панели дверей, расположенные напротив корзин мидбасовых динамиков, щедро обклеены поглотительными «блинами» Focal Plain Chant, эффективными при гашении внутренних резонансов. Фронтальные СЧ и ВЧ-динамики установлены на передних стойках и направлены в одну точку под салонным зеркалом. Их тыловые аналоги в коаксиальном исполнении выстроены рядком и помещены в общий корпус-люстру, выклеенную из стекломата. Потолочный монтаж автозвуковой люстры выполнен с помощью дополнительного фанерного листа, установленного за обшивкой и прикреплённого к кузовным рёбрам-шпангоутам.
    Компактный корпус активного кроссовера - под рукой водителя, в нише подлокотника. Дистанционный регулятор баса смонтирован неподалёку, на центральной консоли, возле рукоятки АКПП.
    Страшный бич, практически неизлечимая болезнь всех осветительных приборов - это выход из строя источника света, лампочки, по-нашему. Как ни странно, но до сих пор не создали «вечных» лампочек, ресурс которых был бы сравним со сроком службы самого автомобиля. Ни привычные нам домашние люстры, ни специальные раллийные тоже не обладают иммунитетом против этой повальной хвори, сколько ты ни следи за напряжением питания и ни используй системы плавного пуска. Остаётся порадоваться за наше, автозвуковое, слово в строительстве люстр, которые, теоретически, готовы служить дольше самого автомобиля. Ну а если гейны спросонья не в ту сторону крутанул, тут уж ничего не поделаешь, при остром глазе можно и свечение катушки увидеть. Как там: «...увидел на миг ослепительный свет...». Впрочем, даст бог, обойдётся...

    Поведение АЧХ в области самых низких частот, действительно, похоже на неразыгравшийся сабвуфер, 12-дюймовый RF вполне способен забраться по частоте и ниже. Более низкая граничная частота пришлась бы очень впору весьма ровной и хорошей частотной характеристике во всём остальном басовом диапазоне, до 125 Гц. Выше, правда, начинается непонятка, которую позже, после окончательной стабилизации параметров головок, придётся устранять - провалена целая октава между 200 и 500 Гц. Это - самый крупный, он же - практически единственный огрех системы в инструментальном смысле, выше по частоте события развиваются почти идеально, за исключением непрошеного подчёркивания полосы частот вблизи 10 кГц.

    SQ
    Надлежащим образом заряженный автомобиль следует проверять не менее заряженным музыкальным материалом, которым в этот раз стали массивные басовые пласты сборника «Gothic Party» («АЗ» №2/2004). Эффектно и жёстко отработали гитары на 1-м треке (Lake Of Tears), бас же, против ожидания, показался поджатым. С таким поведением басовой секции приходится сталкиваться довольно часто, и ситуация выправляется по мере прогрева компонентов. 2-я дорожка (Dein Schatten) порадовала хлёсткими «электронными» шлепками, на 3-й (Stillife) клавишные инструменты взяли довольно звонкую ноту, что, впрочем, ничуть не разрушило мягкую мелодию. Клавесин на 4-м треке (Lacrimosa) вступил очень резко, да и высокий мужской голос показался навязчивым. Своебразный дуэт смычковых инструментов и ударных на 6-й композиции (Sieben) прозвучал впечатляюще быстро и динамично. Приготовленный на сладкое полнодиапазонный напор 7-го трека (Shiva In Exile) показался поначалу чересчур сильным для энергетических возможностей системы, а на второй минуте выяснилось, что звуковому давлению стали поддаваться элементы кузова, внося своеобразную окраску в звучание низких частот. Уверенная барабанная дробь на 12-й дорожке (Dvar) не вызвала практически никаких замечаний и на фоне потусторонних возгласов солиста выглядела в меру загадочной и средневековой.

    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источник: Toyota
    Активный кроссовер: AudioControl Four.1i
    Усилители: Rockford Fosgate T8004, T20001bd
    Акустика: Hertz HD 500, HT 25, HV 200, Space 8,
    Rockford Fosgate T152C
    Сабвуфер: Rockford Fosgate T112D2
    Студия: «Аудиохирургия»

    Источник: журнал Автозвук, 07/2005.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa